В Минске впервые выступил итальянский композитор Эннио Морриконе, лауреат кинопремий «Оскар», «Золотой глобус», «Давид ди Донателло» за лучшую музыку, автор известных всему миру саундтреков к фильмам «Однажды в Америке», «Профессионал», «Хороший, плохой, злой», сериалу «Спрут». Корреспондент «Да новых перамог» побывал на концерте великого итальянца в спорткомплексе «Минск-арена».
Билет на гения музыки
За свои 85 лет Эннио Морриконе никогда прежде не бывал в Беларуси с гастролями. В нашу страну знаменитый композитор привез программу «Лучшее за всю жизнь». Звучало многообещающе. Пропустить такое было нельзя.
Еще в августе началась продажа билетов на единственное выступление маэстро в Минске. Тем, кто загодя позаботился о покупке заветного «квитка», удалось сэкономить солидную сумму. Я, к счастью, оказался в числе таких людей. За пару дней до концерта увидеть и послушать легенду мировой музыки можно было, заплатив от 800 тысяч до 1 600 000 белорусских рублей (!). Мне же это удовольствие стоило всего каких-то «скромных» 500 тысяч. И это мы с другом еще решили шикануть, забронировав за собой два места на 14-м ряду: в конце лета в продаже были билеты и дешевле
Эннио в Минске
Моему университетскому товарищу Алексею, с которым я запланировал поход на концерт, крупно повезло. В среду – 6 ноября, накануне пятничного выступления в «Минск-арене» – прошла пресс-конференция с Морриконе, на которую пригласили белорусских журналистов. Среди них оказался и мой друг – корреспондент «Минского курьера». Причин для того, чтобы позавидовать ему, было хоть отбавляй. Видеть маэстро на расстоянии нескольких метров, слышать его ответы, самому иметь возможность задать вопрос великому итальянцу – о таком можно только мечтать. Ах, да, забыл, еще можно было, улучив момент, взять у композитора автограф. О чем и похлопотал мой друг, разжившись росписью Эннио Морриконе для себя и меня (на фото). Теперь это моя реликвия.
Таким образом, еще до появления официального интернет-отчета с пресс-конференции появилась возможность узнать о впечатлении, которое произвел автор легендарной «Chi Mai» (в переводе с итальянского языка – «Кто бы ни...»). Алексей мне был в помощь. Звездный итальянец предстал собеседником серьезным, прекрасно сознающим свою особенность, открыто и без купюр выражающим отношение к вещам, о которых ведет речь. Впрочем, человек, который считается величайшим из ныне живущих классических композиторов мира, пять раз номинировавшийся на премию «Оскар», создатель музыки более чем к 400 фильмам и телесериалам, мог позволить себе подобную роскошь.
Выяснилось, что композитор многие вещи недолюбливает. Так, Эннио Морриконе не радует, что его знают преимущественно только как автора саундтреков к кинокартинам. Правда, это не мешает критикам всего мира называть его «Моцартом киномузыки». Кстати, слово «саундтрек» тоже у него не в чести. Еще оказалось, что у маэстро суеверное отношение к сиреневому цвету и цифре «17». Морриконе рассказал журналистам, что привык начинать рабочий день рано, ярко продемон- стрировав это, назначив пресс-конференцию в Минске на 8.00. Для маэстро не существует понятия «вдохновение» – есть работа над собой, опыт и люди, на которых хочется равняться.
Среди главных увлечений композитора, как у всякого итальянца – футбол. Игра в шахматы тоже занимает Морриконе.
«Chi Mai» под сводами «Минск-арены»
Сомнения Эннио Морриконе, высказанные им в шутку и касающиеся того, придут ли на его выступление зрители младше пятидесяти лет, не совсем подтвердились. Хотя, зрителей, скажем, до 30 лет было действительно несправедливо мало, что, конечно же, не делает чести молодым белорусам. Аудитория состояла преимущественно из людей зрелого возраста. Среди них часто встречались влюбленные и семейные пары. В тот вечер в Минске романтичнее места, чем концерт Эннио Морриконе, действительно трудно было найти. Чуть позже приятно было замечать, как многие девушки, поддавшись чувственной силе музыки маэстро, старались то и дело крепче прильнуть к своим спутникам. Как все же красива бывает любовь в музыке и в жизни!
Зрители начали прибывать в «Минск-арену» за час до начала концерта, кто-то и раньше.
В холле мы получили программку предстоящего концерта. Внимательно ее изучив, стало понятно, что кроме визитной карточки Морриконе – композиции «Chi Mai», исполненной в нескольких фильмах, но, прежде всего, памятной по фильму Жоржа Лотнера – «Профессионал», в этот вечер прозвучит ряд малоизвестных белорусским зрителям произведений. Ничего странного в этом не показалось, особенно памятуя о прохладном отношении Морриконе к мнению о себе, как к автору музыки к одним лишь фильмам.
