У калитки одноэтажного ухоженного дома на одной из тихих улочек Минска стояла невысокая энергичная женщина с открытой улыбкой. 85? Да ни за что! Голос так и звенит! В глазах – смешливые искорки и жизненный задор. А память?! Любой молодой позавидовать может. Еще несколько дней назад мы не были знакомы с Валентиной Демьяновной Кругликовой (Кунда) и ее боевой подругой Зоей Иосифовной Быковской (Кедо), которая приехала на встречу из другого конца Минска. Но уже через несколько минут с момента встречи свободно разговаривали, будто знали друг друга давным-давно. О военной молодости, постоянном риске и патриотизме их поколения, послевоенной жизни, детях и внуках, современном мире, родной газете… Да-да, о родной газете «Да новых перамог», а в их военную бытность – «За Савецкую Беларусь».
Очевидно, что на их судьбу выпали немалые испытания. Девочки-комсомолки не могли остаться в стороне от борьбы с фашистскими оккупантами, которые хозяевами разгуливали по разрушенному бомбежками и такому родному Минску. Зоя родилась в столице, после школьного выпускного поступила в политехникум. А Валентина в 1936, после смерти отца, председателя Ельского райисполкома, тоже переехала сюда к тете Вере Петровне и училась в Минском педагогическом училище. Успела закончить два курса, как грянула война. Голодно было. Валентине вместе с тетей приходилось ходить по деревням, обменивать вещи на продукты, чтобы прокормить двух ее детишек. Однажды летом 1942 года в поселке Беляково, что в 25 км от Минска, они попали на нелегальное комсомольское собрание, которое проводил будущий комиссар партизанского отряда имени М.Фрунзе Павел Спиридонов. Он приметил напористость и боевое настроение девушки и дал ей задание добывать лекарства, перевязочные материалы, спички, соль и передавать их партизанам. Тетина квартира стала явочной. А связные доставляли написанные от руки листовки, которые нужно было распространять среди населения. Однако вскоре из немецкой управы Валентине пришло указание явиться на сборный пункт. Было ясно, что ее ждет отправка в Германию. Оставаться в городе было опасно, и девушка решила сама искать своих связных. В д.Старое Село встретила П.Спиридонова, который и привел ее в отряд имени Г.Котовского. Но на его базе она задерживалась мало. Изо дня в день маленькая на вид девчушка шла с куском мяса «на рынок, чтобы купить больной маме лекарство», как объясняла немецким прихвостням и фашистам, и встречалась с подпольщиками, доносила им указания партизанских командиров, а в лес – затворы и передающие механизмы, лекарства… Ноги так распухали, что невозможно было снять сапоги, а на ступнях образовывались огромные мозоли. Не раз ее жизнь висела на волоске от смерти, но находчивость, отвага и умение предвидеть ситуацию всегда выручали. 23 человека Валентина Кунда привела в партизанские отряды из различных минских лагерей. И за этой девчушкой, которая хорошо знала город и все его окрестности, смело шли советские военнопленные, доверяя ей свою жизнь. Однажды подпольные пути-дороги привели ее на порог квартиры Стефании Кедо, матери Зои Иосифовны, связной с первых дней становления партизанского движения. А сама Зоя тогда была в отряде им.Суворова. Вместе с бойцами перепиливала столбы линий электропередач, собирала авиационные снаряды, долбила из них тол, заливала его в ящики, вставляла запал, и… отправлялись подрывники на железную дорогу. Немало немецких составов ушло под откос благодаря этим самодельным взрывным устройствам.
В конце 1943 года бригада имени М.Фрунзе, куда входили также отряды им.Котовского и Суворова, сменила дислокацию. Его база расположились в лесах Клетчины. Командование для выпуска газеты «За Савецкую Беларусь» – органа Клецкого подпольного РК КПБ, искало грамотных людей, хорошо владеющих белорусским языком. Выбор пал на двух молодых девушек Зою Кедо и Валентину Кунда, уже давно зарекомендовавших себя достойными бойцами партизанских отрядов.
– Мы получили приказ приступить к обязанностям наборщиков в феврале 1944 года, – вспоминает Зоя Иосифовна. – Первый номер газеты вышел 19 октября 1943, поэтому к нашему приходу уже была создана необходимая база. Редакция располагалась сначала в землянке на хуторе Зеновича недалеко от д.Колки, прямо рядом с землянкой райкома партии, первым секретарем которого на то время был Петр Андреевич Бегун (на снимке 2), позже – на базе отряда им. Ф.Дзержинского. Главным редактором был назначен Липа Давыдович Вайнер, его заместителем – Николай Михайлович Яроцкий (на снимке 1 слева направо), старшим наборщиком – Илья Антонович Шкурко. Вот, по сути, и весь коллектив, да еще три молодых паренька, которые приглядывали за закрепленными за редакцией лошадьми да выполняли хозяйственные вопросы. Электричества в землянке не было, только свечки. Поэтому мы с Валей, как только светало, садились за набор текстов: махонькие буковка за буковкой из кассы со шрифтами вставляли в специальную деревянную рамку. Когда текст был готов, Илья обвязывал этот «верстачок», чтобы буквы не посыпались, намазывал их краской, сверху накладывал бумагу и откатывал на ней валиком текст. Было у нас и клише Сталина, очень бережно к нему относились, не допускали никакой помарки на нем. Не помню, откуда появилась портативная печатная машинка, но на ней мы практически не работали. Уже после войны видела ее здесь, в одном из минских музеев.
