Не всё в жизни складывается так, как хотелось бы. Недаром в народе говорят: «Жизнь прожить – не поле перейти». За долгие годы многое увидишь, услышишь, передумаешь и многие тернистые дороги узнаешь. Но если у тебя сердце неспокойное, удача трудовая и цель ясна, то всегда выйдешь на светлый путь.
Пожалуй, такая участь не обошла и Михаила Шилина. В его жизни всякое бывало. Чаще улыбалось солнце, но встречались и такие дни, когда, казалось, не будет никакого просвета. А что касается хлопот, то их всегда хватало.
15 лет Михаил Шилин работал трактористом в ПМК-78 (ныне ПМС). Трудился на совесть, был неплохим механизатором, которому руководство доверяло ответственные и важные объекты. Словом, молодой, энергичный и трудолюбивый парень, стремящийся не подвести свой коллектив. Именно таких Клецкий райвоенкомат и направлял на ликвидацию последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
Михаил Шилин был командирован вместе со своим бульдозером Т-100 в Могилёвскую область. База располагалась недалеко от Краснополья. Жили в палатках. Прибывших ежедневно доставляли на объекты, загрязненные радиацией. Там люди срезали бульдозерами слой земли и вывозили на специальные «могильники» для захоронения.
– Радиация зашкаливала, – вспоминает то время Михаил Владимирович. – Работали по два часа в противогазах, и так – на протяжении более пяти месяцев. Ежедневно проходили дезактивацию. Было очень трудно и сложно. Так что недаром я получил удостоверение «Ликвидатор Чернобыльской АЭС», которое предполагало использование установленных государством льгот.
Я хорошо помню, как Михаил Шилин, вернувшись из той командировки, пришёл в рабочком ПМК-78.
– Мне опять отдают тот бульдозер, на котором я почти полгода работал в зоне ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, – возбуждённо говорил он. – Этот трактор весь пропитан радиацией! Я скорее уволюсь, но на нём больше работать не буду…
Впрочем, на том бульдозере уже никто не работал. Его «списали», а Михаилу Шилину руководство ПМК-78 выделило второй.
Так получилось, что удостоверение тракториста он получил в учебно-производственном комбинате одновременно с аттестатом об окончании Заостровечской средней школы. Затем два года учился на фрезеровщика при Минском тракторном заводе. Отслужив в армии, работал в геологоразведочной службе в Слуцке. Но понимал, что лучше и дороже нет того места, где родился и вырос. А малая родина Миши Шилина – деревня Староселье, что недалеко от речки Лань. С детства запомнилась пешеходная тропинка с душистыми травами и холодным ключом. Живописный пейзаж, оставшийся в памяти, стал едва ли не самой важной ценностью в его жизни. Поэтому Михаил вернулся в родные края, и в 1985 году устроился на работу трактористом в ПМК-78, а в 2000-ом – уволился и нашёл своё призвание в другом деле. Стал индивидуальным предпринимателем.
Шилин построил небольшую мельницу. Теперь он сам себе и начальник, и подчиненный. Но ежедневно, в восемь часов утра, он – на своем рабочем месте. А ведь когда-то, лет десять назад, в Заостровечье существовала проблема: для того, чтобы смолоть мешок зерна на муку, нужно было потратить целый день, да и то, если повезёт по блату протиснуться. Поэтому возили молоть в Морочь, Лазовичи, Грицевичи… Наш земляк окончательно разрешил эту проблему. Буквально считанные минуты – и человек свободен. Нет очередей, скандалов. Причём распорядок работы мельницы Михаил сделал удобным для всех: скажем, если нет времени утром, то можно приехать и смолоть зерно после трудового дня.
Михаил и Ирина Шилины вырастили и воспитали двух сыновей, которые стали также достойными людьми: старший, Игорь, работает на тракторном заводе, а младший, Женя, – на автозаводе г.Минска. Вот так и вышла эта семья на свой светлый путь жизни. Кстати, Ирина работает художественным руководителем в Заостровечском СДК, занесена на районную Доску Почёта. А Миша, несмотря на занятость, является активным участником художественной самодеятельности.
Павел Вишневский.
Отправить комментарий