Сейчас загружается

Пресс-конференция КГК Минской области

Два месяца как действует Указ Президента Республики Беларусь от 26 июля 2012 года №332 «О некоторых мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь». Он разработан Советом Министров, Комитетом государственного контроля и Администрацией Президента Республики Беларусь с участием представителей бизнес-сообществ во исполнение данных Главой государства поручений по оптимизации контрольной (надзорной) деятельности и сокращению контрольных проверок. Последняя встреча журналистов области в конференц-зале КГК Минской области с его специалистами была посвящена результатам работы за тот непродолжительный отрезок времени, который прошел с момента вступления указа в силу – 1 октября, и обсуждению вопросов сотрудничества главной контролирующей организации области и СМИ.
Первый заместитель председателя Комитета С.И.Соколовская заострила внимание районных газетчиков на тех отличиях, которые существуют между недавно принятым и ранее действующим документами:
– В соответствии с новым указом внесены изменения и дополнения в Указ Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 г. №510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь». В частности, в новой редакции изложен перечень контролирующих (надзорных) органов и сфер их контрольной деятельности, а также критерии отнесения проверяемых субъектов к группе риска для назначения плановых проверок.
Светлана Ивановна пояснила, что Указ №332 определил формы профилактической работы, на которую теперь будет сделан основной уклон. Утверждено Положение о порядке проведения мониторинга, в котором установлены задачи и полномочия контролирующих органов при их осуществлении, а также предусмотрено, что при добровольном устранении субъектов нарушений санкции к нему не применяются. Из-под действия Указа №510 с 1 октября дополнительно выведен ряд мероприятий, в том числе технических (технологических, поверочных).
Вместе с тем, как проинформировала первый заместитель председателя, расширен круг субъектов, которые могут быть проверены в рамках Указа №510, в том числе в «мораторный» период. К числу проверяемых субъектов отнесены лица, осуществляющие адвокатскую деятельность индивидуально, а также временные антикризисные управляющие, не являющиеся юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями. В мораторный период Комитетом государственного контроля может быть назначена внеплановая проверка субъекта, совершающего или уже совершившего сделки (операции) с лицами, в деятельности которых установлены признаки лжепредпринимательства.
Изменен порядок планирования проверок. В частности, субъекты, которые добросовестно исполняют законодательство и не имеют задолженности перед бюджетом, будут проверяться не чаще одного раза в пять лет. С 1 января 2013 года планирование проверок будет осуществляться по системе («вертикали») госоргана. Что это значит? Это значит – с учетом проверок, проведенных как контролирующим (надзорным) органом, планирующим проверку, так и его вышестоящим контролирующим органом, их структурными подразделениями, территориальными органами, подчиненными организациями.
С.И.Соколовская подчеркнула, что определены последствия признания проверок незаконными и усилена ответственность за них. Кроме того, Указ №332 расширил полномочия КГК по контролю за соблюдением контролирующими и надзорными органами  требований в части планирования и назначения  плановых проверок. Если ранее все изменения в координационные планы, в том числе и исключение из них проверок, не соответствующих требованиям законодательства, вносились органами Комитета госконтроля только по письменному уведомлению запланировавшего проверку контролирующего (надзорного) органа, то с 1 октября 2012 года Комитету госконтроля и КГК областей предоставлено право самостоятельно исключать из координационных планов проверки, не соответствующие требованиям законодательства.
Конкретизированы основания для отвода (самоотвода) проверяющих. Уточнены полномочия государственных органов (организаций) и должностных лиц по принятию отдельных решений в ходе проверок и по их результатам. Премьер-министру Республики Беларусь предоставлено право назначать внеплановые проверки. Генеральный прокурор Республики Беларусь вправе принимать решения о проведении повторной проверки контролирующими (надзорными) органами субъекта по одному и тому же вопросу за один и тот же период. Министерство здравоохранения и органы государственного санитарного надзора получили право назначать внеплановые оперативные тематические проверки законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Руководители Департамента ценовой политики Министерства экономики и облисполкомов вправе назначать внеплановые проверки в целях оперативного выявления и пресечения нарушений антимонопольного законодательства, законодательства о ценах и ценообразовании.
Указом №332 предусмотрено, что проверки, проводимые вышестоящим контролирующим (надзорным) органом с участием должностных лиц нижестоящих контролирующих органов, а также проверки, проводимые органами Комитета госконтроля или прокуратуры с привлечением к участию в проверке представителей других контролирующих (надзорных) органов, не являются совместными.
Журналисты в ходе пресс-конференции также узнали, что с 1 октября изменен порядок утверждения и применения контрольного списка вопросов (чек-листа). Совет Министров Республики Беларусь будет определять перечень контролирующих (надзорных) органов и сфер, обязанных применять (в которых применяется) чек-лист. Право утверждать формы контрольного списка вопросов (чек-листа) предоставлено республиканским органам государственного управления, иным государственным организациям, подчиненным Правительству Республики Беларусь.
С учетом практики уточнены отдельные процедурные вопросы проверок, в том числе требования к оформлению акта (справки) проверки. В частности, предусмотрена возможность внесения дополнений и (или) изменений в предписание на проведение проверки. Продление срока действия предписания о приостановлении (запрете) деятельно-сти субъекта осуществляется только в судебном порядке. Определены особенности проведения проверок при отсутствии проверяемого субъекта и его представителей по месту нахождения (месту жительства), указанному в учредительных документах (свидетельстве о государственной регистрации), и (или) по последнему месту нахождения, известному контролирующему органу.
– Изменен порядок назначения и проведения проверок по поручениям правоохранительных органов, – отдельно отметила Светлана Ивановна. – Органы уголовного преследования получили право поручать проведение проверок не только органам ведомственного контроля, но и иным контролирующим (надзорным) органам, за исключением органов Комитета госконтроля.
В процессе разговора журналисты отметили и такую немаловажную сторону нового Указа №332 – он не только позволяет снять отдельные спорные вопросы, касающиеся процедуры проверок, но и содержит механизм защиты субъектов хозяйствования от незаконного вмешательства в их деятельность, включая дополнительные гарантии для тех, кто добросовестно исполняет законодательство.
Придание контрольной деятельности предупредительного, профилактического характера, продиктованное временем, невозможно без тесного взаимодействия с прессой. Этому вопросу и была посвящена вторая половина пресс-конференции. Журналисты обсудили с представителями Комитета отдельные моменты, которые вызывали у читателей наибольший интерес, высказали свои пожелания и получили от специалистов конкретные предложения по вопросам сотрудничества.

Жанна Гордиевич.

Отправить комментарий

Возможно, пропустили