С начала года на дорогах Минской области в 45 ДТП погибли 7 и получили травмы 40 детей. 80% аварий произошли по вине взрослых участников дорожного движения.
Минский район. Во время движения автомобиля «УАЗ», за рулем которого находился 19-летний парень, на проезжую часть из салона автомобиля выпала 16-летняя девушка. С многочисленными травмами пострадавшая до¬ставлена в больницу.
Борисовский район. Водитель мопеда не справился с управлением, съехал на обочину, где опрокинулся. В результате ДТП пассажир мопеда, учащийся 2-го класса, госпитализирован.
Молодечненский район. Водитель иномарки совершил наезд на несовершеннолетнего велосипедиста, ученика 7 класса. Ребенок от полученных телесных повреждений скончался на месте происшествия.
Логойский район. Минчанин, управляя «Фольксвагеном», выполняя маневр обгона попутного автопоезда с полуприцепом, пересек двойную сплошную линию дорожной разметки, выехал на полосу встречного движения и касательно столкнулся с встречной автомашиной «БМВ–520». После чего водитель автомашины «БМВ» выехал на полосу автопоезда и столкнулся с ним. В результате ДТП погибли водитель и четыре пассажира автомашины «БМВ», среди них 5-летняя девочка.
Вилейский район. 04.00. Сельская улица. Водитель, 1986 г.р., не имея права управления, тем не менее находясь за рулем автомашины «Мицубиси Монтеро», не справился с управлением, выехал на правую обочину и наехал на придорожное дерево. В результате ДТП получила телесные повреждения пассажир автомашины, учащаяся 10-го класса.
Смолевичский район. Прямо под колеса автомобиля выбежала на проезжую часть малолетняя минчанка. Оборвалась детская жизнь.
Это только шесть примеров автоаварий с участием детей, а уже хочется поставить точку. Чтобы не было больше трагедий – боли, страха, слез. Чтобы в ежедневных сводках о ДТП не значилось «погиб» или «пострадал ребенок». Но впереди еще больше двух недель летних каникул, а потом – период адаптации к обычной жизни в городе, от которой дети сумели отвыкнуть…
В вопросе детской дорожной безопасности нет спокойных периодов. Поэтому и расслабляться нельзя ни на минуту. Как уберечь ребенка от трагедий на дороге? Об этом наш разговор с начальником Управления ГАИ Минской области Николаем Михайловичем КОРОТКЕВИЧЕМ:
– Совместно с представителями образования перед началом летних каникул мы провели большую работу. Можно сказать, что это была целая профилактическая кампания, направленная на то, чтобы дети ушли на каникулы с твердыми знаниями Правил дорожного движения. В летние месяцы организуем разнообразные акции среди участников движения и многочисленные выступления сотрудников милиции общественной безопасности перед детской аудиторией, например, в оздоровительных лагерях с демонстрацией видеофильмов, раздачей буклетов и памяток, развивающими и обучающими играми по ПДД. Польза от этого очевидна. Но мы столкнулись с другой проблемой. Анализируя детскую аварийность, мы пришли к тому, что из 45 ДТП, в которых пострадали несовершеннолетние, только в 9 непосредственно виновны сами дети!
– Получается, что взрослые не соблюдают никаких дополнительных мер предосторожности при виде детей на дороге или, говоря иными словами, остаются безучастными к этой проблеме?
– Я не помню ни одного выступления перед взрослыми, на котором отдельно не поднимался этот жизненно важный вопрос – детской дорожной безопасности. Мы говорим об этом везде – при личных встречах в трудовых коллективах, со страниц газет, в эфире радио и телевидения, и, конечно, непо¬средственно с водителями. И, тем не менее, большинство взрослых остаются глухи к нашим призывам.
Что касается категории детей, которые участвуют в дорожном движении в качестве пешеходов и велосипедистов, то в 11 ДТП из 18-ти с их участием, виновны водители транспортных средств, допустившие грубые нарушения ПДД в части проезда пешеходных переходов и перекрестков.
