Сейчас загружается

…В «горячих» точках жатвы

Разгар уборочной кампании на Клетчине сдерживают кратковременные, но очень уж спорные частые в последние несколько дней летние дожди. Солнечный понедельник позволил хлеборобам по максимуму намолотить зерна, а вот во вторник в некоторых сельхозкооперативах комбайны выходили в поле буквально на несколько часов, а кое-кому вовсе не удалось убрать ни гектара: периодические осадки не позволили технике даже завести двигатели. Вопреки затишью на полях, на зернотоках буквально во всех сельхозкооперативах работа кипела и спорилась. Хозяйственники всеми силами стараются оперативно работать в горячую жнивную пору, чтобы убрать и сохранить хлеб. А в этом деле, как известно, мелочей нет. По крайней мере, не должно быть. На эти вот самые, казалось бы «мелочи», в частности, – обеспечение сохранности убранного урожая, организации безопасных условий труда, транспортировке зерна и др. – обращали особое внимание члены рейдовой бригады, которая в тот же самый вторниковский вечер – 27 июля – посетила ряд «горячих» точек в районе – эпицентров жатвы.

Как уже отмечалось выше, в этот вечер застать комбайны в поле (в силу дожд­ливых погодных условий) нам не удалось. А вот понаблюдать за работой на КЗСах – выпала возможность. Дождь подмочил сжатый урожай, зерно на зернотока поступило более высокой влажности и операторы сушилок активно вели его доработку. В частности, на зерноскладе в д.Бабаевичи шла подготовка семенного материала, одна за другой на территорию заезжали большегрузные МАЗы, взвешивались и направлялись на выгрузку на центральный склад в д.Красная Звезда, где работают два зерносушильных комплекса. Отмечу, что на всех грузовиках зерно было накрыто тентами. Остановленный на въезде на территорию семенного склада водитель МАЗа госномера 1550 АИ Сергей Слаута предоставил членам рейдовой бригады все необходимые документы – путевой лист с обязательными подписями и отметками, водительское удостоверение. А вот на встреченном нами чуть позже на подъезде к складу в д.Загорное – в 22.52. – прицепе трактора МТЗ-1221 зерно перевозилось без тента. То есть, механизатор его не поленился укрыть, а брезента вообще не оказалось. Насколько прицеп приспособлен к перевозке зерна – остается вопросом. Не было также в путевом листе механизатора Е.В.Березовского и отметки о прохождении утреннего медосмотра.

– Я просто очень рано выезжал из гаража – в шесть утра, а медсестра приходит позже… – оправдывался тракторист.

К девяти вечера «движение» в СПК «Грицевичи» уже поутихло. Комбайны в поле не выходили вообще из-за дождя. Остановил свою деятельность и КЗС в Мервинах.  На его территории (хотя сумерки еще не опустились) горело освещение, на посту находился сторож. Рабочий процесс остановлен – тишина нарушится только завтрашним утром.

Буквально полгектара во вторник успели сжать хлеборобы СПК «Заостровечье»,  вернул их в машинотракторный парк дождь. А вот лидский зерносушильный комплекс по-прежнему работал в три смены. Ровно в девять вечера за­ступил на очередное ночное дежурство ответственный специалист, в эти сутки – бригадир А.Л.Лобацевич, который встретил нас на въезде на территорию зернотока. Его смена закончится только в шесть утра, и всю ночь под прис­тальным вниманием ответственного будет вестись доработка зерна: предстояло высушить его из двух огромных «гор», которые были насыпаны на территории склада. Из одной – зерно постепенно загружалось в КЗС, вторая – была укрыта от надвигающегося дождя. Спокойно и организованно шел рабочий процесс в хозяйстве. Только вот особое недоверие у начальника ОГАИ А.В.Гринкевича вызвала автомашина ГАЗ, которая курсировала исключительно по территории зернотока: в документах отсутствовала отметка о прохождении техосмотра. Не мудрено – она, вся соржавелая, буквально рассыпалась на ходу, но, тем не менее, кузов – уплотнен пеной: не потерять ни зернышка!

