Сколько бы мы с ним ни встречались (а знакомству нашему уже около сорока лет), мне всегда казалось, что вот именно сейчас я только и начинаю его узнавать по-настоящему. К присущим ему открытости, искренности, деловитости, уверенности в себе каждый раз добавлялось что-то новое, неожиданное, волнующее не только его самого, но и собеседника. Я долго не мог понять, почему так происходит, откуда возникает это чувство, пока однажды не услышал от него:
– Мне думается, в каждом человеке должна жить постоянная неудовлетворенность собой, достигнутым. К очередному успеху, даже значительному, имеющему общественный резонанс, надо относиться без излишних восторгов, самолюбования. Иначе можно и загордиться, успокоиться, появится зазнайство, а тогда добра не жди – вмиг все потеряешь, не будет движения вперед…
Отправляясь на новую встречу со своим давним знакомым, директором Клецкого сельскохозяйственного профессионального лицея Иосифом Филипповичем Сельвановичем, накануне его шестидесятилетия, мне невольно вспомнилось это его прежнее высказывание.
– А что, я и сегодня твердо убежден в том, что благодушие, самоуспокоенность, в равной степени, как и чрезмерная хвальба, превознесение человека до небес ничего, кроме вреда, не приносят, – сразу же откликается на мое воспоминание Иосиф Филиппович. – Такая психология опасна и для руководителя, и для коллектива в целом, ибо разлагает его, порождает в нем нездоровые настроения…
Узнаю прежнего Сельвановича – энергичного, рассудительного, принципиального, решительного, готового всегда и во всем отстаивать свое мнение, убеждения. Некоторые из этих черт характера привлекали в нем, когда он еще работал в аппарате райкома комсомола, куда демобилизованного сержанта, новоиспеченного студента-заочника Белгосуниверситета привлек бывший заворг Петр Дудук. И в выборе своем не ошибся – молодой, инициативный парень, красивый блондин с голубыми глазами, неисправимый балагур и весельчак, он легко и быстро сходился с людьми, своими сверстниками, завоевывал их расположение, что очень помогало в повседневной деятельности, комсомольской работе. К тому же он был, казалось, неистощим на творческие, остроумные задумки, новые увлекательные мероприятия, которые сразу же захватывали окружающих, превращались в многие интересные дела. Поэтому и по служебной лестнице продвигался быстро, уверенно, хотя сам к этому не стремился, никогда ни перед кем не пресмыкался, подхалимажем не занимался, чтобы понравиться, угодить начальству, добиться карьерного роста, улучшить собственное благополучие.
Все это, видимо, и заприметил в молодом работнике опытный, зоркий глаз тогдашнего директора Клецкого СПТУ-36 Вацлава Брониславовича Белого, человека мудрого, компетентного, настоящего профессионала, предложившего Сельвановичу стать его заместителем по воспитательной работе. После недолгих раздумий он согласился, хотя хорошо понимал с каким контингентом молодежи ему придется иметь дело. Вместо передовой, активной ее части, с которой в основном и приходилось до этого встречаться в школах, трудовых коллективах, решать, творить интересные мероприятия, теперь надо было работать с особой категорией ребят, порой сложной, неоднозначной, противоречивой, но пожелавшей продолжить учебу в профтехучилище, освоить ту или иную рабочую специальность. Вот на эту особенность и обратил первоочередное внимание молодой «комиссар», стараясь дойти до каждого учащегося, поддержать в учебе, помочь разобраться в себе, осознать, что он чего-то стоит в этой жизни, поможет сделать и для себя, и для людей. И пусть не в каждом конкретном случае подобного удавалось достичь, но все же основная масса выпускников училища выходила из его стен хорошо профессионально подготовленной, с прочным багажом знаний и практических навыков, социально адаптированной к жизни. И больше всех, казалось, радовался этому молодой заместитель директора училища, будто он сам успешно сдавал экзамен на профпригодность, собственную состоятельность, самоутверждение. А может, оно так и было, когда живешь своим делом, ощущаешь почти физическое единение с педколлективом, учащимися, выстраиваешь характеры современной рабочей смены. Во всяком случае, в ходе тогдашних наших встреч с Иосифом Филипповичем такое впечатление у меня складывалось постоянно.
Его «комиссарство» в училище продолжалось восемь лет – четыре года с уже отмеченным директором В.Б.Белым и ровно столько же – с пришедшим ему на смену Анатолием Васильевичем Корзуном. И, как подчеркивает сегодня сам Иосиф Филиппович, это были годы совместной слаженной, творческой, интересной работы, направленной на повышение престижа училища, создание его собственного лица, укрепление материально-технической базы, усовершенствование всего процесса профтехобразования, усиление кадрового потенциала. А потом начались неоднозначно воспринятая всеми перестройка, гласность и демократия, непонятные реформы в системе образования, обрушение великого и могучего Союза, распад партии, неразбериха в обществе. В это смутное время Иосифу Филипповичу пришлось побыть и директором школы, и заведующим отделом образования райисполкома, пока в начале девяностых вновь не вернулся в училище – уже в качестве директора. Но что примечательно: где бы он не работал, какую бы должность не занимал, везде о нем и нынче отзываются хорошо.
