Сейчас загружается

…Чтобы жизнь не прошла даром

Бывают в жизни встречи, которые оставляют в памяти глубокий след, заставляют не раз мысленно возвращаться к ним, чтобы еще раз обдумать то, что было услышано, разобраться в чувствах, которые навсегда поселились в душе. Именно таким было для меня знакомство с удивительным интересным человеком, приятным собеседником – Леонидом Адамовичем Станкевичем.
Он родился и вырос в одном из живописных уголков Клетчины – деревне Рубеж. Его родители – простые люди, сельские труженики, не имевшие высоких образований, но сумевшие вырастить своих детей человечными, душевными, высокоморальными и интеллектуальными личностями. И сегодня, когда стариков уже давно нет рядом, Леонид Адамович с особым пиететом вспоминает об отце и матери. «Родители и отчий дом, Родина, наши дети и семьи – это самый драгоценный клад, который мы должны с трепетом беречь и охранять всю жизнь», – замечает умудренный жизненным опытом человек в самом начале нашего разговора.
Быть может, кому-то покажется, что эти слова звучат немного тривиально. Но только не из его уст. Кто, как не он, еще в шестилетнем возрасте заглянувший в глаза войне, живший долгие годы на краю света вдали от родительского дома и дорогих сердцу людей, месяцами находившийся под огромной толщей воды и не видевший солнечного света, не дышавший на полную грудь настоянным на травах и цветах воздухом, лишенный возможности удивляться переменам в природе, краскам сменяющих друг друга времен года, в конце концов, не раз рискующий не только своей, но и жизнями нескольких десятков людей, знает цену ей и умеет выделить ее приоритеты?
Осознание своей роли, миссии – ЖИЗНИ – на земле пришло с годами. И теперь, когда она повела обратный отсчет, он старается, встречаясь со школьниками и молодежью, успеть донести до нового поколения суть самого важного, научить жить так, чтобы не стыдно было зваться ЧЕЛОВЕКОМ, чтобы жизнь не прошла даром. А ему действительно есть о чем рассказать…
Зайдя в его скромную обитель – родительский дом, в который Леонид Адамович вернулся, уйдя на заслуженный отдых, – сразу обратила внимание на стеллажи с огромным количеством художественной и религиозной литературы и офицерский китель, увешанный почетными знаками. А в самом углу комнаты – домашний музей, где хранятся дорогие ему реликвии: книги о альма-матер (Севастопольском высшем военно-морском инженерном училище), фото с друзьями-курсантами и коллегами-моряками, почетные грамоты и благодарности командования дивизиона и других воинских подразделений, республиканской системы ОСВОД, где он работал, «дислоцировавшись» на сушу. Каждый музейный экспонат – это хронология его жизни, память, которую он трепетно бережет. Неудивительно, ведь в каждой вещи история его и тех многих человеческих судеб, властелином которых он являлся не единожды.
Леонид Станкевич, будучи моряком-подводником, прошел путь от командира группы до командира электромеханической боевой части известного атомохода «К-245», совершившего поход от экватора до «макушки» планеты, где проводились испытательные запуски баллистических ракет и проверка работы инерциального навигационного комплекса «Тобол» в высоких широтах.
– В район мы прибыли точно в назначенное время. Это было 21 октября 1972 года, – вспоминает мой собеседник. – Командир лодки объявил по отсекам о прохождении полюса, поздравил личный состав. В точке всплытия был установлен государственный флаг и оставлена капсула с землей из Кольского полуострова и памятной запиской от моряков-подводников, в которой говорилось о том, что эта земля в годы Великой Отечественной войны была полита кровью воинов Северного флота и пронесена через моря Северного Ледовитого океана. Каждый член экипажа получил тогда памятный диплом, скрепленный печатью с надписью: «Северный полюс – Нептун» (на фото). Но основная задача была у нас впереди…
