Особую тревогу и озабоченность прокуратуры района вызывает увеличение числа тяжких и особо тяжких преступлений. Так, в течение 8 месяцев 2013 года зафиксировано 11 злодеяний вышеуказанной категории, что значительно больше показателя прошлого года, составившего 6 преступлений. Из указанного числа тяжких преступлений 4 – связаны с умышленным причинением тяжких телесных повреждений (ст.147 УК Республики Беларусь). Данный показатель на 300% превышает прошлогодний (1 преступление). Кроме того, в текущем году зафиксировано одно умышленное убийство, совершенное на почве семейно-бытовых отношений. В 2012 году преступления вышеуказанной категории совершались на территории Морочского, Краснозвездовского, в текущем – бывшего Тучанского, а также Грицевичского, Зубковского сельсоветов, города Клецка.
Вышеприведенные сведения свидетельствуют о существенных недостатках в работе субъектов профилактики, которые осуществляют свою деятельность на территории перечисленных сельисполкомов и г.Клецка. Следует отметить, что всем тяжким и особо тяжким преступлениям против жизни и здоровья граждан, совершенным в текущем году, предшествовала конфликтная ситуация, спровоцированная злоупотреблением спиртными напитками.
Например, 5 августа судом Клецкого района осужден житель агр.Туча М. (фамилия не называется в связи с тем, что приговор не вступил в законную силу). Последний признан виновным в том, что водин из дней января 2013 года, находясь в состоянии алкогольного опьянения в доме по месту жительства, имея умысел на причинение телесных повреждений, на почве возникших личных неприязненных отношений, умышленно нанес гр-ну И. не менее двадцати ударов кочергой и топором по голове, туловищу и конечностям, причинив телесные повреждения, относящиеся по степени тяжести в своей совокупности по признаку опасности для жизни к категории тяжких телесных повреждений. Как было установлено в ходе предварительного следствия и в судебном заседании, осужденный М. в компании с потерпевшим И. и иными лицами на протяжении нескольких часов употреблял спиртные напитки. Под влиянием алкоголя, оказались бесконтрольными основные эмоции участников застолья, вследствие чего в ответ на просьбу сожительницы прекратить употреблять спиртное М. ответил агрессией, нанеся ей удар по лицу. А затем, вооружившись кочергой и топором, нанес значительное количество ударов лежащему на диване в состоянии алкогольного опьянения г-ну И.
Неосторожная шутка со стороны потерпевшей Ш. была расценена жителем г.Клецка И.И.Гуляко как оскорбление, на которое он ответил насилием, сбросив Ш. со стула и нанеся ей, лежащей на полу, два удара ногой по ногам, причинив телесное повреждение в виде открытого косого перелома большеберцовой кости, относящееся по степени тяжести к категории тяжкого телесного повреждения. Как усматривается из материалов дела, преступление совершено на фоне употребления виновным изрядной порции алкоголя в компании с иными лицами. Приговором суда Клецкого района от 28 мая И.И.Гуляко осужден к наказанию в виде четырех лет лишения свободы. При назначении наказания учитывалось его предшествующее поведение, который нигде не работал, неоднократно привлекался к административной ответственности за совершение правонарушений в состоянии алкогольного опьянения, являлся лицом, страдающим хроническим алкоголизмом, состоял на профилактическом учете в ООПП Клецкого РОВД.
При таких обстоятельствах следует констатировать факт ослабления профилактической работы, направленной на предупреждение тяжких и особо тяжких преступлений против жизни и здоровья граждан как со стороны служб Клецкого РОВД, так и местной исполнительной власти, общественных формирований, в чью компетенцию входят вопросы борьбы с пьянством и алкоголизмом. Об этом свидетельствует и тот факт, что в 2012 году имели место два факта совершения тяжких преступлений против здоровья граждан (ч.1 ст.147 УК) лицами, состоящими на учете в УИИ Клецкого РОВД. В частности, А.П.Муравейко, состоявший на профилактическом учете как лицо, формально подпадающее под действие превентивного надзора, в марте 2012 года, будучи в состоянии алкогольного опьянения, находясь в своем доме в д.Комлевщина, в ходе ссоры с М. умышленно нанес последнему один удар ножом в область живота, причинив тяжкие телесные повреждения. Он был осужден по ст.152 УК Республики Беларусь (умышленное причинение тяжкого телесного повреждения при превышении пределов необходимой обороны). И.М.Ромашко, состоящий на учете в уголовно-исполнительной инспекции Клецкого РОВД как лицо, освобожденное условно-досрочно от наказания в виде ограничения свободы с направлением в исправительное учреждение открытого типа, в августе 2012 года совершил тяжкое преступление, находясь в состоянии алкогольного опьянения, на почве личных неприязненных отношений умышленно нанеся соседу Б. не менее двух ударов кулаком по туловищу. В результате этого Б. упал на землю, получив телесные повреждения, относящиеся по степени тяжести к категории тяжких телесных повреждений по признаку опасности для жизни.
