«Железный» Феликс имел полное право по-особенному относиться к Клецку. Корреспондент «Да новых перамог» недавно выяснил две причины, по которым один из самых заклятых врагов контрреволюции и «отец» всех чекистов мог быть благодарен нашему городу.
Первая причина: женитьба с Софьей Мушкат
Свою будущую супругу Софью Феликс Эдмундович встретил в Варшаве. Обстоятельства знакомства нельзя назвать романтическими: их представили, когда оба находились на одной конспиративной квартире. Причем, поначалу Софья и Феликс узнали лишь подпольные имена друг друга. Пламенная революционерка Софья Мушкат в то время была больше известна как Чарна, Дзержинский вел подрывную работу под кличкой Юзеф, а еще раньше – Астроном. Чуть позже этих людей начало связывать что-то большее, чем причастность к социал-демократии. Софья, помогая Феликсу Эдмундовичу в обработке партийных архивов в Кракове, приглянулась ему не только как соратница, но еще и очаровала его своей красотой. Он долго сомневался, стоит ли привязывать к себе молодую революционерку, но все же не устоял и в итоге женился на ней.
Во всей этой любовной истории на фоне революционной борьбы заметное место отведено Клецку.
Связующей нитью является девичья фамилия Софьи Дзержинской – Мушкат. Этой осенью польский историк Збигнев Волочник прислал в редакцию «Да новых перамог» биографические данные о лекаре из Клецка Мариане Мушкате. На снимке, сделанном в 1909 году, этот человек запечатлен в окружении своей семьи – жены Юлии, сыновей Хенрика и Зигмунта, дочери Софьи. Маленькую белокурую девочку Софью Мушкат на фото легко можно принять за ту, что впоследствии станет женой Феликса Эдмундовича. И, если честно, поначалу был велик соблазн именно так и считать. Но эту версию опровергают сразу несколько исторических фактов, с которыми невозможно поспорить. Стоит начать с того, что Дзержинская была темноволосой. Плюс к тому во всех биографических справках жена «железного» Феликса обозначена как – Софья Сигизмундовна. А в довершение всего – в 1909 году, когда был сделан снимок, настоящей Софье Мушкат исполнилось 27 лет.
На этом можно было бы и бросить искать какую-либо связь жены Дзержинского с Клецком, приняв ее за однофамилицу и тезку дочери Мариана Мушката. Однако существуют документы, которые подтверждают, что отец Софьи действительно мог родиться в нашем городе. Так, в списках заключенных тюрьмы в Барановичах, расстрелянных немцами 13 июля 1942 года, значится Zygmunt Muszkat из Клецка. Не тот ли это Зигмунт (Сигизмунд) Мушкат, в семье которого в 1882 году появилась девочка, 28 лет спустя ставшая женой советского государственного деятеля – Феликса Эдмундовича Дзержинского? Очень возможно. По крайней мере точно известно, что уже у знакомого нам клецкого лекаря Мариана Мушката был брат по имени Сигизмунд. Тут мы вплотную подходим к еще одной причине, по которой «железный» Феликс, наверняка, долгое время вспоминал Клецк с теплотой.
Вторая причина: сын Дзержинского – Ян
Когда Софья и Феликс поженились в 1910 году, ей исполнилось 28 лет, а ему – 33. Молодожены планировали провести «медовый месяц» в горах, но уже через три дня после его начала обстоятельства потребовали от супругов спешно уехать. Через месяц за революционную деятельность Софью арестовали. К тому времени она уже была беременна.
Дзержинский, сколь ни был он закален борьбой с врагами контрреволюции, сходил с ума от беспокойства, подбадривая жену в письме к ней:
– Только бы ты была сильной и все перенесла. Порой, когда думаю о тебе и ребенке, несмотря на все и вопреки всему, меня охватывает какая-то волнующая удивительная радость...
Сын Феликса Эдмундовича Ян появился на свет в тюремном лазарете. Роды были преждевременными, вследствие чего ребенок часто болел. После того, как Софью осудили на вечное поселение в Сибирь, она оставила малыша на попечение родственников. Имеются точные данные, что некоторое время Ян воспитывался в семье Мариана Мушката в Клецке. Такое решение принял отец Дзержинской – Сигизмунд. Его можно понять: брат Мариан был хорошим лекарем и мог наблюдать за болезненным ребенком.
Через три года нахождения в ссылке Софья Дзержинская по поддельным документам сбежала и пыталась встретиться с мужем, который находился в заключении. Так и не повидав супруга, в начале Первой мировой войны она переехала вместе с Яном за рубеж.
Есть мнение, что в 1919 году Феликс Эдмундович мог побывать в Клецке, чтобы лично поблагодарить Мариана за заботу о своем сыне. В это время он находился в Москве и вполне мог нанести визит вежливости в наш город. Даже есть снимок, на котором среди группы людей в военной форме находится человек, похожий на «железного» Феликса. Какие-то сходства во внешности действительно можно разглядеть, но очевидно, что это не Дзержинский. Если главный советский чекист и посещал Клецк, то на родину жены – в Клецк, он приезжал в обществе Софьи и Яна, которые только-только вернулись из Швейцарии в Советский Союз.
Софья Дзержинская пережила и своего мужа, которого всегда почитала как героя, и сына, претерпевшего вместе с родителями все тяготы жизни революционеров. Умерла Софья Сигизмундовна в возрасте 86 лет.
Юрий Мыслицкий.
Фото с сайта Radzima.org, ru.wikipedia.org
Отправить комментарий