Все пять программных дней Фестиваля православной культуры «Кладезь» на территории ярмарки действовал павильон кукольного театра «Батлейка». За это время для школьников и воспитанников детских садов было дано около тридцати представлений. Нам удалось заглянуть за театральную ширму и пообщаться с человеком, которому так послушны тряпичные актеры. Им оказалась культработник Свято-Елисаветинского монастыря Ольга Юшкевич.
– На протяжении всей ярмарки мы демонстрируем зрителям спектакль о царе Ироде, – рассказывает о репертуаре «Батлейки» собеседница. – Его тематика: борьба темных и светлых сил за душу главного героя.
Затем Ольга описала принцип работы театра.
– Декорация делится на небесную и земную части. Основные события данного представления происходят на земле, в нижнем ярусе. В нем задействовано около десятка персонажей.
Со всеми куклами Ольга успевает управляться сама.
– Это совсем не сложно. Диалоги и музыка спектакля записаны на диск. Мне остается лишь следить за тем, чтобы на сцене вовремя появлялись те герои, чья партия звучит в тот момент. Зная сюжет постановки, никаких трудностей с этим не возникает, – раскрывает профессиональные секреты кукольников Ольга.
С изнаночной стороны «Батлейка» не выглядит так нарядно, как ее фасад. Там все достаточно аскетично, без лишних деталей: в углах декораций, там, откуда они должны появляться, рядком лежат кукольные персонажи. В полах верхнего и нижнего ярусов прорезаны узкие дорожки, по которым Ольга во время спектакля передвигает героев постановки. Два небольших окошка, расположенных в центре небесной и земной частей, предназначены преимущественно для технических целей.
– Когда на сцене много кукол, некоторые из них по сюжету могут находиться в статичном положении, и я не держу их в руках. Из этих окошечек очень удобно наблюдать за тем, чтобы персонажи не упали, – поясняет целевое их назначение собеседница.
Что касается самих кукол, по словам Ольги Юшкевич, такие по силам сделать практически каждому. Необходимо иметь под рукой кусок проволоки, одежку для конкретного героя, которая на нее нанизывается, и детали тела игрушки из вещества, очень похожего на пенопласт.
Само представление со стороны смотрится очень динамично и захватывающе даже для человека взрослого, стоит ли после этого описывать эмоции детей во время спектакля. Особенно оживляется ребятня при появлении персонажа Черта, который всеми правдами и неправдами пытается заставить главного героя вступить на пагубную дорогу зла, что ему, нечистому, в итоге и удается. Финал у постановки предсказуем: царь Ирод за все свои прегрешения, как и положено, отправился гореть в адских муках, а торжествующее свою победу добро, олицетворяемое в «Батлейке» Ангелом, призывает зрителей остерегаться совершения небогоугодных поступков. Очень поучительный итог для современной аудитории, далеко не всегда живущей праведно.
Юрий Мыслицкий. Фото автора.
Отправить комментарий