Леонид Адамович долго в подробностях описывал тот октябрьский день, напоминанием о котором сегодня служит рубиново-красная пятиконечная звезда (авт.: ордена Красной Звезды удостаиваются военнослужащие Армии и Флота за большие заслуги в деле обороны государства). Детально помнит Л.А.Станкевич испытания навигационного комплекса, накануне которых проводились многочисленные тренировки на базе и в море, где работа доводилась до автоматизма. Безусловно, простому, несведущему в военных делах слушателю трудно представить, что в те минуты пришлось пережить всему экипажу и, в частности, Леониду Адамовичу, который возглавлял инженерную службу подлодки, отвечал за исправность каждого ее механизма и готовность молниеносно принимать решения и действовать в нестандартной ситуации. Зато понятна суть: он нес ответственность не только за сохранность лодки, но, что самое важное, – за тех, кто в ней находился и тех, кто ждал экипаж на берегу.
– К счастью, тогдашняя задача по изучению возможности запуска баллистических ракет с Северного полюса была удачно выполнена, как и операция по испытанию навигационной системы. Она прошла благополучно, а испытуемый комплекс показал высокую техническую надежность и эффективность. Оснащенные этими комплексами корабли Военно-морского флота могли решать боевые задачи практически в любой точке Мирового океана. Однако в практической деятельности «Тобол» применяли недолго, – заключил опытный инженер, не вдаваясь в подробности технических характеристик и эксплуатации навигационной системы, за испытание которой, кстати, наш земляк был награжден очередной почетной наградой – медалью «За боевые заслуги».
Лишь в конце 80-х, когда многие секретные документы будут рассекречены, о походе на Большую землю и связанных с ним боевых задачах напишут в СМИ, где лаконично, но исчерпывающе будет говориться и о нашем сородиче: «…Экипаж подводной лодки проявил выдержку, высокий профессионализм, что позволило успешно выполнить поставленные задачи. Особенно отличился личный состав электромеханической боевой части под командованием капитана 2 ранга Л.Станкевича…».
Леонид Адамович всю свою жизнь посвятил служению Родине. И даже выйдя в отставку, когда уехал из Северодвинска в Беларусь, опять же нашел себя в деле, где требовалась высокая ответственность и риск. Долгие годы занимался подготовкой специалистов по спасению людей на воде. Одним словом, жизнь никогда не ставила перед ним простых задач – ни в профессиональной деятельности, ни в личном.
Он тяжело переживал одну за другой утрату родных и очень любимых людей. Но опять же стойко вынес все испытания судьбы. Оставшись без жены, родителей, любимой тети, не спасовал, не бросился в омут с головой, не подружился с «зеленым змием», как делают многие в тяжелых жизненных ситуациях. Нет, ведь он – настоящий МУЖЧИНА, ОФИЦЕР. Он нашел для себя занятие по душе.
Сегодня Л.А.Станкевич проживает в отдаленной от городской суеты деревеньке, где когда-то пустили корни его предки. Но он не одинок. Его часто навещают дети и внуки, друзья, которых, как замечает сам Леонид Адамович, к счастью, у него очень много, ведет активную работу по патриотическому воспитанию юных граждан Беларуси. А когда остается наедине сам с собой, берет в руки Библию, где находит ответы на то, что его волнует больше всего.
…Время летело очень быстро. Еще многое, конечно, осталось невысказанным. Поняв, что нам нужно возвращаться, он попросил:
– Не пишите обо мне, ведь я – обычный гражданин своей страны, и всю свою жизнь прожил так, как подсказывало мое сердце. Поверьте, материальные ценности ничего не стоят по сравнению с истинной любовью и заботой к детям и родителям. В их глазах отражается наша сущность.
Да, именно эти слова сказал нам на прощание человек, на офицерском мундире которого сверкают боевые награды, заслуженные в мирное время, но который получает такую же пенсию, как и тысячи его ничем не отличившихся соотечественников. ПАТРИОТ. Очень надеюсь, что та любовь к жизни, с которой Леонид Адамович вел свой рассказ, и которую я старалась передать в статье, сделает и всех вас чуточку счастливее. Живите честно и бескорыстно, не требуя ничего взамен. Ведь мы рождены для того, чтобы оставить свой добрый след на земле.

Светлана Орпель.
Фото Евгении Семенчук.

Отправить комментарий

Возможно, пропустили