Прокуратурой Клецкого района
во взаимодействии с другими правоохранительными и контролирующими органами
в I полугодии 2014 года принимались организационно-практические меры по усилению борьбы с преступностью, защите законных прав и свобод граждан, гарантированных Конституцией Республики Беларусь и действующим законодательством, а также меры, обеспечивающие защиту интересов государства.
В течение указанного периода на территории района зарегистрировано 113 преступлений (снижение к 1 полугодию 2013 г. составило 16,9%): тяжких – 13 (аналогичный период 2013 года – 8), из них умышленное причинение тяжких телесных повреждений – 2; нарушение правил о сделках с драгоценными металлами – 4; изнасилование, умышленное уничтожение имущества общеопасным способом, кража в крупном размере, незаконное хранение огнестрельного оружия и боеприпасов, незаконный оборот наркотических веществ – по 1 факту. Такой рост можно объяснить активизацией оперативной деятельности Клецкого РОВД по выявлению экономических преступлений, а также в сфере незаконного оборота наркотиков.
На фоне снижения общих показателей преступности увеличилось количество злодеяний, совершенных лицами, имеющими судимость: 47 против 43 за 6 месяцев 2013 г. Удельный вес рецидива в общей структуре преступности составил 45,2% и превысил прошлогодний показатель (42,6%). Их предупреждение ведут все заинтересованные субъекты профилактики. Однако не всегда оно соответствует предъявляемым требованиям. Как показала проверка УИИ Клецкого РОВД, работа, направленная на предупреждение совершения ранее судимыми лицами повторных злодеяний, не является достаточной и целенаправленной, сводится в основном только лишь к проведению бесед профилактического характера и проверкам соблюдения установленных ограничений. Кроме того, сотрудники УИИ Клецкого РОВД и других служб допускают нарушения при исполнении приговоров судов. Установлены факты бесконтрольности за отбыванием осужденными наказаний, не связанных с лишением свободы, что не только влечет несвоевременность их отбывания, но и может привести к совершению новых противоправных деяний. Эта работа является формальной, рапорты сотрудников УИИ и участковых инспекторов о проведенных беседах содержат шаблонные и общие фразы. Это не соответствует предъявляемым требованиям и не может способствовать достижению поставленных целей. Недостаточна также деятельность общественных формирований сельисполкомов в данном направлении, поскольку обсуждение вопросов поведения граждан, склонных к противоправному поведению, особенно ранее судимых, на заседаниях советов общественных пунктов производится крайне редко, меры индивидуальной профилактики в отношении таких лиц не задействуются.
За 6 месяцев 2014 года на территории района зарегистрировано 12 преступлений в сфере экономики (за 2013 – 18), коррупционные не выявлены (2013 год – 3). По отраслям и сферам обслуживания преступления зафиксированы: агропромышленный комплекс – 4; оборот драгоценных металлов – 5; в сфере образования – 3. Снизилось, с 5 до 4, общее количество преступлений против интересов службы. Все они связаны со служебным подлогом (ст.427 УК), из них 3 – в отношении заведующих и бригадиров ферм сельхозпредприятий района, которые путем составления заведомо ложных документов скрывали реальные цифры по падежу скота. К примеру, Г.А.Крицук, работая бригадиром производственной бригады МТФ «Драбовщина» ОАО «Грицевичи», являясь должностным и материально-ответственным лицом, на которое возложена ответственность за сохранность и эффективное использование закрепленных за фермой животных, с целью сокрытия падежа в течение марта 2014 года внесла в акты на передачу (продажу), закупку скота по договорам с гражданами, являющиеся официальными документами, недостоверные, не соответствующие действительности сведения и записи о приобретении жителями района молодняка КРС в общем количестве 9 голов, которые пали. По приговору суда Клецкого района от 06.05.2014 года Г.А.Крицук осуждена к наказанию в виде штрафа в размере 35 б.в. на сумму 5 250 000 рублей. Впоследствии к ней применен Закон об амнистии и она освобождена от назначенного наказания, судимость снята.
