Сейчас загружается

«Фронтовики, наденьте ордена!»

IMG_4202Этот июль для ветерана Великой Отечественной войны Василия Андреевича Кулика – особенный. 70-летие освобождения нашей страны от немецко-фашистских захватчиков он праздновал как и полагает в кругу однокашников – на торжественном районном мероприятии ко Дню Независимости Республики Беларусь. А уже спустя несколько дней уютный дворик на переулке Школьном в Клецке седовласого свидетеля войны увидел много гостей. Ведь 7 июля В.А.Кулик отметил свой 90-ый день рождения. Пропустить такую дату не могли и мы, поэтому маршрут акции «Фронтовики, наденьте ордена!» лежал к Василию Андреевичу. Он – бодрый, крепкий на свои 90 дедушка – долго-долго благодарил гостей за внимание к нему. И видя в их рядах и нас – молодых, – посчитал правильным рассказать о своих военных годах. Да уж, слышать историю из уст тех, кто ее «создавал», – счастливый случай…
Семнадцатилетнего паренька на фронт не призывали. Но в душе Василия кипела буря: он рвался на войну, его темперамент не давал спокойно находиться дома, зная, что где-то совсем рядом враг посягает на его Родину, где-то гибнут молодые парни, отцы... И только мамины слезы и уговоры удерживали от ухода в лес с партизанами. Но тайком он все же помогал «лесным гостям».
Как-то на рассвете в дом Куликов постучали. Это были партизаны, возвращающиеся с очередного далекого рейда. Хозяйка стала накрывать на стол, а ее сын вышел на улицу за водой. И именно в этот момент на другом конце улицы Василий увидел шумную компанию полицаев.
– Я забежал в дом и кричу: «Немцы! Быстрее уходите».
Народные мстители схватили одежду, все свои вещи и бросились в лес, ведь для принятия боя с немцами у партизан не было ни оружия, ни патронов, ни сил. Благо, фрицы не двинулись в дом Куликов, и их обнесло от коварной смерти: впопыхах наши забыли под столом в комнате пулемет, а увидели бы это немцы – беды не миновать.
Что делать? Василий вместе с матерью спрятали его под печь, где раньше держали кур.
– Закрыл все там, спрятал и жду, что дальше будет. А такой соблазн был им по фрицам стрелять, когда те в деревню зашли…
Стемнело. В 12 часов ночи дом окружили люди в погонах. Это были наши из тыла.
– Что у вас здесь есть? Полицаи тут?
– Нет, – говорю. И вдруг мама встряла в разговор:
– Вунь хлопец, некую машыну запёр пад печ…
– Ану-ка, лезь и доставай, – скомандовали мне военные. – Знаете того, который оставил пулемет?
Вижу, привели его, руки за спину заломаны, и дают ему плетки.
А мама плачет и приговаривает:
– Не чапайце яго, не забівайце. І так на вайне колькі гіне нашых…
Развернулись они и ушли, забрав автомат, поблагодарив Куликов за помощь.
– А потом приехали полицаи и сожгли нашу Морочь дотла, – продолжает разговор Василий Андреевич. – В 1944-ом после освобождения Беларуси меня вызвали в Клецкий военкомат и забрали на фронт.
20-летний парень вместе с односельчанами попал в Киев, 200 километров шли пешком до линии фронта. Потом оказались в Восточной Пруссии, дошли до Кенигсберга, приблизились к Гдыни. В одном из боев ветеран получил медаль «За отвагу».
– Нас, четырех человек, отправили с поставленной задачей взять в плен «языка». Вести себя нужно было чрезвычайно тихо: ни сопеть, ни кашлять. Вот мы подошли, смотрим – ходят пятеро фрицев. Мои напарники остались за бункером, а я ползком пробрался ближе к ним, выскочил из траншеи, крикнул «Hаnde hоch», и огнем из своей винтовки убил четверых фрицев, а пятого – взял в плен.
В одном из боев при наступлении Василия Кулика ранило в ногу. Оставшись лежать без сознания, был позже найден поисковыми собаками. Так угодил в медсанбат, а потом был направлен на лечение в военный госпиталь. Позже участвовал в обороне Балтийского моря и служил в армии до самой Победы да еще три года после нее.
Это, пожалуй, вся военная биография В.А.Кулика. Его страница мирной жизни тоже связана со службой – лесу. 28 лет он был лесником в Заостровечском лесничестве, ходил по тем тропам и опушкам, где мог бы быть во время войны в составе партизанских отрядов, куда иногда прибегал, чтобы им помочь.
Сегодня каждое утро Василия Андреевича начинается с глубокого вдоха, он выходит на крыльцо, поднимает голову в небо и, видя его голубизну, яркое солнце, радуется тому, что оно мирное… Именно это он сегодня ценит больше всего. Дай же Бог, чтобы эта радость для В.А.Кулика продлилась еще долгие и долгие годы .

Ирина Шаг.
Фото Александра Абрагимовича.

Отправить комментарий

Возможно, пропустили