– Возможно, потому что нигде не занимался революционными потрясениями, не делал переворотов, – улыбается мой собеседник. – А вообще-то считаю, что главное для руководителя – честность и порядочность в работе, преданность общему делу, уважительное отношение к подчиненным, способность понять и решать личные проблемы человека. А еще не быть злопамятным…
Ну, как с этим не согласиться?! А последний жизненный принцип мне вообще близок и знаком, потому что это родительский наказ. Вспоминаю наши совместные поездки с Иосифом Филипповичем по школам района, касающиеся проверок проводимой работы по профориентации учащихся (была раньше такая практика проведения совместных рейдов редакции райгазеты, районо и руководства СПТУ). Так вот, не секрет, что маршрут этих поездок нередко планировался таким образом, чтобы окончание его приходилось на малую родину Иосифа Филипповича – деревню Лазовичи, где нас всегда гостеприимно встречал его родительский дом. Простые, душевные, добропорядочные Евдокия Васильевна и Филипп Федорович были необычайно рады каждому приезду сына, и его спутников принимали как самых дорогих гостей. Понятное дело, что не обходилось без милой светской беседы, в ходе которой мудрая деревенская женщина нередко давала наставления:
– Глядзі, Ёдзічак, ніколі не крыўдзі людзей і не трымай на іх злосці. І запомні: як ты адносішся да акружаючых, так і яны будуць ставіцца да цябе, адказваць табе тым жа. А пагрозамі, вымовамі ды лаянкай дысцыпліну не ўстановіш, уласны аўтарытэт імі не ўмацуеш...
Помнится, еще тогда я отдавал должное этим, казалось бы, таким простым истинам, нехитрому материнскому нравоучению, и, тем не менее, очень важному для каждого из нас. И теперь мне вдвойне приятно, радостно, что они не исчезли, не ушли, как вода в песок, а дали такие дивные всходы – настоящий мужской характер, полноценное жизненное кредо.
Когда беседуешь с Иосифом Филипповичем, постоянно возникает ощущение, что разговариваешь не просто с директором училища, а с хозяином, государственным человеком. В чем разница? Директор – это должность, а хозяин – отношение к делу, государственное мышление, всесторонний анализ, смелость в экспериментах, готовность всегда взять ответственность на себя. Поэтому, отмечая очевидные успехи в укреплении материально-технической базы сегодняшнего лицея, его многопрофильность (теперь здесь готовят специалистов по 14 профессиям), качественное повышение уровня подготовки выпускников, их востребованность в народном хозяйстве, Иосиф Филиппович с болью говорит о постоянной нехватке рабочих кадров в сельхозхозяйствах республики. Почему так происходит? Может быть, мало готовят, в том числе и Клецкий СПЛ?
– Да нет, с этим все в порядке, кадров у нас готовят предостаточно, – убежден мой собеседник. – Другое дело, что они слабо закрепляются на селе, многие идут работать в ЖКХ, строительство, транспорт, другие отрасли или вообще отправляются на заработки в соседние страны, крупные города. А это связано в немалой степени с тем, что последнее время контингент наших обучающихся изменился в сторону уменьшения выпускников школ из деревень по объективным демографическим причинам, снижается уровень профориентации школьников. Конечно, все это усложняет работу, но мы не упускаем ситуацию из-под контроля. Наши мастера, преподаватели много делают для того, чтобы сориентировать учащихся школ, других молодых людей на сельскохозяйственные профессии, часто выезжают на места, ведут беседы о важности и необходимости труда хлебороба, животновода, кадровых возможностях лицея, устанавливают надежные связи с сельхозпроизводителями. Тем более, что во многих хозяйствах сейчас массово уходят на пенсию старые кадры, механизаторы, на которых раньше и держались колхозы и совхозы. Многие уходят по состоянию здоровья, да и обид, разных болячек за годы работы во взаимоотношениях с руководством накопилось предостаточно. Словом, проблема эта сложная, многогранная, и решать ее нам нужно сообща, безотлагательно…
Кто скажет, что это не государственное мышление, не хозяйский подход к делу?! Или взять тот факт, что при Сельвановиче в училище, а потом и лицее, научились сами зарабатывать деньги, чтобы приобретать, иметь все необходимое и современное для успешного развития учебного процесса. Конечно, можно ждать, пока в рамках государственной профобразовательной политики все будет представлено за счет бюджета, а можно многое сделать самим. Иосиф Филиппович давно выбрал второй путь, и сегодня с гордостью показывает класс, учебные кабинеты, которые оборудованы по-современному, имеют все необходимое для успешного ведения занятий – многофункциональные экраны, видеоустановки, магнитофоны, компьютеры, наглядные пособия, удобную и красивую мебель. Столь основательно и привлекательно смотрятся сейчас в лицее его материально-техническая база, учебное подсобное хозяйство, автодром, общежитие, столовая, спортзалы, комнаты отдыха и вообще вся приусадебная территория, которую можно смело назвать оригинальным произведением ландшафтного творчества.