Аналогичные преступления были совершены в ГП «Племенной завод «Красная звезда» бригадирами МТФ «Рассветная» и «Головачи» И.И.Михайловским и Г.Г.Роговцовой. В отношении обоих производство по уголовным делам было прекращено в связи с освобождением их от уголовной ответственности на основании ст.86 УК с привлечением к административному взысканию.
Следует отметить, что эффективность работы подразделения БЭП Клецкого РОВД крайне низка. Анализ показал, что имеются недоработки, просчеты в оперативно-розыскной деятельности – отсутствие качественной агентурной работы. На протяжении последних лет практически не выявляются случаи взяточничества, хищения путем злоупотребления служебным положением, недостаточно заведено дел оперативного учета, связанных с коррупционной преступностью, большинство фактов выявленных коррупционных преступлений сводится к отказу в возбуждении уголовных дел вследствие написания виновными явок с повинными и возмещением ущерба.
В 1 полугодии на территории района зарегистрировано 10 дорожно-транспортных происшествий (1 полугодие 2013 – 5), в которых получили телесные повреждения 11 человек (5), 3 погибли (1). На фоне роста общего количества дорожно-транспортных происшествий отмечается рост ДТП, совершенных в состоянии алкогольного опьянения. В этой связи следует признать недостаточной работу РОВД по обеспечению дорожной безопасности, которым в истекшем периоде года было задержано за управление транспортом в нетрезвом состоянии лишь 55 водителей (90). Рост числа ДТП свидетельствует о недостаточности и неэффективности профилактических мероприятий, направленных на снижение количества аварий и совершаемых правонарушений как по вине водителей, так и других участников дорожного движения.
В порядке осуществления надзора за исполнением законов и законностью правовых актов прокуратурой уделялось большое внимание состоянию законности на предприятиях и в организациях района, и с этой целью были организованы и проведены проверки исполнения требований законодательства об обращениях граждан, трудового, земельного и природоохранного, а также исполнение требований Директив Президента Республики Беларусь от 11.03.2004 г. №1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины», от 27.12.2006 г. №2 «О мерах по дальнейшей дебюрократизации государственного аппарата», от 14.06.2007 г. №3 «Экономия и бережливость – главные факторы экономической безопасности государства», Декрета Президента Республики Беларусь от 24.11.2006 г. №18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях».
Так, нарушения Директивы Президента Республики Беларусь от 11.03.2004 года №1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины» были выявлены в ходе проверок, проведенных в ГЛХУ «Клецкий лесхоз», ИП «Налибоки-Неман», ДСУП «ПМК-191», ОАО «Клецкий мехзавод» и «Грицевичи». В названных организациях выявлялись нарушения, связанные с работой комиссий по борьбе с пьянством и алкоголизмом, организованных данными субъектами хозяйствования. Констатировались нарушения норм законодательства в части организации и планирования работы указанных формирований. Установлено, что деятельность этих комиссий нередко формальна, заседания проводятся без учета складывающейся ситуации, индивидуального подхода к нарушителям антиалкогольного законодательства, поскольку в большинстве случаев вопросы совершения конкретными работниками предприятий правонарушений в состоянии алкогольного опьянения не являлись предметом рассмотрения на заседаниях комиссий. Отсутствует комплексный подход к решению проблемы пьянства и алкоголизма в проверяемых субъектах.
В процессе проведенных проверок на ряде предприятий были выявлены нарушения требований Директивы Президента Республики Беларусь №3 от 14.06.2007 года «Экономия и бережливость – главные факторы экономической безопасности государства». Так, работа, направленная на обеспечение сохранности собственности, не в полной мере соответствует предъявляемым требованиям. В частности, на территории ГЛХУ «Клецкий лесхоз», где находилось большое количество материальных ценностей, отсутствовало ограждение со стороны ООО «Клецкий энергосервис». В процессе проверки лесопильного участка МТП ОАО «Грицевичи», где складировалось большое количество строительных материалов, также не было в отдельных местах забора. Ненадлежащая техническая укрепленность указанных субъектов позволяет беспрепятственно проникнуть на их территорию, что создает условия для хищения имущества и может причинить существенный вред интересам организаций.