Если рассматривать категорию автоаварий, в которых дети участвовали как пассажиры, то только 30 % детей на момент ДТП были пристегнуты ремнями безопасности или находились в специальных детских удерживающих автокреслах. То есть, грубо говоря, только каждый третий родитель до начала поездки позаботился о безопасности своего маленького пассажира. Почему так происходит? Что может быть проще, сели в автомобиль – пристегнули детей, пристегнулись сами. Это займет пару секунд, а в случае аварийной ситуации, такая предосторожность спасет жизнь всей семье, что ценнее всего на свете!
Меня всегда удивляет, когда поднимается данный вопрос, родители в первую очередь интересуются штрафным санкциями предусмотрены за перевозку детей до 12 лет вне специального детского удерживающего устройства или с не пристегнутыми ремнями безопасности? Так как перевозка детей в автокреслах носит рекомендательный характер, то за это не штрафуют, а за не пристегнутого водителя и пассажиров штраф составляет до 1 базовой величины. И я всегда добавляю при этом: разве есть на свете такие деньги, которыми можно оценить жизнь ребенка?
– Как ведут себя на дороге юные любители мотоциклов и скутеров?
– ГАИ приветствует тех мотоциклистов, кто имеет водительское удостоверение соответствующей категории и управляет зарегистрированным и исправным двухколесным транспортом. И со всей строгостью закона относится к тем, кто считает, что для управления мотоциклом никаких особых навыков не нужно.
Только за неполных три месяца по вине мотоциклистов произошло 31 ДТП, в них погибли 6 человек, 32 получили ранения.
Подготовку к летнему сезону мы начали весной. В апреле активизирована профилактическая работа среди мотоциклистов – это проведение рейдов, конкурсов мотоциклистов, организация мотокружков, взаимодействие с автоучебными организациями, БРСМ и т.д.. В работе с мотоциклистами участвуют как сотрудники Госавтоинспекции, так и участковые инспектора милиции, инспектора по делам несовершеннолетних и другие.
Хочу обратиться ко всем, кто интересуется данным вопросом, что для мотоциклистов, не имеющих права управления, Госавтоинспекцией организована сдача квалификационных экзаменов категории «А» для кандидатов, самостоятельно подготовившихся к экзаменам. В ходе еженедельных выездов в обслуживаемые районы у всех желающих осуществляется прием экзаменов на категорию «А». Обращайтесь в территориальные подразделения ГАИ за подробной информацией. Особенно я призываю взрослых, чьи дети увлекаются мотоциклами, подсказать своим сыновьям, а в некоторых случаях и дочерям, о такой возможности.
– Николай Михайлович, на ваш взгляд, достаточен ли контроль со стороны взрослых за детьми в период летних каникул?
– Действительно, самая большая проблема – это отсутствие должного контроля со стороны взрослых за досугом своих детей. Летом как в городах, так и в деревнях, дети предоставлены самим себе. Как же им не воспользоваться такой свободой? Зачастую подростки спокойно садятся за руль скутеров, мопедов, мотоциклов, а есть случаи – и автомобилей. И до того момента, как случится несчастье, родители, бабушки, тети и дяди даже не подозревают, где находится ребенок и чем он занят. Вот и получается, как у семи нянек… Недоглядели. В летние каникулы за детьми надо следить зорко. И малышей, и подростков дорога притягивает как магнит. Каждое лето бывают случаи, когда в тяжелые аварии попадают целые компании!
Я хочу напомнить всем взрослым, что за ненадлежащий контроль за детьми согласно статьи 9.4 КоАП Республики Беларусь «Невыполнение обязанностей по воспитанию детей» существует административная ответственность. Приведу содержание данной статьи полностью.
«1.Невыполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по воспитанию несовершеннолетних детей, повлекшее совершение несовершеннолетним в возрасте до шестнадцати лет деяния, содержащего признаки административного правонарушения, либо преступления, административная или уголовная ответственность за которые наступает после достижения этого возраста, – влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до десяти базовых величин.
2. То же деяние, совершенное повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, – влечет наложение штрафа в размере от десяти до двадцати базовых величин.
Все это касается и нарушений несовершеннолетними Правил дорожного движения.