– И останавливаться на достигнутом не собираемся, – подчеркивает мой собеседник. – Тем более, что в следующем году наше учебное заведение будет отмечать свой полувековой юбилей. К этой дате планируем полностью завершить ремонт учебных корпусов, создать собственный музей, обновить техническую базу новыми модификациями машин, улучшить условия учебы, жизни и работы учащихся, педагогического коллектива, укрепить связи с шефами, агротехническими ВУЗами республики и многое другое. А все это, понятно, потребует немалых денег, которые мы уже сегодня успешно зарабатываем сами. Так, только за первый квартал нынешнего года за разные услуги населению, выполненные работы на счет лицея поступило свыше 360 миллионов рублей. Хотя, повторюсь, главное для нас то, что мы выпускаем из стен своего учебного заведения высококвалифицированных специалистов, подготовленных к жизни молодых людей. Кстати, в скором времени количество наших выпускников достигнет 15-тысячной отметки.
Про все эти заботы, дела сегодняшние и завтрашние лицея Иосиф Филиппович может рассказывать часами. И все же есть у него одна любимая тема беседы, своеобразный «конек» ее, на которого он всегда охотно «садится», – это кадры. Правда, особого беспокойства они директору не доставляют – в лицее уже давно сложился хороший, крепкий коллектив преподавателей, мастеров производственного обучения, насчитывающий в своих рядах около 70 человек. Многие из них являются, как принято говорить, настоящими «профи», некоторым надо еще совершенствоваться в своей профессии. Возраст при этом значения не имеет. У педагога, мастера своего дела, как и у артиста, уверен Иосиф Филиппович, возраста нет. Многие пенсионеры такую энергию несут и таким опытом, навыками обладают, что и молодым фору дадут. К тому же, здесь важно другое.
– Одно из самых ярких воспоминаний моего детства – не образ даже – звук, – пытается объяснить причину своего постоянного беспокойства о кадрах Иосиф Филиппович.
– В наших Лазовичах летними вечерами всегда звенели косы – мужики готовили их на завтрашний покос. Они ставили орудие труда на «бабку» и отбивали его молотком. И был среди них один человек, который умел делать это по-особому. Можно было узнать за несколько верст – косу отбивает дед Николай. И работу его тоже всегда можно было отличить от других: он будто не косил луг – сбривал. Этот урок мастерства запомнил я на всю жизнь.
А немного позже у меня еще был один урок – классный, но который также остался в памяти навсегда. После Тетеревецкой начальной и Кунцевщинской семилетней школ я пошел учиться в Заостровечскую среднюю. И там уже в первый день встретился с человеком, который оставил в моей жизни поистине значительный, судьбоносный след. Он пришел в класс к нам, новичкам школы, и сказал: «Здравствуйте. Меня зовут Василий Фомич Гинюк, я ваш директор, буду вести литературу, а пока давайте познакомимся с каждым и вместе почитаем Пушкина…». Тогда я впервые услышал: «Пока свободою горим, пока сердца для чести живы…». Потом у меня была армия, нелегкая служба, там мы принимали присягу. И знаешь, мне, в общем-то, не надо было принимать ее, потому, что по большему счету, присяга у меня состоялась еще тогда на классном уроке с Василием Фомичем: «…Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы!». Все, что происходило со мной в дальнейшем – учеба в университете, работа в комсомоле, руководящие посты, – за этим стоят те слова, та встреча. На них можно нанизывать все, они выдержат. Как выдерживают любые испытания люди, сердцем воспринявшие эти строки. К примеру, мой одноклассник Виктор Бушенко, который вместе со мной тогда слушал Василия Фомича, а потом без колебаний отправился на ликвидацию последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Он тоже в этом году мог бы справлять свой юбилей, но не дожил, полученное облучение, тяжелая болезнь не дали…
Иосиф Филиппович надолго замолкает, мрачнеет лицом, машинально поглаживает побелевшими от внутреннего напряжения пальцами седеющий бобрик волос. И вдруг неожиданно продолжает:
– Вот о наличии кадров, настоящих мастеров своего дела, педагогах с большой буквы я и беспокоюсь. Счастлив буду, если у наших выпускников останется такая светлая память о своих преподавателях, мастерах производственного обучения. Значит, смогли они обучить ребят рабочему мастерству по высшему классу, «поставить» их на крепкое «крыло», дать верную путевку в самостоятельную жизнь.
Мне близки и понятны эти мысли, чувства, надежды, стремления моего собеседника. И почему-то верится, что все у него получится. Не может не получиться у человека творческого, энергичного, целеустремленного, каким уже давно зарекомендовал себя сегодняшний юбиляр. Так и дальше держать, Иосиф Филиппович! Какие наши годы!
Иван Здрок.
Фото Евгении Семенчук.
Отправить комментарий