Чтобы лучше понять себя, говорят, надо почувствовать и понять ту землю, на которой живёшь, тех людей, которые творили на ней не только десятки, сотни, но и тысячи лет назад. Каждое новое поколение сильно тем, что оно опирается на опыт предков, на достигнутые ими результаты, продолжает и совершенствует его. Важно помнить об их традициях, обрядах, стремиться возродить интерес к наследию прошлого, проявлять любовь к национальной культуре, родному языку, Родине. Любовь к ней и своему народу начинается со знаний о родной природе, истории, культуре, своих корнях, с преданности родному дому, родным местам, с интереса к людям и их труду, с заботы о родителях, с умения жить в согласии с окружающим миром. Всё это – фундамент воспитания человека, который закладывается в школе. Приоритетным направлением воспитательной работы в учреждении образования «Клецкая государственная общеобразовательная средняя школа №1» является гражданско-патриотическое воспитание учащихся. На чем она основывается, какие незыблемые традиции соблюдаются в стенах школы, что педагогический коллектив предпринимает для того, чтобы взрастить из своих подопечных настоящих патриотов, способных жить и творить во благо своей Родины? Об этом наша беседа с заместителем директора по воспитательной работе Светланой Петровной Поливода:
– Одной из основных задач нашего коллектива, как, впрочем, и любого другого образовательного учреждения, является воспитание гражданской активности, личности гражданина-патриота, стремящегося к самосовершенствованию, саморазвитию, самовыражению. Реализуя данное направление, педагогический коллектив стремится формировать у учащихся активную жизненную позицию, чувство ответственности, уважения законов государства, направляет учащихся на приобретение гражданского опыта, навыков инициативы, самостоятельности, учит уважать права и достоинства человека, для чего несколько лет назад была разработана комплексно-целевая воспитательная программа «Самовоспитание. Самопознание. Самообразование». Данная воспитательная программа предусматривает знакомство учащихся с историей, культурой, экономикой страны, с традициями белорусского народа.
Вторую задачу в формировании гражданственности и патриотизма мы видим в создании окружающего воспитательного пространства, которое помогает ориентироваться учащимся в происходящих событиях. Гражданин с педагогической точки зрения – это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга. Поэтому педагогический коллектив видит необходимость в моделировании и построении воспитательной системы, ориентируясь на общечеловеческие ценности: человек, семья, Отечество, труд, знания, культура, земля, творчество.
– Светлана Петровна, из множества предполагаемых воспитательных мероприятий, оказывающих непосредственное влияние на формирование гражданской позиции детей и молодежи, отдельным пунктом значатся те, что касаются событий, вписанных в историю нашего государства красной строкой, – Великой Отечественной войны.
– Бесспорно, давно заросли шрамы окопов, исчезли пепелища сожжённых деревень и городов, выросли новые поколения людей. Но в памяти человеческой Великая Отечественная война жива. Наша задача как педагогов состоит в том, чтобы сохранить ее не только до тех пор, пока живы ее очевидцы. Современная молодёжь должна гордиться нашим белорусским народом, выбор которого был вполне закономерен и в годы войны, и в мирное время – выбор в пользу высоких смыслов, в пользу защиты своей Родины, – народом, в сознании которого именно защита Отечества была и остаётся высшей доблестью. С этой целью в нашем учреждении образования создана Комната воинской доблести и славы, действует патриотический клуб «Память», который в настоящее время реорганизован в историко-краеведческий кружок. Работа кружковцев направлена на сохранение памяти о защитниках Отечества, о воинах-интернационалистах, привлечение школьников к деятельности по расширению круга знаний об историческом прошлом. Всегда яркие впечатления на ребят оказывают организуемые традиционные встречи с бывшими партизанами, участниками Великой Отечественной войны, воинами-интернационалистами. Наиболее интересно и содержательно проходят такие воспитательные мероприятия, как урок мужества «В жизни всегда есть место подвигу», час воспоминаний «Проблески памяти», час памяти «Афганская боль», викторина «О символах и символике», экскурсия «Клеччына – наш родны край», турнир знатоков истории «Помнікі Клеччыны», военно-спортивные праздники и многое другое. Ежегодно накануне праздника 9 Мая мы принимаем участие в акции «Жыву ў Беларусі і тым ганаруся», в рамках которой каждый учебный год начинается с уроков, посвящённых истории страны, где учителя вместе с учащимися возвращаются к традициям родного края, вспоминают земляков, прославивших Родину («Дорогами моей Беларуси», «Минщина – наш легендарный край», «И помнит мир спасённый»). Особое место в гражданско-патриотическом воспитании имеет работа детских и молодежных общественных объединений «БРПО» и «БРСМ», направленная на формирование инициативы и самостоятельности учащихся. Ребята нашей школы всегда оказывают шефскую помощь ветеранам войны и труда, активно участвуют в спортивной игре «Зарница», туристическом слете; принимают активное участие в акции «Молодежь – за чистоту городов и сел» (уборка территории городского парка).
– В вашей школе есть краеведческая комната с множеством экспонатов, которые так же помогают подрастающему поколению прикоснуться к истории Беларуси.
– Да, это так. В ней хранятся более 100 экспонатов. Здесь имеются орудия труда для обработки и выпечки хлеба, приспособления для прядения и ткачества, глиняные кувшины, деревянные ложки, железные утюги, комод, одежда, ручники и многое другое. Есть и экспозиция, посвященная Великой Отечественной войне. Одним словом, мы стремимся построить воспитательную работу так, чтобы все этапы обучения и воспитания наших учеников были насыщены духом патриотизма и гражданственности. Чтобы они понимали: самая страшная и кровопролитная война, которая унесла множество людских жизней, закончена. Но как же надо было любить свою Родину, чтобы выстоять и победить! Через какие неимоверные муки и страдания пройти! Помнить об этом и не допустить подобного – вот задача тех, кого мы воспитываем сегодня. Но еще важнее, чтобы потом они воспитывали уже своих детей и внуков в таком же духе.
– Да. Жизнь продолжается. И если каждый человек будет восхищаться историей своего народа, будет верен Родине, родителям, любви, друзьям, когда будет жить в гармонии с природой, то на нашей земле всегда будут мир и счастье.
Беседовала Светлана Орпель.
Отправить комментарий