А вот о чем писала газета в №29 (41) от 28 мая 1944 года: «У ноч на 11 мая групай партызан з атрада імя Дзяржынскага пад камандаваннем партызана Міхася П. быў замініраваны чыгуначны шлях на ўчастку Ганцавічы-Лунінец. Раніцай ад партызанскай міны адбылося крушэнне варожага эшалона. У выніку крушэння разбіты адзін паравоз і чатыры вагоны, з якіх 1 вагон з вуглем і тры з харчаваннем. На рахунку баявога і смелага таварыша Міхася П. ужо маецца некалькі спушчаных пад адкос варожых эшалонаў. Ён – патрыёт сваёй вялікай маці-Радзімы і з гонарам выконвае загад, даны партызанам правадыром народаў т.Сталіным. За баявыя заслугі камандаваннем атрада таварыш Міхась П. прадстаўлены да ўрадавай узнагароды”.
– Писал тексты в основном Николай Яроцкий. А какие он стихи сочинял! – добавляет Валентина Демьяновна и даже одно из них цитирует по памяти. – Он бывал в каждом отряде, сам участвовал в боевых операциях, проводил политинформации при встречах с населением, рассказывал партизанам о делах на фронте… Недостатка в фактуре никогда не было. Николай очень тонко работал со словом, ведь он – учитель. Готовил тексты, корректировал их после набора. Нашу газету, а выходила она каждую неделю тиражом 150-300 экземпляров, ждали в каждом отряде, в каждом доме на оккупированной территории. Ведь мы не только писали о боевых действиях нашей бригады, но и доносили сводки Совинформбюро, в которых сообщалось о состоянии дел на фронте, рассказывали о злодеяниях фашистов, призывали народ на борьбу с ненавистным врагом. А сводки принимал радист бригады Иван Охотин. В то время очень трудно было достать питание для радиоприемника, но Ивану это всегда удавалось. С каким волнением мы каждый раз слушали голос Юрия Левитана, рассказывающего о боевых действиях Красной Армии! А вот с бумагой всегда напряженка была. Шли в дело листы ученических тетрадок, обои, старые бланки, даже бумажные мешки…
Одна из вылазок в деревню Заостровечье за такими мешками чуть не стоила В.Кругликовой жизни. Партизанки-наборщицы попали под обстрел немецких самолетов. Вражескими осколками ранило Валентину в ногу и живот. После наступившего затишья Зое пришлось тащить на себе истекающую кровью подругу. До своей базы они не добрались, в отряде им.Колпака сделали операцию. Зоя осталась выхаживать раненую в одном из домов в партизанской зоне. За продуктами приходилось бегать в свой отряд, а вернувшись однажды, на месте нужного дома застала только пепелище. Но и в этот раз судьба оказалась благосклонной к юной девушке. Когда начался обстрел, хозяйка опустила раненую партизанку в подвал. Это и спасло их обоих, хотя только на утро сельчане откопали засыпаных женщин. По распоряжению П.А.Бегуна раненую доставили на хутор Зеновича. Однако улучшение не наступало – раны стали гноиться. Валентину нужно было срочно отправлять на Большую землю.
На повозке ее уже доставили к аэродрому, куда должен был прилететь самолет, но оказалось, что посадка невозможна – немцы подходили к взлетной полосе. Пришлось возвращаться на базу. Помогли старый партизанский хирург, сделавший повторную операцию, старания Зои Иосифовны, которая, помимо выполнения обязанностей по набору газеты, неустанно ухаживала за боевой подругой, и, безусловно, жизненная сила самой Валентины. Только после воссоединения партизанской бригады с Красной Армией по настоянию Петра Андреевича Валентину направили в полевой госпиталь г.Барановичи.
А Зоя Иосифовна и после освобождения работала в редакции уже в самом Клецке. Вышла замуж за радиста Ивана Охотина, в июне 1945 года здесь родила дочурку. Комнату семье дали в том же здании, где располагался радиоузел. Здесь жили и Вайнер, и Яроцкий. Чтобы была возможность растить малышку и работать, из наборщиц Зою Иосифовну перевели в дикторы местного радио. Текстовку на белорусском языке писал сам Николай Яроцкий, а 10-15 минут прямого эфира заполнял ее мелодичный голос. «Зоечка, ты толькі хорашанька-хорашанька чытай, не спяшайся”, – всегда перед выходом в эфир просил ее заместитель редактора, тогда уже по предложению Л.Вайнера переименованной районной газеты «Да новых перамог». И изо дня в день в эфире звучало: «Увага, гаворыць Клецк!». В конце 1946-го З.И.Охотина уехала к мужу на Поволжье, в 1954 – вернулась в родной Минск, последний раз была в Клецке в 1966 году, на встрече партизан.
У каждой из них по-своему сложилась жизнь: растили детей и внуков, работали: Зоя Иосифовна – на АТС, Валентина Демьяновна – на железной дороге, но никогда с военных лет не теряли друг друга из вида и сейчас остаются самыми близкими подругами, как утверждают сами – сестрами по духу. Состояние здоровья не часто позволяет им видеться, но по телефону они разговаривают часами.
Воспоминания, воспоминания, воспоминания… О партизанской юности, перенесенных трудностях, стойкости и патриотизме белорусского народа, благодаря которым стала возможна победа над сильным и лютым противником, о боевых товарищах… У обеих среди многих боевых наград, украшающих их костюмы, есть особая, наиболее дорогая – медаль «Партизану Великой Отечественной войны» І степени. Мы гордимся нашими боевыми ветеранами, и очень рады, что они откликнулись, что такая встреча, пускай и через много лет, состоялась, и у нас есть возможность поздравить их с профессиональным праздником – Днем печати и с 65-летием Великой Победы. Спасибо вам, дорогие, за мирное небо и свободу, жизнелюбие и оптимизм, за то начало, которое нам посчастливилось продолжать в мирное время.
Ольга Русинович.
Фото автора и из семейного архива В.Д.Кругликовой.
Отправить комментарий