Сейчас загружается

Районное родительское собрание

Назревшие проблемы взаимодействия семьи и школы, которые во все времена являлись приоритетными в системе образования, стали поводом для обсуждения родителей и педагогов, собравшихся в марте в ГОСШ №1 г.Клецк на традиционное районное родительское собрание. Данная тема для конструктивного диалога выбрана неслучайно. Ведь воспитание личности ребенка – это не односторонний процесс, как полагают современные папы и мамы, занятые больше собственной карьерой, нежели детьми, а сотрудничество педагогов и родителей. Согласитесь, мы часто сетуем на то, что нынешнее поколение трудно удивить и чем-то заинтересовать, недоумеваем, почему ежегодно увеличивается количество совершаемых подростками преступлений, осуждаем нерадивых родителей, жалеем «осиротевших» при живых мамах и папах детей в то время, когда сами, ссылаясь на усталость после очередного трудового дня и нехватку времени, забываем «лишний» раз заглянуть в дневник, проконтролировать выполнение домашнего задания или, того хуже, спокойно спим, когда сын или дочь находятся якобы на дискотеке в Центре культуры или клубе. А если вдруг что-то случается, начинаем искать крайних, коими, по обыкновению, оказываются школа и педагоги. Безусловно, одна из наиважнейших ее функций – воспитание. Нравственное, духовное, патриотическое… Но воспитание не может быть эпизодическим. Это непрерывный процесс, который должен занимать все 24 часа в сутки. И добиться этого можно, в первую очередь, лишь при тесном взаимодействии родителей со школой, а также при участии всех заинтересованных лиц и структур. Как сделать такое сотрудничество плодотворным и интересным, об этом и говорили участники и гости собрания – Анатолий Николаевич Климович, начальник отдела образования Клецкого райисполкома; Матфей Белоус, протоиерей, благочинный Клецкой округи;
Людмила Павловна Драчинская, заместитель председателя районной КДН; Валерий Васильевич Аскерко, начальник инспекции по делам несовершеннолетних Клецкого РОВД; Людмила Иосифовна Житковская, врач-педиатр Клецкой центральной районной больницы; Наталья Викторовна Гордейчик, главный специалист отдела и Инна Иосифовна Кулеш, ведущий специалист отдела образования Клецкого райисполкома; Александр Николаевич Маханов, директор Клецкого районного СПЦ.

