Указом Президента Республики Беларусь от 23 декабря 2010 года №672 утверждена Концепция совершенствования системы мер уголовной ответственности и порядка их исполнения (Концепция). Принятие данного нормативного акта имело цель обеспечения соответствия системы мер уголовной ответственности уровню социально-экономического развития государства, криминологической структуре и динамике преступности, социальной адаптации осужденных.
Подведем некоторые итоги реализации Концепции в регионе. В 2012 и истекшем периоде 2013 года удалось сохранить динамику снижения регистрируемых преступлений большинства категорий. При этом следует отметить факт снижения количества преступлений, совершенных лицами, имеющими судимость. За 2012 год количество преступлений указанной категории уменьшилось в сравнении с предыдущим годом со 131 до 95, их удельный вес в общеуголовной преступности сократился с 43,7% до 42,6%. Указанные тенденции сохранились и в истекшем периоде 2013 года. Лицами, имеющими судимость, за 2 месяца текущего года совершено 15 преступлений, что меньше аналогичного периода 2012 года. Вследствие этого на 95, или на 39,9% уменьшилось число лиц, осужденных судом Клецкого района.
Принятыми организационно-практическими мерами, направленными на реализацию требований Концепции, удалось сформировать положительные тенденции в практике поддержания государственного обвинения по уголовным делам и назначения наказаний. Посредством назначения альтернативных мер уголовной ответственности отчасти снизилось число лиц, осужденных к лишению свободы. В 2012 году данный вид наказания назначен 13 осужденным (9,1%), из них 9 человек осуждены за совершение менее тяжких преступлений, 3 – за совершение тяжких преступлений, 1 – за совершение особо тяжкого преступления. Во всех случаях срок назначенного наказания в виде лишения свободы не превышал 2-х лет: семи лицам назначено лишение свободы на срок 1 год, двум – на срок 2 года. Лишение свободы в структуре уголовных наказаний избиралось, как правило, в отношении ранее неоднократно судимых лиц, а также за совершение тяжких преступлений. В одном случае избрание наказания в виде лишения свободы было обусловлено совершением лицом, впервые привлекаемым к уголовной ответственности, неосторожного преступления, связанного с нарушением Правил дорожного движения при управлении транспортным средством, повлекшего тяжкие последствия – смерть двух человек.
Следует отметить недостаточную активность назначения судом наказания ниже низшего предела или более мягкого, чем предусмотрено уголовным законом за совершенное преступление. Так, если в 2011 году с применением ст.70 УК было осуждено 8 человек, то в 2012 году – 3. В текущем году более мягкий вид наказания, чем предусмотрено уголовным законом за совершенное преступление, был назначен в отношении одного лица. Так, по приговору суда Клецкого района от 18 января 2013 года Хват Д.С., житель г.Гродно, был осужден по ч.1 ст.214 УК за совершенный угон транспортного средства к наказанию в виде штрафа в размере 100 базовых величин, что составило 10 000 000 рублей. Санкцией части первой статьи 214 УК Республики Беларусь предусматривается наказание в виде ограничения свободы и лишения свободы. Применив статью 70 УК, суд назначил Хвату Д.С. наказание в виде штрафа, являющегося более мягким видом наказания, чем это предусмотрено санкцией части первой статьи 214 УК. При этом исключительными обстоятельствами, существенно уменьшающими степень общественной опасности совершенного деяния, суд признал тот факт, что обвиняемый впервые привлекается к уголовной ответственности, нахождение на его иждивении двоих несовершеннолетних детей, чистосердечное раскаяние в содеянном.
Вместе с тем, возможности применения статьи 70 УК используются недостаточно. В этой связи государственными обвинителями будут приняты меры по более активному ориентированию суда на применение данной правовой нормы.
Рассмотрение уголовных дел в выездных судебных заседаниях является действенным методом, способствующим профилактике преступлений, позволяющим привлечь внимание общественности к предупреждению правонарушений и содействующим повышению уровня правосознания граждан. В 2012 году судом Клецкого района рассмотрено 25 уголовных дел в выездных судебных заседаниях, из них 12 – по инициативе прокуратуры района. Вместе с тем, следует отметить недостаточность проведения выездных судебных заседаний по ходатайствам об установлении превентивного надзора, а также по уголовным делам о преступлениях, связанных с уклонением от отбывания наказаний, не связанных с лишением свободы, а также с несоблюдением требований превентивного надзора.
Во исполнение требований Концепции прошлый год отмечен тенденцией более широкого применения института освобождения от уголовной ответственности лиц, впервые совершивших преступления, не относящиеся к категории тяжких и особо тяжких. Основания для освобождения таких граждан от уголовной ответственности предусмотрены статьями 86-89, 118 УК Республики Беларусь. Применение данных норм является существенным стимулом формирования их позитивного поведения. В 2012 году прокурором Клецкого района от уголовной ответственности освобождено 17 человек, из них 8 – по ст.86 УК (освобождение от уголовной ответственности с привлечением лица к административной ответственности), 9 – по ст.89 УК (освобождение от уголовной ответственности в связи с примирением с потерпевшим). Три человека были освобождены от уголовной ответственности начальником Клецкого РОСК, из них 2 – по ст.86 УК, 1 – по ст.89 УК. Судом Клецкого района прекращены производством 2 уголовных дела по основаниям ст.89 УК. Так, к примеру, в связи с примирением с потерпевшей и полным возмещением ей ущерба, причиненного преступлением, был освобожден от уголовной ответственности судом по основаниям ст.89 УК Захарчук А.М. Последний обвинялся в совершении кражи из жилого дома жительницы д.Половковичи Клецкого района двух мешков зерна. В судебном заседании потерпевшая ходатайствовала об освобождении от уголовной ответственности обвиняемого в связи с примирением с ним, поскольку он загладил причиненный преступлением ущерб, принес свои извинения. При таких обстоятельствах судом правомерно решен вопрос о прекращении производства по уголовному делу в связи с освобождением обвиняемого от уголовной ответственности.
В свете требований Концепции совершенствования системы мер уголовной ответственности и порядка их исполнения, применение мер пресечения в значительной степени оптимизировано. Об этом свидетельствует тот факт, что в прошлом году мера пресечения в виде заключения под стражу применена в отношении 19 обвиняемых (подозреваемых), что на 12 меньше, чем в 2011 году; домашний арест не избирался, хотя в 2011 году был применен в отношении 2 обвиняемых. В прошлом году имел место один факт применения меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении лица, совершившего преступление, не представляющее большой общественной опасности (уклонение от уплаты алиментов), что было вызвано объявлением розыска скрывшегося обвиняемого.
Продолжая работу по реализации требований Концепции совершенствования мер уголовной ответственности и порядка их исполнения, прокуратурой района и впредь будет уделяться первоочередное внимание вопросам избрания виновным лицам законных, обоснованных и справедливых наказаний, что должно способствовать исправлению осужденных, предупреждению совершения новых преступлений и обеспечивать социальную справедливость при применении уголовных наказаний.
Валентина Лебедько, заместитель прокурора Клецкого района младший советник юстиции.
Отправить комментарий