В настоящее время на территории Минской области сотрудниками Госавтоинспекции, участковыми инспекторами милиции, инспекторами по делам несовершеннолетних и педагогами организовываются ежедневные рейды по выявлению нарушений ПДД несовершеннолетними. В случае установления таких фактов, а их, поверьте, немало, взрослые привлекаются к административной ответственности. Приведу несколько примеров из такого рейда в Минском и Смолевичском районах.
Не успели сотрудники милиции и представители образования прибыть на место и оглядеться, как прямо перед патрульной автомашиной на дорогу выехали два сорванца на скутере. Остановили, спросили кто такие. Оказалось, соседи по даче, оба минчане. Один гостит у бабушки, второй – у тети с дядей. Одному 14 лет, второму – 13. Откуда скутер? Дядя дал покататься.
Визиту сотрудников милиции дядя явно не обрадовался. Из спутанных объяснений стало понятно, что ничего предрассудительного в том, что мальчишки покатаются на дороге возле дома, взрослый мужчина не увидел. А о том, что пространства возле калитки друзьям стало мало и они решили выехать на дорогу общего пользования, он не знал! «Так то ж дети, – резюмировал дядя – кто знает, где их днями носит!».
Пока участковый инспектор милиции составлял в отношении мужчины административный протокол, педагог, сотрудники ГАИ и инспекции по делам несовершеннолетних поговорили с юным скутеристом, а также с другом, составившим ему компанию, и его бабушкой о возможных последствиях такого поведения. Искренне хочу надеяться, что предметная беседа с представителями милиции надолго запомнится ребятам. И больше на такие подвиги их ничто не толкнет.
Ждать следующего нарушителя долго не пришлось. Мама 15-летнего подростка так же оказалась крайне удивлена, когда в сопровождении сотрудников милиции во двор зашел ее сын. Юный мотоциклист, естественно, не имеющий права управления, без мотошлема, да и само транспортное средство своим видом вызвало опасение у всех взрослых, раскатывал по соседнему населенному пункту, находящемуся в 5 километрах от дома, куда приехал к своей девушке.
Кстати, разочарую родителей, которые читают эту статью и наивно полагают, что их ребенок еще слишком мал для подобных развлечений. В ходе рейда сотрудники ГАИ задержали нарушителя-мотоциклиста, которым оказался 12-летний (!) ребенок.
На обратном пути в поле зрения наших сотрудников попали три юных велосипедиста. Самому старшему – 13 лет! На оживленной дороге мальчишки, по их словам, «обкатывали» недавно купленные родителями велосипеды. Как и следовало ожидать, при последующем разговоре со взрослыми, родители думали, что дети просто играют у кого-нибудь во дворе.
– Это счастье, что с детьми ничего не приключилось. И хорошо, если мамы и папы, дяди и тети, бабушки и дедушки проведут воспитательную беседу с сорванцами. И хорошо, что сотрудники милиции вовремя разъяснили детям последствия таких необдуманных шагов. Но как быть с такими же Сашами, Петями, Сережами, Ирами, Светами, которые знают, что взрослые заняты своими делами и контролируют их в полглаза, а значит – свобода действий полная и бескрайняя?
– Не смотря на то, что подобные рейды проходят во всех населенных пунктах Минской области, мы все же очень полагаемся на сознательность наших взрослых! Понятно, что дойти до каждого не получится. Но оставлять без внимания эту проблему нельзя. Не ждите, пока к вам в дверь постучатся сотрудники милиции. К вопросу сохранения детских жизней на дороге мы призываем подключиться родных, близких, даже соседей. Не оставайтесь безучастными, если видите, что ребята в своих играх и шалостях зашли слишком далеко.
Отдельно хочу обратиться к водителям транспортных средств. Утройте свое внимание на дорогах! Заметили детей у дороги? Издали, звуковым сигналом, предупредите их об опасности! Немедленно сбросьте скорость, вплоть до остановки. Будьте осторожны при проезде перекрестков и пешеходных переходов. Поведение детей на дороге непредсказуемо!
Со стороны Госавтоинспекции контроль за детской безопасностью на дорогах также не прекращается ни на минуту. Это наша главная задача.
Анжелика Выджак-Таргоня,
УГАИ УВД
Миноблисполкома.
Отправить комментарий