В рамках выполнения положений Концепции обеспечения безопасности дорожного движения в Республике Беларусь, а также требований Главы государства о снижении количества погибших в дорожно-транспортных происшествиях 2007 год был впервые объявлен Годом безопасности дорожного движения. Основной его целью было намечено обеспечение снижения количества погибших в результате ДТП минимум на 100 человек по сравнению с 2006 годом – так называемая программа “Минус 100”.
Реализация мероприятий в ее рамках позволила добиться определенной эффективности и положительных результатов по итогам 2007 года (минус 208 погибших в ДТП человек). В результате было принято решение продолжить программу “Минус 100”, объявив ее очередные этапы – в 2009 году под девизом “Я сохраню жизнь”, в 2010 – “Вместе за безопасность на дорогах!” (как результат на сегодняшний день по отношению к уровню смертности в 2006 году – 572 сохраненные жизни). А вот 2011 год пройдет в рамках новой программы – «Взаимопонимание». О том, какие выводы сотрудники Госавтоинспекции сделали в результате «Минус 100» и какие задачи планируют достичь программой «Взаимопонимание», наш сегодняшний разговор с начальником ОГАИ Клецкого РОВД Александром Владимировичем Гринкевичем:
– За 4 года проведения программы мы смогли выявить некоторые тенденции и вскрыть наиболее актуальные проблемы, которые пока не удается решить в ходе реализации прописанных мероприятий. Среди них основная – это конфликт участников дорожного движения: водитель-пешеход, который пока не снимается. Как следствие – массовые нарушения правил проезда пешеходного перехода, ПДД – пешеходами, правил остановки-стоянки (неудобства для водителей, коммунальщиков, пешеходов и т.д.), взаимная агрессия и непонимание. Остается высоким число ДТП с участием нетрезвых – как водителей, так и пешеходов, по-прежнему погибают дети...
Таким образом, программа “Минус 100” в некотором смысле исчерпала себя, свою актуальность и требует пересмотра с целью выхода на новый уровень взаимодействия, выработки концептуально новых, действенных форм и методов в организации работы...
В связи с этим объявлена новая программа “Взаимопонимание”, направленная на создание условий максимальной защищенности всех участников дорожного движения.
– Хочется думать, что программа будет более действенной. В чем суть нового документа? И что будет предпринято, чтобы задачи реализовывались эффективно?
– Новая программа, аккумулируя в себе все самое лучшее из предыдущих форм и методов работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма, призвана выйти на более эффективный и качественный уровень взаимодействия и комплексного решения проблем, консолидировать усилия в деле обеспечения безопасности дорожного движения всех заинтересованных ведомств, организаций и, прежде всего, широкой общественности (каждого из нас). Все это – с целью формирования устойчивого уровня законопослушания, изменения сознания участников дорожного движения в плане обоюдного понимания, уважения и взаимопомощи, повышения водительской культуры и создания условий нетерпимости к агрессивному поведению и нарушителям ПДД. В рамках программы “Взаимопонимание” мы позиционируем выстраивание нормальных, доброжелательных, уважительных отношений всех участников дорожного движения, с пониманием относящихся к соблюдению ПДД, к трудностям, возникающим в процессе дорожного движения, к другому его участнику, к работе сотрудника Госавтоинспекции.
– В чем отличие новой программы от предыдущих аналогичных?
– Программа “Взаимопонимание” дает возможность каждому напрямую участвовать в процессе наведения и поддержания порядка на дорогах, не только соблюдением ПДД, но и выражением своей личной позиции и обеспокоенности. Предполагается создание как бы негласной добровольной дружины – партнеров ГАИ. Для водителей нами будет выпущен ряд наклеек, и все, кто согласен личным примером демонстрировать соблюдение ПДД, проявлять понимание и уважение к другим участникам дорожного движения, оказывать помощь, в том числе и ГАИ, смогут разместить эти наклейки на своих транспортных средствах.
Особое внимание будет уделено привлечению к участию в программе наиболее незащищенной и трудно поддающейся обучению категории участников дорожного движения – пешеходам. Их планируется обучать и призывать к участию в программе не только стандартно (в трудовых коллективах, в личной беседе, через СМИ), но и в тех местах, где возможно достучаться до них – например, в очереди в магазине, в метро, в транспорте и при выходе из него, на улице, в подземном переходе и т.д. Партнерские отношения предполагают и поощрение со стороны ГАИ.
– Какие меры будут предприняты для достижения поставленных целей в рамках реализации программы “Взаимопонимание”?
– С учетом современных условий коммуникации и взаимодействия мы особое внимание уделим Интернет-ресурсу, дающему возможности оперативного информирования и прямого диалога с каждым желающим. Госавтоинспекция надеется на эффективное сотрудничество со средствами массовой информации. Планируется разместить более 30 аудио- и видеороликов в сетке ежепрограммных блоков радиостанций и ТВ, создать постоянные программы, рубрики, колонки. Рассчитывается систематизировать взаимодействие и проводить планомерную работу в учреждениях образования. На детском сайте Национального центра правовой информации (www.mir.pravo.by) размещена интерактивная игра «Внимательный участник дорожного движения» и комплект наглядной агитации по изучению Правил дорожного движения детьми; разработана компьютерная программа игрового характера для изучения Правил дорожного движения и приема зачетов по ней у учащихся общеобразовательных заведений, для тестирования он-лайн она размещена на сайте http://ish.adrive.by; разработаны единый образец уголка безопасности дорожного движения дошкольных и общеобразовательных учреждений, план обучающе-воспитательных и воспитательно-профилактических занятий на 2011 учебный год для организации работы в дошкольных и общеобразовательных учреждениях, впервые – АЗБУКА дорожного движения. Большое внимание будет уделено созданию максимально комфортных и безопасных условий участия в дорожном движении: обустройство улично-дорожной сети, строительство развязок, пешеходных и велосипедных дорожек, разделение потоков и т.д. Снизить тяжесть последствий ДТП возможно путем оказания своевременной и высококвалифицированной медицинской помощи, обучения участников дорожного движения основам оказания первой помощи пострадавшим в ДТП. Как один из шагов на пути к «Взаимопониманию» в республике введен и действует механизм возмещения страховых выплат без участия ГАИ.
Реализация мер, которые могли бы оказать действенное влияние на повышение дисциплины водителей и пешеходов, добиться их взаимопонимания и уважительного отношения друг к другу, является главной, жизненно важной задачей снижения дорожно-транспортного травматизма в республике.
Уверенно могу сказать, что эта задача стоит не только перед подразделениями Министерства внутренних дел, но и перед представителями других ведомств и организаций, в том числе средств массовой информации в той части, в которой они могут наиболее эффективно повлиять на обстановку.
Нам хотелось бы, чтобы в каждом выпуске газеты говорилось о проблемах травматизма людей в ДТП. Ведущие радиостанций регулярно желают нам хорошо провести выходные дни, встретить рабочую неделю, поздравляют с праздниками. Но почему не пожелать нам взаимопонимания и взаимовежливости на дороге, соблюдать ПДД, быть внимательнее друг к другу?!
– Спасибо, Александр Владимирович, за интервью, замечания в наш адрес. Обещаем, что и районные СМИ с заинтересованностью присоединятся к «Взаимопониманию».
Вопросы задавала Ирина Шаг.
Фото Юрия Мыслицкого.
Отправить комментарий