Сейчас загружается

Языческие прабабки куклы Барби

Вряд ли эти куклы имели бы коммерческий успех. С виду неказисты, некоторые, страшно отметить, без ног и, уж конечно, никаких тебе рук, а если не найдете на них лица, так это обыкновенное дело –  примитивизм чистой воды. Зато никакая пластмассовая копия девичьего организма не сравнится с магическими свойствами игрушек, представленных на прошлой неделе во временной экспозиции Музея истории Клетчины. Наши прабабки и поколения белорусов веками раньше считали их чуть не наместниками вышних сил на земле: они оберегали от нечисти, сходили заместо приворотного зелья, привлекали позитивную энергию в дом.

…вот и вышел человечек

Чтобы сконструировать что-то похожее на экспонаты выставки «Чароўныя лялькi», не обязательно заканчивать курсы кройки и шитья и подслеповато вправлять нитку в ушко иголки тоже не нужно. Процедура изготовления не подразумевала наличия ножниц и ниток. Ткань разрывалась на лоскутки, а затем перевязывалась лентами. Потому и прозвали такие изделия «рванками». Сделать это было не так трудно: материал для оберегов использовался из ветхой одежды. Считалось, что он счастливый и не несет никакого негатива, раз долго прослужил хозяину. Не очень заботились и об эстетике таких колдовских вещиц: хранили их в темном углу и для посторонних глаз они не были предназначены, иначе пропадала их сила. К тому же исполнившую желание тряпичную фигурку положено было сжечь, утопить, ну, в общем, любыми способами извес­ти со свету.

Самая древняя кукла экспозиции – «Десятиручка» (фото 1). Она помогала хозяйке всюду успевать. Каждой пятерне загадывали курировать свою работу. Говорят, очень полезная в доме вещь.

У незамужних девиц тоже есть свой татем. Тот поможет обжиться кавалером и вообще сделает женщину счастливой. От остальных  приворотная поделка отличается перекрещенными линиями на лице – это солярный знак, символ жизни. А еще при создании ее снабжали пышным бюстом, что являлось признаком плодородия и богатства. Завидные формы часто фигурируют у древних кукол, предназначенных принести в семью обеспеченность, уют и счастье.

Обязательным элементом в убранстве оберегов были белый и красный цвета, не исключались и орнаменты-символы.

Когда-то ни одна добропорядочная семья не могла обойтись без куклы «Берегини». Она ставилась в красном углу за икону. Внешне почти ничем не отличалась от других, только на пояс ей повязывали скрутки ткани, которые олицетворяли количество детей в семье. После этого «Берегиня» становилась заступницей всего рода.

Для самых маленьких сущест­вовала целая серия оберегов. Самые  эффективные – куклы «Начницы». Дело даже не в том, как они устрашающе выглядят. Просто непременный запах грязных тряпок, который они для пущего эффекта должны были источать, надо полагать, отпугивал не только зловредных духов, но и местный криминалитет.

Даже до появления на свет ребенка в кроватку новорожденному гражданину помещали магическую куклу, которую наполняли лекарственными травами. Такая игрушка служила и развлечением, и защитницей от нечистого, плюс своим приятным ароматом дарила крепкий сон младенцу. Такая вот универсальная вещица.

Подрастающая ребятня тоже училась делать свои куклы-«куватки». Для каждого возраста конструкция тотемной поделки усложнялась. Это было своеобразным экзаменом на самостоятельность и соответствие своим летам. Не приведи Господь, какой половозрелой матроне  попутаться в узелках. Верхом мастерства для девушки считалось умение сделать для себя куклу «Желанницу». У каждой была такая – одна  и на всю жизнь. Этот оберег самый прижимистый: не стоило ждать выполнения желания, если перед этим не одарить его ленточкой, бусинкой или другой какой бижутерией.

Были у наших предков и куклы, определявшие душевный склад гостя. Композицию с сообщающимися фигурками ангелов, висящими на длинных нитях, определяли в центр покоя. С дурными ли, с плохими мыслями нагрянет в дом знакомец, или так, заезжий человек, оберег сразу выдаст его намерения по повороту всей конструкции в соответствующую сторону. Погрешность такого анализа, поговаривают, не больше, чем у лакмусовой бумаги.

Куда же в языческом эпосе без коллективизма да всенародного братания. Вот и изготавливали для этих общественных целей куклу-свечу. С этим культовым предметом деревен­ский люд хаживал к самым лучшим хозяевам села, а те добавляли в нее свою толику свежего пчелиного воска. Таким нехитрым накопительским манером вес подобной свечи достигал 16 килограмм. Был в этом обряде для некоторых неприятный момент. От двора нерадивого хозяина ходоки воротили нос, как модница от полиэтиленового пакета.

Все описанные здесь куклы можно встретить в экспозиции Музея истории Клетчины, а заодно и больше узнать о магических свойствах каждой из них. Выставка продлится до середины сентября. Всех, кто не чужд суеверий, обещают научить сделать для себя кукол, приносящих счастье.

Юрий Мыслицкий.

Фото Евгении Семенчук.

Отправить комментарий