Закончились самые продолжительные и запоминающиеся каникулы. Позади игры и задор, развлечения и отдых. Начался очередной учебный год. Кроме долгожданной встречи с одноклассниками, открытий и достижений, он привнесет в жизнь школяров и педагогов некоторые новации. О том, какие изменения нынче коснутся всех задействованных в учебном процессе, мы расспросили начальника отдела образования райисполкома А.Н.Климовича.
А.К.: В этом году в нашем районе 1 сентября свою работу начало 41 учреждения образования всех уровней, в которых образовательным процессом будет охвачено более 3 тыс. детей, – констатировал Анатолий Николаевич. – Каких-то кардинальных изменений в системе образования в 2012-2013 году не предвидится. И тем не менее…
Кор.: Проблема дефицита мест в детских садах актуальна для всей страны. В частности, и для нашего района. На областном уровне в решении этого вопроса предлагается использовать нестандартные подходы. Так, начальник управления образования Миноблисполкома Таиса Данилевич не исключает, что проблему можно снять, открыв детский сад или дошкольное учреждение частной формы собственности в каждом регионе Минщины.
А.К.: Хорошая альтернатива. Однако… На сегодняшний день вряд ли кто-то из частников в Клецке захочет этим заниматься. Ведь для открытия образовательного учреждения, мало иметь желание и возможности. Необходимо «обобить» немало порогов, чтобы получить «добро». Да и нужно ли это? Та демографическая картина, которая характерна для нас теперь, может измениться уже буквально через лет пять. Мы предприняли в этом году определенные шаги в целях оптимизации использования дошкольных учреждений образования – перепланировали для нужд дошкольного образования здание ЦКРРиО и СПЦ. Газета писала о том, что 3 сентября детский сад по ул.Толстого справил свое новоселье – там открыты две группы. Замечу: хаотичного набора (в конце или среди года, по первому требованию родителей) в детские сады города больше не будет. Согласно Кодексу об образовании прием детей в дошкольные учреждения будет осуществляться с 1 июня по 1 сентября. В другой временной отрезок, если возникнет такая необходимость, могут принять «новобранцев» дошкольные учреждения, расположенные в близлежащих населенных пунктах.
Кор.: Какие изменения коснуться непосредственно школы?
А.К.: В новом учебном году в школах введен обязательный экзамен по иностранным языкам. Напомню, изменения в системе изучения иностранных языков произошли в белорусских школах с 1 сентября 2010 года. В преподавании сделан акцент на речевую практику. Увеличено количество часов иностранного языка, а также произведено деление класса на три подгруппы (ранее – на две). Подготовлены сборники примерных экзаменационных материалов с аудиоприложениями и учебные пособия нового поколения, направленные на развитие коммуникативной культуры. В общем-то, мы на пути от грамматической составляющей в изучении иностранных языков к коммуникативной. Необходимость в этом, действительно, есть – в современном мире, где господствуют высокие технологии и широко развиваются международные экономические отношения, без знания английского языка, конечно же, не обойтись. Но, признаюсь, как руководителя отдела образования, меня очень тревожит предстоящий экзамен. Причина? Качество знаний учащихся по иностранному языку. У нас катастрофически не хватает учителей. Отсюда самая главная проблема. Безусловно, мы не сидим сложа руки, а пытаемся решать наболевший вопрос. В настоящий момент – за счет привлечения к работе учителей-пенсионеров. Однако, даже этот шаг не снимает стоящую перед системой образования района задачу с повестки дня.
Кор.: Известно, что в новом учебном году продолжится безотметочное обучение по некоторым предметам в начальной школе. Не приведет ли подобный эксперимент к снижению мотивации школьников к учебному процессу и стимулированию их деятельности?
А.К.: Да, в 2012-2013 учебном году продолжится эксперимент по безотметочному обучению дисциплинам физкультурно-эстетического блока. Но это не означает, что не будет оценки учебного процесса. Ведь кроме оценки, выражаемой баллами, есть словесная. А вообще педагогами разработана целая система оценки знаний детей, и она, поверьте, гуманная.
Кор.: Детям в школе объявили о возможном сокращении летних каникул. Но ведь министр образования уверил, что в этом учебном году продолжительность каникул не изменится.
А.К.: Этот вопрос находится пока что на стадии обсуждения. Действительно, во многих странах мира летние каникулы значительно короче, чем у белорусских школьников. К примеру, у учащихся школ Чехии, Дании, Германии и Нидерландов их продолжительность составляет примерно 2 месяца. Тем не менее, в текущем учебном году никаких нововведений относительно каникул не планируется.
Кор.: В последнее время все чаще стали говорить о том, что в погоне за специалистами с высшим образованием страна стала терять «рабочие руки». Главным критерием оценки работы и развития любого учреждения образования тоже считается процент поступления учащихся в ВУЗы. Но ведь так не должно быть…
А.К.: Согласен. И в этом имеются хорошие новости. Теперь, анализируя работу и оценивая деятельность школы или лицея, будет учитываться общее трудоустройство выпускников, а не процент поступления в ВУЗы или ССУЗы. Главная новость наступающего учебного года – в стране планируется оптимизировать систему профессионально-технического и среднего специального образования. Время потребовало стереть грань между профессионально-техническим и специальным образованием.
Кор.: Выступая на августовской педагогической конференции, вы затрагивали вопрос сохранения жизни и укрепления здоровья детей. Одним из факторов, влияющим на здоровье школьников, является питание детей. Насколько известно, процент охвата горячим питанием школьников нашего района еще в прошлом году был далек от цифры 100. Каким образом планируется увеличение этого показателя? И, пользуясь случаем, задам вопрос, волнующий учащихся городских и некоторых сельских учреждений образования: будут ли в этом году работать школьные буфеты?
А.К.: Действительно, еще вчера лишь 50-60% школьников питались в столовых. На сегодняшний день эта цифра по городским школам уже значительно выросла. Что этому посодействовало? Мы продолжили некогда проводимый в сельских школах эксперимент, и в нынешнем году отдел образования взял на себя обязательства по организации питания в городских школах (авт.: ранее этим ведал общепит), что повлечет снижение стоимости обедов. Во-первых, за счет того, что все необходимые продукты закупаются без посредников, а значит, не имеют торговой наценки. Во-вторых, педколлективы смогут заработать витаминную продукцию для школ самостоятельно, что также скажется на стоимости салатов и овощных гарниров. Причем, речь идет не о шефской помощи сельхозорганизациям, за которую, как было принято ранее, школы получали бонусы в виде картофеля, свеклы, моркови и др. Я говорю о нормальных экономических отношениях: во внеурочное время коллективы учреждений образования выезжают на уборку овощей и корнеплодов, а на заработанные деньги закупают продукцию по ценам производителя. Эта система как я отмечал апробирована и уже отработана на сельских школах и детских садах. Тяжело, согласен, но другого способа удешевления обедов пока мы не придумали. Что касаемо работы школьных буфетов. Да, они на самом деле приносят большие убытки, но, несмотря на это, в первой и третьей школах города работа буфетов все-таки налажена. По Заостровечской и Синявской пока вопрос остается открытым. Мы приложим все усилия чтобы его решить положительно.
Кор.: Благодарю за исчерпывающие ответы. Пусть новый учебный год станет для педагогического коллектива Клетчины годом новых высот в преподавательском мастерстве.
Беседовала Светлана Орпель.
Отправить комментарий