«Какое воспитаем настоящее, таким будет наше будущее»
В соответствии с положениями Кодекса Республики Беларусь об образовании субъектами образовательных отношений являются не только педагоги, но и родители или законные представители учащихся. Когда родители вовлечены в жизнь школы и принимают на себя ответственность за результаты взаимодействия с учреждением образования, в котором обучаются их дети, тогда они четко понимают те проблемы, что существуют сегодня в сфере образования, и принимают самое активное участие в их разрешении. Свое твердое убеждение в этом высказали не только педагоги.
Так, о позиции христианства в отношении семейного воспитания вел разговор о.Матфей. По словам духовника первые уроки по воспитанию человека должны начинаться, еще когда он находится во чреве матери. Именно она – главный пример для ребенка в будущем.
– А что мы имеем сегодня? – обратился к присутствующим священнослужитель. – В современном обществе, к сожалению, немало женщин, ведущих аморальный образ жизни. А в благополучных семьях, что грех таить, существуют другие проблемы. Разве не правда, что многие «киноманши» сидят вечерами напролет, уткнувшись в телевизор, и проливают слезы, сочувствуя героям многосерийных сериалов, в то время, как собственный ребенок занимается не известно где (якобы на дискотеке) и чем. Не утруждают себя участием в воспитании детей и отцы.
Чтобы не быть голословным, священник привел пример из жизни:
– В воскресной школе занималась одна девочка. Она охотно посещала занятия, но однажды вернула подаренные ей для ознакомления церковные книги.
– Я больше не приду, – коротко заявила она.
– Почему? – удивился я решению одной из самых прилежных учениц.
– Папа и мама, застав меня за чтением, рассмеялись, – обиженно произнес ребенок.
– Да разве ж церковь когда-нибудь учила плохому? – не скрывая эмоций, устремил свой недоуменный взгляд в сторону аудитории протоиерей. – Так и хочется крикнуть на всю околицу: «Люди добрые, одумайтесь! Вы обращаетесь к Богу в худую минуту и просите заступничества. Бог в наших сердцах. Он никогда нас не покинет, но и мы должны жить с верой и учить этому своих детей. Тогда и в мире, и в семье, и в душе будет покой и согласие. Не зря в народе говорят: «Как аукнется, так и откликнется» – заключил духовный служитель.
В ответ на проблемы, затронутые в речи настоятеля церкви, выступили директора Заостровечской и Синявской средних школ. Александр Александрович Белаш и Валерий Александрович Жуковский рассказали о том, как налаживаются контакты с родителями в возглавляемых ими учреждениях образования, об уже сложившихся традициях и новых формах работы.
– Мужчины играют решающую роль в воспитании детей, как мальчиков, так и девочек. В настоящее время они занимают «теневое» положение в системе образования. Но их слово, помощь весомы, конкретны и аргументированы, – заметил В.А. Жуковский. – В нашей школе создан и действительно работает клуб отцов, благодаря чему удается решать многие актуальные вопросы воспитания детей.
Затронул проблемные темы сотрудничества с родительской общественностью и начальник отдела образования райисполкома А.Н.Климович.
– Какое воспитаем настоящее, таким будет наше будущее, – напомнил известное изречение Анатолий Николаевич и призвал родителей задуматься о степени их ответственности за воспитание детей, а педагогов – учитывать их интересы и способности и помогать их реализации. – Как бы то ни было, но родители и родственники – первоисточники воспитания маленького человека, а значит, основы тому закладываются именно в семье, – пояснил главный педагог района. – Детский сад и школа значительно позже присоединяются к процессу воспитания и развития личности, поэтому главная задача воспитателей и учителей не проглядеть то, что заложено в ребенке от рождения – его способности и таланты, а они есть у каждого малыша. Уверен, если семья и учреждения образования будут работать как единый механизм, тогда нам не придется решать многие уже набившие оскомину вопросы, касающиеся формирования здорового образа жизни, детской и подростковой преступности, безнадзорности и сиротства при живых родителях, духовного развития человека, – резюмировал начальник отдела образования.
В продолжение обсуждаемой темы о формах взаимодействия с семьей, которая, бесспорно, является главной составляющей обучения и воспитания детей, педагоги и родители вели разговор об условиях пребывания детей в дошкольных учреждениях, пытались разобраться в том, как наиболее эффективно организовать совместную работу, каково отношение пап и мам к дополнительным образовательным услугам, которые, как отметила главный специалист отдела образования райисполкома Н.В.Гордейчик, на сегодня достаточно широко представлены в каждом детском саду.
Проблемы частные –
задачи общие