4 июня произведена проверка строящегося ДУП «ПМК-191» объекта – «4 одноквартирные жилые дома», расположенного по ул.Центральной в агр.Яновичи. В ходе объезда в вечернее время в строящихся домах сторожевая охрана не присутствовала, окна в одном из них были открыты, что позволяло беспрепятственному проникновению в дом, где находились дорогостоящие материальные ценности, и совершению из него хищения. О допущенной бесхозяйственности со стороны руководства ИП «Налибоки-Неман» свидетельствует тот факт, что на момент обследования (09.07.2014 г.) МТФ «Слобода» в рабочее время отсутствовали труженики, при этом все помещения оставались открытыми, находящееся на производственном объекте имущество, в том числе скот, не охранялся. Непринятие мер по сохранности имущества является нарушением требований пункта 2 Директивы Президента Республики Беларусь №3 от 14.06.2007 года «Экономия и бережливость – главные факторы экономической безопасности государства», согласно которому организации должны принимать исчерпывающие меры по уменьшению отходов, потерь сырья и материалов на всех стадиях их обработки, хранения и транспортировки имущества.
Исполнение требований Декрета Президента Республики Беларусь от 24.11.2006 года №18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» было проверено в ОАО «Заостровечье» и «Клецкий райагросервис», ИП «Налибоки-Неман». Работа в указанном направлении со стороны ответственных лиц организована ненадлежащим образом. Имеют место случаи прогулов со стороны лиц, обязанных к возмещению расходов, о которых Клецкий РОВД и отдел занятости управления по труду, занятости и социальной защите Клецкого райисполкома не проинформированы. Допускаются также факты ненадлежащей организации учета рабочего времени таких лиц.
По поручению прокуратуры Минской области прокуратурой Клецкого района проведена проверка соблюдения требований подпункта 2.1.2 пункта 2 решения Минского областного исполнительного комитета от 12.09.2013 г. №1063 «О практике исполнения хозяйственного законодательства на территории Минской области», в соответствии с которым комитету по сельскому хозяйству и продовольствию облисполкома поручено совместно с райисполкомами и сельхозорганизациями проводить согласование заключаемых такими организациями договоров на поставку пестицидов и микроэлементов, используемых для посевов, кормовых добавок и премиксов, сельхозтехники и запасных частей к ней, договоров подряда с управлением сельского хозяйства и продовольствия райисполкомов, а при сумме договора 10 000 базовых величин и более – с комитетом по сельскому хозяйству и продовольствию облисполкома. Установлено, что сельскохозяйственными организациями района договора на поставку не согласовываются с управлением сельского хозяйства и продовольствия райисполкома. Вместо этого они доводят до сведения управления о потребности в пестицидах, микроэлементах, а также кормовых добавках, премиксах и сельхозтехнике.
Всего по результатам проверок прокуратурой района внесено 26 представлений и 29 предписаний об устранении нарушений законности, по протестам прокурора отменено 17 незаконных правовых актов, 71 лицо привлечено к дисциплинарной, 25 – к административной ответственности, официальные предупреждения о недопустимости нарушения законодательства вынесены 33 гражданам, 139 физических и 3 юридических лица по требованиям прокурора привлечены к материальной ответственности на сумму 41 095 тыс. и 5 243 тысяч рублей соответственно. Кроме того, в интересах предприятий, организаций и граждан в суд Клецкого района предъявлено 43 иска на общую сумму 285 610 тысяч рублей, в хозяйственные суды направлено 6 исков на общую сумму 1 613 238 тысяч рублей.
Валентина Лебедько,
заместитель прокурора Клецкого района младший советник юстиции.
Отправить комментарий