Проблема пьянства и алкоголизма продолжает оставаться одной из самых злободневных для нашего государства. Потребление спиртных напитков приобрело устойчивый и массовый характер. Пьянство по масштабам своего распространения и величине экономических, экологических, демографических и нравственных потерь представляет серьезную угрозу стабильности и развитию общества, здоровью и благополучию нации. Потому и на каждом заседании районной комиссии по борьбе с пьянством и алкоголизмом в обязательном порядке заслушиваются отчеты о деятельности аналогичных комиссий в коллективах предприятий, организаций, сельхозкооперативов, ведется разговор о работе с населением в сельских Советах. С одним из участников таких встреч – председателем комиссии по борьбе с пьянством ОАО «Клецкий мехзавод» А.П.Лопато – и наша сегодняшняя беседа.
– Алексей Павлович, каким образом организована работа комиссии на вашем предприятии, какие формы воздействия она применяет?
– В целях координации деятельности, направленной на борьбу с пьянством и алкоголизмом, разработки и проведения мероприятий по предупреждению и пресечению их проявлений, на нашем предприятии и создана возглавляемая мною комиссия, в состав которой входят неравнодушные к данной проблеме, активные, с высокими моральными качествами инженерно-технические работники и рабочие. В своей деятельности комиссия руководствуется разработанным и действующим на предприятии Положением о комиссии по борьбе с пьянством и Директивой Президента Республики Беларусь от 11.03.2004 г. №1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины».
Согласно плану работы комиссии еженедельно на совещаниях, а также ежедневно на нарядах на производственных участках проводятся профилактические беседы по вопросам укрепления общественной безопасности и дисциплины, соблюдения правил охраны труда и техники безопасности, недопущения к работе лиц в нетрезвом состоянии. Работникам контрольно-пропускного пункта предприятия вменена в обязанность проверка людей, проходящих через КПП, на соответствие своеобразному "дресс-коду", и при малейшем подозрении на признаки алкогольного опьянения человек не допускается к работе, а его действия рассматриваются на заседании комиссии с соответствующей оценкой. Достоверность подозрений на алкогольное опьянение проверяется через алкотест, приобретенный предприятием. Информация о тех, кого вернули прямо с проходной на дополнительный «выходной», печатается в специальном выпуске стенной газеты, и в течение десяти дней весь коллектив завода имеет возможность с ней ознакомиться и обсудить. И знаете, это срабатывает!
Кроме того, комиссией совместно с медицинским работником проводятся выборочные, так называемые спонтанные, проверки работающих, как перед началом смены, так и по ее окончании. А предрейсовый контроль состояния здоровья водителей – ежедневное обязательное мероприятие. И надо отдать должное, что эти действия касаются не только рабочего состава, но и инженерно-технических работников, а также служащих.
– Можете рассказать о результатах?
– За последние три месяца по причине злоупотребления спиртным в рабочее время завод был вынужден расстаться с пятью работниками, один из них – из инженерно-технического состава. Подобные увольнения – крайняя, кардинальная мера, и я это глубоко осознаю, хотя принять такое решение бывает совсем не легко… Но другого выхода нет. Тем более, что (буду честен) ни разу наша комиссия не выходила с инициативой об увольнении работника после первого негативного случая. Вначале мы разговариваем с человеком, предлагаем помощь. Ведь не всегда всем известно, что у человека творится и на душе, и в семье. Вот был такой случай: пришла жена уволенного любителя выпить с просьбой принять его обратно на работу. Довелось убеждать, что, пока не изменится, этого не будет. Ведь в пьяном виде он может покалечить себя на работе или погибнуть. «Случись что, Вы же будете нас ругать!» – аргументировали мы. Согласилась. «Полечится – примем на работу», – пообещали тогда женщине. Полечился. Приняли. Работает. Здороваемся, улыбаемся друг другу. Ну, а если человек не стремится вывести себя из этого «алкогольного тумана», не идет навстречу предложенной нами помощи, тогда приходится с ним расставаться. Хотя и это не выход из положения… Что такому человеку делать? Куда ему податься? Кто будет кормить его, его семью, учить детей? У этой проблемы вопросов много.
– И, согласитесь, часть их любители спиртного перекладывают на плечи общества, государства, продолжая скатываться по наклонной.
– И в этом плане мы поддерживаем меры, принятые нашим государством, согласно Декрету Президента Республики Беларусь от 24.11.2006г. №18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях». В соответствии с данным документом три года назад на завод были приняты два человека, за которыми для контроля закреплены начальники участков. Надо отдать должное, есть результат, потому что знают, чувствуют: ведется контроль за каждым их шагом как на работе, так и после нее.