Следующая часть собрания, разбитого на несколько блоков, была посвящена проблемам, с которыми часто сталкиваются родители, чьи дети впервые переступают школьный порог. Вместе с тем, обсуждались острые углы в воспитании ребят, которые вступают в важный период своего физиологического развития. Кстати, как замечают специалисты, именно на подростковый возраст припадает наибольшее количество совершаемых учащимися преступлений и правонарушений. Вопрос детской преступности, как было подчеркнуто на собрании, очень актуален. И, несмотря на снижение его уровня в сравнении с прошлым годом, в учреждениях образования данному направлению деятельности уделяется огромное внимание: организуются профилактические акции, каждый третий четверг месяца в школах проходят единые дни профилактики асоциального поведения, налажено взаимодействие учреждений с РОВД, прокуратурой, судом Клецкого района, организована работа учительско-родительских патрулей по местам массового отдыха молодежи и т.д. Формированию личности законопослушного гражданина была призвана служить и декада правовых знаний «Закон. Права. Обязанности», которая проходила во всех учреждениях образования района с 18 по 28 февраля. Тем не менее, как заметил начальник ИДН В.В.Аскерко, преступления и правонарушения среди несовершеннолетних имеют место.
– В структуре всех правонарушений, совершенных подростками, 90% занимают кражи, – констатировал Валерий Васильевич. – Реже, но имеют место хулиганства, присвоение или растрата чужого имущества, угон транспортных средств, появление в общественном месте в нетрезвом состоянии, оставление в опасности человека и т.д. Следует также отметить, что большая часть правонарушений связана с употреблением подростками алкогольных напитков. Замечу, статистика преступности была бы гораздо выше, если бы не тот факт, что не привлекаются к административной ответственности по причине не достижения возраста дети до 14 лет. В таких случаях протоколы составляются на родителей.
О том, сколько родителей привлекалось в 2012 году к административной ответственности, какое наказание предусмотрено законодательством за ненадлежащее воспитание детей, поведала заместитель председателя районной комиссии по делам несовершеннолетних Людмила Павловна Драчинская.
Учитывая данную информацию, следующая гостья собрания, врач-педиатр Клецкой ЦРБ Л.И.Житковская, в своей речи сделала акцент на особенностях подросткового возраста, рассказала о том, что необходимо знать педагогу и родителю, чтобы процесс обучения и воспитания проходил комфортно.
Во время дискуссии о проблемах воспитания не единожды из уст собравшихся звучала мысль о том, что ребенок с детства должен видеть полноценную модель семьи, чувствовать любовь и заботу со стороны родителей, ощущать свою безопасность и защищенность. Однако, как показывает жизнь, не всегда происходит так, как хотелось бы – родители не выполняют свои основные функции. Тогда на защиту интересов детей становится государство. Какие социальные гарантии предоставляет оно своим подопечным, как пытается направить на путь истины оступившихся родителей, какие проблемы возникают при этом, почему семейное неблагополучие зачастую случается в недавно созданных молодых семьях, какая работа проводится с СОП-семьями, как обеспечивается дальнейшее жизнеустройство детей, если родители все-таки лишаются своих прав на воспитание – эти вопросы затронули руководители школ и социально-педагогического центра, специалист отдела образования, которые, как и их предшественники, сошлись во мнении о том, что со стороны государства принимается немало мер, направленных на улучшение положения детей в семьях, формирование правильной жизненной позиции, однако положительный результат может быть достигнут только при тесном взаимодействии всех заинтересованных служб, при наличии правильной позиции семьи и школы к существующим проблемам.
Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан
По мнению педагогов, говоря о воспитании подрастающего поколения, нельзя упускать еще один очень важный аспект, о котором упомянул в самом начале беседы начальник отдела образования, – развитие творческих и интеллектуальных способностей ребенка.
– В районе созданы все необходимые условия для организации занятости детей во внеурочное время, обеспечение увлекательного и полезного досуга являются залогом не только развития способностей ребенка, но и выработке правильной модели поведения, – подчеркнул Д.Н.Малявко, директор Клецкого центра детского творчества.
С основными направлениями работы центра познакомила его методист В.Н.Стрельчик. Валентина Наумовна призвала родителей инициировать посещение детьми кружков, ибо правильная организация досуга школяров находит только положительное отражение в их теперешней и дальнейшей жизни. Опытный педагог и организатор привела немало примеров, подтверждающих то, что многие воспитанники Центра активно проявляют себя не только в участии во всевозможных творческих конкурсах, но и общественной жизни своей школы и района. Их по праву можно назвать не просто всесторонне развитой, но и высокоморальной личностью, ибо нравственное и патриотическое воспитание – неотъемлемая часть организации воспитательного и образовательного процесса Центра.
Родители+учителя=
настоящий Человек
Подводя итог беседы, во время которой был очерчен круг проблем, стоящих перед родителями и педагогами в современном обществе, можно предположить, что каждый из участников сделал определенные выводы, суть которых едина: главная цель семьи и школы – это воспитание достойных граждан нашей страны. Ответственное родительство, как и ответственность педагогов за свое дело, должны являться жизненными приоритетами каждого из нас. Только тогда можно будет надеяться, что в будущем наши дети скажут: я вырос настоящим Человеком, потому что у меня были замечательные родители и настоящие учителя.
Завершающим аккордом районного родительского собрания стала теплая концертная программа школьной бизнесс-компании, образцовой вокальной студии «Сузорье» Домоткановичской средней школы.

Светлана Орпель.

 

Отправить комментарий