Сейчас загружается

В дружбе с книгой

Издавна известно, что книга не только учит. Еще Пушкин некогда призывал своих читателей взять в руки книгу, если их охватил недуг. И он был прав. Во все времена люди замечали положительное влияние книги на свое здоровье и настроение. В настоящее время это влияние широко используется. Оно получило название «библиотерапия». Начало этому методу положили первые церковные библиотеки. Книги религиозного содержания приносили верующим успокоение и надежду. В XVII веке в Англии врачи рекомендовали своим пациентам, кроме лекарств, чтение двух-трех страниц хорошего текста. А известно ли вам, откуда к нам пришло такое удивительное лекарство для души?

В очень далекие времена, когда люди не умели ни читать, ни писать, все свои знания они хранили не на книжных полках, а в памяти. Информация передавалась от одного человека к другому, из одного поколения в другое. Тех, кто рассказывал предания, называли сказителями. Древние греки их называли аэдами. Они всегда были желанными гостями на пиру. Когда пир заканчивался, аэд брал в руки лиру и начинал петь о храбром воине Одиссее и других героях древнегреческой мифологии. У нас сказители рассказывали сказки, былины. И лишь спустя века, когда была изобретена письменность, их стали записывать.
До появления письменности человек пользовался и другими способами передачи и запоминания информации. Один из них – узелковое письмо. Для этого требовалась толстая веревка и разноцветные тонкие шнурки разной длины, которые привязывали к веревке. На шнурках завязывали узелки. Чем ближе узелок к веревке, тем важнее информация. Черный узел обозначал смерть, белый – мир, зеленый – хлеб. Если узел не был окрашен, он обозначал число: простые узлы – десятки, двойные – сотни и т.д.
На смену узелковому трудночитаемому письму пришло письмо в картинках. Рисовали на всем, даже на теле. Отсюда пошла татуировка. Она имела свое значение – узоры говорили о числе походов, побед, о силе и доблести человека.
Позже появилась письменность, но не было бумаги, и человек приспособился делать книги из других материалов. В Древней Руси использовалась береста. Писали на ней острым железным или костяным стержнем. Сначала берестяные грамоты сворачивали в свитки, позже, когда научились ее хорошо обрабатывать, стали делать книги. В Древнем Риме пользовались восковыми книгами. А в Древней Ассирии изобрели «книги-плитки». Их лепили из мягкой глины, затем писцы чертили на них свои знаки. После этого плитку обжигал горшечник. Существовали целые «плиточные» библиотеки. В Древнем Египте люди пользовались «книгами-лентами». Их делали из папируса. Папирус нельзя было сгибать, так как он легко ломался, поэтому книги сворачивали в рулон. Позже пришла новая, пергаментная, книга из тонко выделанной овечьей или козьей кожи. Этот материал оказался значительно лучше старого. Его можно было резать, сгибать, фальцевать в тетради, сшивать в книги. Переплет такой книги делали из двух досок, обтянутых кожей, украшали дорогим металлом и драгоценными камнями. Она была тяжеловесной и дорогостоящей. В библиотеках такие книги приковывали железными цепями к столбам, чтобы их никто не мог украсть. Их использовали до изобретения бумаги.
В наше время книга доступна для всех. Но отношение к ней у современной молодежи неоднозначное. Кто-то считает, что читать художественные книги необязательно. Достаточно учебников. А новую информацию можно быстрее получить с помощью телевизора и Интернета. Или еще проще – за пару часов посмотреть экранизацию художественного произведения, чем потратить, к примеру, на чтение романа Л.Толстого «Война и мир» множество вечеров. Но есть и другое мнение – читать книги очень увлекательно.
Книги помогают понимать себя, чувствовать окружающий мир. По оценкам специалистов, у тех, кто любил читать в детстве, больше шансов сделать карьеру и достичь материального достатка. Именно книги помогают учиться размышлять. Люди, которые много читают, более самостоятельны в суждениях, чем нечитающие. Они понимают взаимосвязи различных явлений, быстрее схватывают идеи. Замечают целое, частное и тончайшие оттенки. Объем памяти у них больше. Как правило, они умеют точно выражать мысли, используя свой большой словарный запас.
История культуры продолжает твориться на наших глазах. Появляются новые способы хранения и передачи информации. Но их появление не было бы возможно без книги.

Татьяна Гесман, библиотекарь ДБ.

Отправить комментарий