Членов рейдовой группы удивила организация работы на КЗСе в д.Колки СПК «Морочь». Нет, срывов производства, упаси Бог, допущено не было. Машины возили зерно на комбикормовый завод, в частности, к остановленному по дороге в Клецк водителю (на снимке 1) МАЗа госномера 7844-5 АЕ вопросов не возникло. Доработку зерна на КЗС-10 вели операторы Иван Михайлович Ромашко и Сергей Анатольевич Кожич (на снимке 2), которые загружали зерно в бункеры, засыпали в шахту, подбрасывали дрова в топку, следили за влажностью в процессе сушки зерна. Все бы хорошо, только вместе со старшими коллегами на зернотоке работали четверо ребят, которым еще не исполнилось 18 лет, в ночную смену. Вернее, как стало известно, их рабочий день длился с 8 утра и до 12, перерыв – с 12 до 15 часов, и дальше до 22.00.

– Такая ситуация просто недопустима, – комментирует специалист по охране труда управления сельского хозяйства и продовольствия райисполкома    А.Н.Микулич. – Несовершеннолетним запрещено работать на зернотоках, да еще более шести часов в смену.

Ребят пришлось отправить домой. К тому же на зернотоке работал ЗИЛ госномера 4502, у водителя которого П.П.Конона отсутствовали какие-либо документы на автомобиль и водительское удостоверение.

Ровно 22 часа. На въездных воротах зерносклада СПК «Лазовичи»… замок. Хотя очевидно, что работают КЗСы, там находятся рабочие и стоит машина председателя. Сторож впускает нас на территорию и уверенно комментирует:

– Комбайны в поле уже не работают, машины зерно не возят, вот мы и закрыли ворота, чтобы посторонним не было соблазна без толку на зерноток идти…

Тоже правильно. Идет рабочий процесс. Труженики – на своих рабочих местах. Как, в принципе, и руководитель хозяйства: лично несколько раз в сутки бывает Михаил Петрович и около комбайнов, и на зернотоке, и во всех других «горячих» точках, где идет жатва.

– У нас тут целый комплекс зерносушилок: КЗС-10, КЗС-25 и СЗК-10, только вот старые они все, максимум тонн 100 за смену высушиваем… – говорит М.П.Аскерко. – Набрали уже бригаду строителей, чтобы фундамент делали под новую сушилку, будем КЗС-20 лидский возводить…

А пока на стареньких КЗСах изо всех сил стараются операторы и подсобные рабочие как можно больше доработать зерна. Проще было, когда стояла погода, и оно сухое в основном шло, или почти с оптимальным процентом влажности. А тут задождило и опять в особом напряжении операторы Сергей Швайко и Сергей Горкавый, Николай Кондратеня и Александр Новик, Дмитрий Резник и Дмитрий Бойко, Дмитрий Галяк и Вадим Груша.

Приятно было видеть среди рабочих на зернотоке и молодых тружеников: студенты Артем Троян, Александра Кудзелевич, Дмитрий Кулик помогали в уборке территории, подбуртовке зерна, а водитель Николай Царь (на снимке 3) – третьекурсник БГТУ – дежурил на зернотоке на грузовике, но в свободную минуту не прочь был помочь своим молодым коллегам.

Жатва для всех одинаковая – трудный, ответственный и напряженный экзамен, и выдержать его необходимо каждому достойно.

В рейде принимали участие Александр Гринкевич, начальник ОГАИ Клецкого РОВД, Андрей Микулич, главный специалист управления сельского хозяйства и продовольствия райисполкома, Ирина Шаг, корреспондент районной газеты.

Ирина Шаг.

Фото автора и Евгении Семенчук.

Отправить комментарий

Возможно, пропустили