Сейчас загружается

…Хотя бы на пару шагов вперед

Около 100 пожаров ежегодно происходит в Минской области по вине несовершеннолетних. Как правило, возраст юных поджигателей не превышает 13-ти лет. Сегодня мы поведем разговор с инспектором группы пропаганды и обучения Клецкого РО ЧС Ириной Павловной Уласевич о том, как уберечь своих любимых чад от необдуманных, грозящих трагедиями, поступков. И цель беседы одна –  чтобы дети научились предвидеть ситуацию хотя бы на пару шагов вперед.

– Скажите, ребята какого возраста чаще всего становятся «героями» оперативных сводок службы «101»?

– Как правило, это дети 9-13 лет, или же до 4, которые еще не понимают, что играть со спичками – опасно. А в летнее время количество пожаров из-за дет­ской шалости действительно увеличивается, и объясняется это банальной причиной –  ребята довольно часто остаются без присмотра взрослых, а времени свободного у них предостаточно.

– К чему все-таки должны быть готовы родители, отправляющие ребенка на отдых к бабушкам-дедушкам?

– Думаю, не всем удалось и этим летом избежать таких неприятностей, как ссадины, слезы, непослушание, а то и игра со спичками… Но, уверена, более спокойно чувствовали себя те родители, которые, расставаясь со своими дочками-сыночками на лето, смогли в игровой или серьезной форме провести с ними разговор такого плана: дедушка и бабушка старенькие, их ни в коем разе нельзя волновать, поэтому не шали на воде, помни, что из-за крохотного огонька спички можно лишить бабушку дома, а то – себя и ее – жизни. Недопустимо играть в лесу, поле с подозрительными предметами, ведь могут попасть в руки и снаряды Великой Отечественной войны…

Взрослым нужно помнить, что дети, ставшие виновниками беды или ЧС, пытаются скрыть это, от чего тот же пожар только разгорается, поэтому нужно быть всег­да начеку.

– Есть ли необходимость заранее объяснять ребятне, как вызвать службу спасения по телефону? Не спровоцирует ли это ложные звонки?

– Объяснять необходимо в обязательном порядке: как звонить, что говорить, подчеркивая при этом, что службу спасения вызывают только в экстренных ситуациях (при пожаре, взрыве или другом чрезвычайном происшествии).

Вспоминается случай, как один несовершеннолетний наш земляк решил «изучить» работу спасателей-пожарных на практике. Для этого 7-летний мальчишка устро­ил «маленький» пожар в сарае во дворе дома. Когда огонь разгулялся, проказник позвонил маме на работу и сообщил о возгорании. Но в результате огнем все равно было испорчено имущество в четырех из восьми сараев под общей крышей.

– Возникает закономерный вопрос: какое наказание понесли  родители мальчика?

– В этом случае предусмотрен штраф за нарушение правопорядка несовершеннолетним, к тому же пострадавшие могут в судебном порядке потребовать возмещения своих потерь.

– Пожары – не единственные ЧС, в которых виновниками могут стать ребята. С какими ситуациями доводится сталкиваться спасателям-пожарным в обыденной жизни?

– Известны случаи, когда дети, играя в заброшенных зданиях, падают, натыкаются на опоры, а в Минском районе подросток утонул, спустившись в канализационный коллектор. Исходя из опыта работы в МЧС, мне кажется, фраза «маленькие детки – маленькие бедки» – не совсем правильная, ведь статистика утверждает, что гибнут нередко дети до 7 лет. Розетки, мелкие предметы, попадающие в дыхательные пути, спички и т.п.  – так ребенок исследует окружающий мир, и предугадать, в какие истории он может попасть, практически невозможно. Поэтому, пока ваш ребенок мал и не очень разумен, держите его при себе. Никогда не оставляйте его, даже мирно спящего, без присмотра, не запирайте на ключ. Как только он будет в состоянии запомнить, покажите ему номер телефона cлужбы спасения или ту кнопку на телефоне, на которую закодирован вызов пожарных-спасателей.

– О том, что уроки ОБЖ и преподавание основ безопасности в школе или даже детских садах не проходят бесследно, говорят неоднократные примеры спасения детьми своих и чужих жизней на пожарах. Многие родители надеются на воспитание учреждений образования, но ведь в первую очередь в семье формируется культура  безопасности?

– Это, безусловно, так. Пример родителей очень ценен наряду с объяснениями, почему все-таки нельзя и то, и это. Нужно говорить и об административной ответственности, штрафах, которые тяжелым бременем лягут на плечи родителей. Нельзя умалчивать и о неприкосновенности частной собственности, угрозе жизни человека необдуманным поступком. В игровой форме можно, например, промоделировать действия в случае ЧС (стало плохо, пожар и т.п.). Хотелось бы констатировать: чем раньше ребенок научится плавать, пользоваться открытым огнем, бытовой техникой, огнетушителем, правильно разводить костер, соблюдать другие нормы безопасной жизнедеятельности – тем лучше. Ведь ни один, даже самый любящий, родитель не сможет оградить ребенка от жизненных реалий, не имеет он права и постоянно опекать, держать сына или дочку за руку. Но в наших силах предостеречь детей о возможных опасностях, не запугать их, а научить продумывать свои действия хотя бы на пару шагов вперед.

Записала Ольга Русинович.

Отправить комментарий