Следует отметить, что меры к выяснению причин и условий совершения данных преступлений сотрудниками РОВД не принимались, поскольку служебные проверки по фактам совершения тяжких преступлений подучетными лицами не проводились, обстоятельства их совершения не анализировались, виновные лица руководством РОВД не выявлялись и к дисциплинарной ответственности не привлекались.
Нередко остаются в стороне и общественные формирования местных исполнительно-распорядительных органов. Как показала прокурорская проверка, ни одним из советов общественных пунктов охраны порядка, являющихся в соответствии со ст.4 Закона Республики Беларусь от 10 ноября 2008 год №453-З «Об основах деятельности по профилактике правонарушений» субъектами профилактики, на территории которых были зафиксированы тяжкие и особо тяжкие преступления против жизни и здоровья граждан, факты указанных преступлений рассмотрены не были, причины и условия не выявлялись, не анализировались и не обсуждались, как следствие – не были выработаны меры, направленные на недопущение совершения указанных преступлений в будущем. Проверкой также было установлено, что рядом советов общественных пунктов охраны порядка фактически не выполняются те функции, которые возложены на данный субъект профилактики. К примеру, изучение состояния общественного порядка на территории, закрепленной за советом общественного пункта охраны порядка Краснозвездовского сельисполкома, сводится к ежемесячному рассмотрению вопроса об анализе информации, поступившей из РОВД, о состоянии преступности на территории сельсовета. По результатам рассмотрения таких вопросов принимаются неконкретные решения, не способные повлиять реально на криминогенную ситуацию на обслуживаемой территории. Особенные нарекания вызвала работа совета общественного пункта охраны порядка г.Клецка, являющегося советом первичного звена. За 8 месяцев текущего года было поведено всего лишь 4 его заседания, в 2012 году – 5. Анализ материалов заседаний совета общественного пункта охраны порядка г.Клецка позволил сделать вывод о том, что фактически данные заседания не проводились, либо проводились формально, протоколы оформлялись также формально, материалы к ним прилагались в последующем.
Данная ситуация стала возможной в силу того, что Клецким районным советом общественных пунктов охраны порядка не выполняется задача по обеспечению согласованной деятельности советов общественных пунктов охраны порядка первичного звена по охране общественного порядка и профилактики правонарушений. За 2012 и 8 месяцев текущего года было проведено только 3 заседания районного совета общественных пунктов охраны порядка, что не соответствует требованиям действующего законодательства и является явно недостаточным, поскольку имеется целый ряд проблемных вопросов, в том числе связанных с ростом тяжких преступлений против жизни и здоровья граждан. Причины данного роста на заседаниях совета не анализировались и не обсуждались, меры, направленные на стабилизацию ситуации в указанном направлении, не принимались.
На выявленные нарушения прокуратура Клецкого района отреагировала принципиальным образом, направив соответствующие представления об их устранении в адрес руководства Клецкого РОВД и Клецкого районного исполнительного комитета. Прокуратурой Клецкого района и впредь будет вестись целенаправленная работа, направленная обеспечение скоординированности действий всех заинтересованных служб и органов по профилактике тяжких и особо тяжких преступлений против жизни и здоровья граждан, а также существенного улучшения работы со стороны руководства, личного состава РОВД, органов власти, общественных формирований на местах по проведению профилактических мероприятий с лицами, не имеющими постоянного места работы, ведущими паразитический образ жизни, злоупотребляющими спиртными напитками.
Валентина Лебедько,
заместитель прокурора Клецкого района младший советник юстиции.
Отправить комментарий