Еще одним своевременным и положительным решением считаем принятые меры о запрете употребления пива и слабоалкогольной продукции в общественных местах. Ведь подростковый неокрепший организм и такая же слабая психика воспринимали этот напиток как дань моде: как это идти без банки-бутылки пива, когда другие сверстники потягивают пенный напиток. Не понимая при этом, что полуторалитровая бутылка пива – это эквивалент 70-100 г водки. Именно поэтому пиво пагубно влияет на несовершеннолетних, потому что в отличие от водки оно не вызывает отвращения. Однако лечить пивной алкоголизм намного сложнее. И, убежден, введенный недавно запрет на распитие пива в общественных местах, а также соответствующая информационная кампания только положительно влияют на ситуацию в стране. Вопросы укрепления общественной безопасности, дисциплины, исполнения «антипивного» закона не раз обсуждались нашей комиссией с участием заместителя начальника РОВД Н.Н.Иосько, частый гость на заводе и второй заместитель – В.Н.Ромашко. И вообще, пользуясь случаем, хочется поблагодарить работников нашей милиции за помощь в выполнении данных решений государства. Но в то же время хочется попросить тех же работников органов внутренних дел быть более требовательными к населению нашего города в вопросах соблюдения общественного порядка, и особенно это касается так называемой ненормативной лексики. Ведь она, а по-простому мат, слышна практически повсеместно, и особенно из уст молодежи: подростков, школьников и даже девушек и девочек. Я лично всякий раз пытаюсь одернуть таких юных ораторов. Но многие из них так уже свыклись с этой речью, что в недоумении смотрят на меня, думая: «Дядя, что ты от нас хочешь? Мы же ничего плохого не делаем!». Не понимают, что своим поведением, осознанно или нет, они оскорбляют других людей. И мер никаких к таким нашим соседям мы применить не можем. Оказывается, не имеем права. Так давайте совместно бороться с подобным злом.
– Работа вашей комиссии еще раз подтверждает, что своевременная и систематическая профилактика дает результат. Вы им удовлетворены?
– Одними профилактическими и карательными мерами победить пьянство невозможно. Нужно, считаю, в первую очередь искоренять причины, способствующие ему. А этих главных – две: во-первых, доступность алкогольной продукции, и в первую очередь – по цене. Вторая – следствие условий жизни, отношение к ней, отсутствие культуры пития. Современные социологи провели анализ и доказали, что пьянству больше всего подвержены слои населения с низкими доходами, а это представители рабочего класса или работники производственных предприятий. К сожалению, в последнее время сложился какой-то нехороший дисбаланс между доходами тружеников непроизводственной сферы и непосредственно производящими продукт. И чаще всего не в пользу последних. Как-то пригласили на заседание комиссии очередного нарушителя «антиалкогольной кампании», и он в сердцах высказал одну из причин своего поведения: «Вот после получения зарплаты, выпил и хоть забуду о проблемах насущных». А это уже нехороший звоночек. Ведь проблемы-то остались. И принимать кардинальные меры по изменению сложившейся ситуации - наша общая задача…
– Алексей Павлович, чувствуется, что вы изучили эту проблему глубоко. Возможно, есть какие-нибудь конкретные предложения?
– Опыту можно и, скажу, нужно поучиться у некоторых наших соседей. Например, поляки за последние 15 лет сократили потребление крепких спиртных напитков в стране практически вдвое. Каким образом? С 1996 по 2001 год акциз на водку в Польше был увеличен в 2,5 раза. Спиртное подорожало. В результате этого, в частности, продолжительность жизни польских мужчин увеличилась до 70 лет, и Польша первой из бывших стран Варшавского договора преодолела кризис сверхсмертности. И потребление крепкого алкоголя неуклонно снижается. Там же депутатами рассматривается вопрос о записи на видеокамеры продажи спиртных напитков для предотвращения употребления алкоголя несовершеннолетними. Еще одно интересное нововведение придумали наши западные соседи. Всем желающим водителям поздними вечерами в выходные дни на специальных площадках в трёх районах Варшавы скоро можно будет поездить в «алкогольных очках». Надев их, совершенно трезвые люди имеют возможность получить восприятие и реакцию нетрезвых сограждан, которые выпили бутылку водки и имеют в крови 1,5-2 промилле алкоголя. Иными словами, у человека в «чудо-очках» зрение деформируется, движения замедляются, есть ощущение головокружения и даже тошноты. Упражнения в них помогают понять, какое опасное влияние на водителя может иметь даже небольшая доза алкоголя. Популярна в Польше акция под названием «Проверь промилле» – бесплатная раздача тысяч одноразовых алкоматов. Важный момент - стационарные устройства для проверки уровня алкоголя в крови устанавливают в барах и на дискотеках, чтобы посетители, выпив, могли, «не отходя от кассы», протестироваться: можно ли им возвращаться за руль автомобиля? Ведь самое дорогое – это жизнь человека. И все мы должны всевозможными мерами ее сохранить, направить максимальные усилия для искоренения такого страшного зла, как пьянство и алкоголизм.
– Спасибо за интересную беседу.
Вопросы задавала Жанна Гордиевич.
Отправить комментарий