Сейчас загружается

Памяти нервущаяся нить…

Человеческая жизнь в масштабах космоса – одно мгновение, одна песчинка. И лишь хрупкий святой мосточек – память – перекидывает незримую нить, связывающую прошлое с настоящим. Говорят, жив человек, пока жива о нем память. Потому в минуты грусти, а, возможно, и часы душевного подъема мы идем к могилам своих предков, чтобы поделиться  наболевшим, «поплакаться» или поблагодарить ушедших в мир иной за оберег, подсказку, пришедшую во сне, просто порассуждать о смысле бытия…

В знак памяти над песчаными холмиками благодарные потомки устанавливают надгробные камни: шикарные гранитные памятники или скромные кресты, огораживают места захоронения витиеватыми литыми узорами или неприметными деревянными заборчиками. Но это, мне кажется, не столь важно. Важно, чтобы никогда не заросла тропинка, ведущая к могилам, и чтоб эти святые места были всегда ухожены и благоустроены. Так оно чаще всего и бывает. Особенно весной, перед Святой Пасхой или в День поминовения усопших, идут на кладбища люди, выгребают мусор, срывают пожухлую траву и… скидывают ненужный хлам на расположенную рядом старую заросшую могилку. Да-да, это не злая ирония, а реалии сегодняшнего дня. Особенно ощущаешь это, когда целые трудовые коллективы выходят на кладбища, чтобы убрать, вывезти накопившиеся горы мусора. А они, словно грибы, растут и растут из года в год. К примеру, весной только для наведения порядка на кладбище в Синявке были задействованы двенадцать организаций, погрузочная техника и самосвалы на вывозке мусора. Приходилось руками разгребать утрамбованный временем и дождями хлам, загружать его на носилки и выносить за территорию кладбища, туда, куда возможен был доступ техники. Еще раз акцентирую внимание: такая ситуация повторяется каждый год. Хотя на сельских сходах, при встречах с населением руководство местного сельисполкома неоднократно обращалось к жителям агрогородка с просьбой сразу после наведения порядка на могилах близких выносить мусор в специально отведенные для этого места за территорией кладбища. Но зачем вообще эти уговоры, просьбы? А как же элементарная человеческая совесть? Увы, дремлет…

Но кладбище агрогородка Синявка, к сожалению, не единственный адрес, где складывается подобная ситуация. Посмотрите на приведенные снимки, и вы найдете знакомые места со всех уголков района. В д.Липка – поваленный старый забор, черные пятна выгоревшей травы, «забытая» под белоствольной березкой металлическая ограда… В Заостровечье – прямо у входа за ярким окрашенным забором: отслужившие перчатки, бутылка, ржавая проволока, в центре, на старых могилах – новые  зарождающиеся «памятники» людской бессовестности… В Урведи место захоронения расположено практически в центре деревни, но так и не огорожено по периметру до конца; возле переполненных контейнеров – кучи мусора, оставленная рядом с могилкой уже ненужная пустая банка из-под краски…

Да, на кладбищах периодически наводится порядок, и в сельских Советах этот вопрос находится на постоянном контроле. Но целесообразнее все же, думаю, не доводить дело до аврала, а потом героически его разрешать. Есть более цивилизованный способ – просто     убрать за собой самому.

Большие объемы работ по поддержанию порядка проводятся и на городских захоронениях. Но не все удается, особенно на старом, тем более, что немало могил, за которыми уже некому ухаживать. Готово взвалить на себя этот нелегкий груз – поддержание порядка на всей территории кладбищ – КУП «Клецкое ЖКХ». Определенные договоренности по этому поводу достигнуты между руководством предприятия и Благочинным Клецкого округа настоятелем храма Воскресения Христова г.Клецка протоиереем Матфеем Белоусом. Но для практического решения вопроса необходимо дорогостоящее оборудование: бензокосы, бензопилы…  Хочется обратиться с прось-бой ко всем горожанам, жителям близлежащих деревень: давайте вместе наведем порядок на этих святых для каждого из нас местах, внесем свою, пускай и небольшую, материальную лепту в разрешение проблемы – сделаем в церкви пожертвования на благоустройство кладбищ. Ради памяти. Ради уважения к покинувшим нас.

Ольга Русинович.

Фото Евгении Семенчук.

Отправить комментарий

Возможно, пропустили