В прозвучавшую программу «Лучшее за всю жизнь», итальянский композитор включил несколько автономных работ, сочиненных не для кино.
Начало концерта задержалось всего на десять минут. Говорят, что другие знаменитости позволяют себе отсрочить выступление на полчаса, а то и дольше. Зал медленно заполнялся минчанами и гостями столицы. Одно время показалось, что зрительские места будут неприятно зиять пустотами, даже стало обидно за классика мировой музыки, заслуживающего аншлага. В итоге, он почти и случился: за выступлением Эннио Морриконе наблюдало навскидку 9 тысяч человек. Трудно назвать точную цифру, но многие сектора, отведенные для публики, оказались полностью занятыми.
И вот 20.15, сектора погрузились в полумрак, и только сцена с музыкантами, оборудованная в районе ледовой площадки «Минск-арены», осталась ярко освещенной. Эннио Морриконе поднялся к оркестру бодрой походкой, в темном костюме с черным гольфом. Некоторые из описанных подробностей удалось разглядеть только с помощью фото, опубликованных после концерта. С верхотуры 14-го ряда такие детали не проглядывались. Зато было все прекрасно слышно. А то, что звучало – было поистине божественно.
За музыкантом из партера наблюдали его жена и сын. Всего у маэстро пять детей – это, кстати.
Морриконе принялся влюблять в себя минскую публику отнюдь не с помощью своих хитов. Концерт открывали столь же красивые, сколько и продолжительные пьесы «Varianti su un segnale di polizia» и «Ostinato ricercare per un imagine». Не доводилось слышать их прежде. Еще после нескольких ранних работ Морриконе совместно с Президентским оркестром исполнял исключительно свои известные работы. Звучали музыкальные темы из фильмов «The Sicilian clan» и «Maddalena». Целый блок программы был посвящен долголетнему сотрудничеству Морриконе с режиссером Серджо Леоне. Не остались забыты, ставшие мегапопулярными саундтреки к вестернам «Однажды на Диком Западе», «Хороший, плохой, злой», «За пригоршню динамита».
Во время композиции «The ecstasy of the gold» случилось анонсированное появление на сцене итальянской примы. Голос Susanna Rigacci потряс и заворожил.
Зал не имел права не встретить овациями легендарную «Chi Mai». Первые аккорды ее, закрадывающиеся в самую душу, чувственная и трагичная мелодика всей работы. Это было восхитительно. Даже если бы Морриконе не создал ничего другого, кроме «Chi Mai», его имя все равно бы не осталось безвестным.
Впрочем, репертуар маэстро так обширен, что он может ежегодно заезжать в Минск с новой программой. Завершали почти трехчасовое выступление музыкальные темы к фильмам «Двадцатый век» Бернардо Бертолуччи и «Миссия» Роланда Жоффе. Нужно отметить, что практически за все звучавшие в Минске саундтреки Морриконе получил награды именитых кинофестивалей. Так что ценителям музыки и кино, ставшим свидетелями этого, теперь есть чем гордиться, и будет что рассказывать внукам на склоне лет.
Потом публика еще три раза вызывала композитора на сцену, без устали рукоплескала гению итальянца.
Морриконе остался доволен минскими зрителями.
– Было так же хорошо, как и в Киеве, – признавался он потом. Уточним, что в Украине он гастролировал прежде, чем приехать в Беларусь.
Очень забавный момент случился в конце программы. Одна из зрительниц попыталась вручить маэстро букет, в благодарность за прекрасный музыкальный вечер. Душистый презент поначалу не нашел своего адресата, но дарительница не отчаялась и предприняла еще несколько попыток. Когда цветы, наконец, оказались в руках Морриконе, зал отметил настырность женщины громкими аплодисментами.
Возможно, композитор сразу не заметил происходящее у края сцены, будучи сильно вовлеченным в творческий процесс, но чуть после прокомментировал этот случай:
– Не понимаю, зачем мне люди цветы дарят. У нас они – подарок для женщин. А мне хватает аплодисментов и приглашений дать концерт в новом месте.
Впереди маэстро ждали гастроли в Москве и США.
По словам жены великого композитора, в моменты, когда публика встречает его творчество овациями, он чувствует себя молодым и востребованным.
Раз так, то мы, слушатели, всегда рады продлить молодость человеку, который дарит нам каждый день счастливые мгновения, пока звучит его музыка. С 85-летним юбилеем, маэстро!
Юрий Мыслицкий.
Отправить комментарий