«У кого нет земного Отечества,
у того нет и Небесного!»
(Святое Предание, Основы Православия).
70 лет мы живем под мирным небом. Время все дальше уносит от нас страшные годы самой тяжелой и кровопролитной в истории человечества войны. Но подвиг народа, сумевшего разгромить фашизм, сохранить для будущих поколений мирную и свободную страну, не имеет срока давности. Тяжкий путь к Победе сделал возможным сохранение цивилизации и определил перспективы развития человечества в новом тысячелетии.
Но сегодня мы снова говорим о тех, кто ценой собственной жизни, ценой жизни и свободы своих родных и близких спасал десятки совершенно незнакомых ему людей. Нам, детям мира, трудно понять и по достоинству оценить подвиг проживших годы Великой Отечественной войны. Читая архивные записи, старые газеты, просматривая фильмы о войне, можно прочувствовать только сотую долю того, что испытывали те, кто под пулями нес весточку об освободившихся городах, собирал одежду и еду для партизан, прятал умирающего командира Советской Армии в подвале своего дома или в сарае.
А чтобы понять подвиг служителей церкви, нужно быть не только глубоко верующим, но и знать обстоятельства тех непростых лет...
Действующих храмов в БССР накануне июня 1941 года было 542, в которых служило 606 священников, причем абсолютное большинство этих храмов располагались в Западной Белоруссии, а число верующих превышало 2 миллиона человек. Не хватало не только открытых храмов, но и священнослужителей.
Перед войной на территории Восточной Белоруссии оставалось всего два действующих храма. Начиная с 1918 года священников ссылали, расстреливали, храмы взрывали.
Немецкие оккупанты в пику советской власти разрешили религиозную деятельность. Восстанавливать Православие они не собирались. Ставили совершенно иную задачу: использовать религию как средство контроля над умами. Существовало предписание от самого Гитлера, чтобы в каждой деревне образовалось что-то вроде секты. Но он видел своим дьявольским умом еще глубже, проводя в жизнь следующие свои тезисы: «Я освобожу народы Европы от химеры совести!» (Совесть – глас божий), и «Надо добиться того, чтобы украинцы, белорусы и русские забыли, что они один православный народ; стравив их на ложной основе, на основе разноверия, так мы сможем окончательно покончить с Россией и непобедимым русским народом!».
В первый же день войны, 22 июня 1941 года, ко всему народу, и священнослужителям в частности, обратился Митрополит Московский и Коломенский Сергий. В обращении говорилось следующее:
«…Фашиствующие разбойники напали на нашу родину. Попирая всякие договоры и обещания, они внезапно обрушились на нас, и вот кровь мирных граждан уже орошает родную землю. Наши предки не падали духом и при худшем положении, потому что помнили не о личных опасностях и выгодах, а о священном своем долге пред родиной и верой, и выходили победителями.
Не посрамим же их славного имени и мы – православные, родные им и по плоти, и по вере. Отечество защищается оружием и общим народным подвигом, общей готовностью послужить ему в тяжкий час испытания всем, чем каждый может.
Формы помощи воюющим были различны: помимо своих священнических обязанностей отцы снабжали партизан продуктами, медикаментами, предоставляли кров, лечили раненых, доставали документы, укрывали молодежь от вывоза в германское рабство, участвовали в военных операциях и т.д… Гитлеровцы же не только давали разрешения на открытие церквей, но также безжалостно сжигали вместе с прихожанами те, что подозревались в связи с партизанами.
Священники находились под пристальным вниманием фашистов. Разумеется, в сравнении с пережитыми репрессиями отношение новых властей к религии выглядело привлекательно, и часть священников, к сожалению, была лояльна к оккупантам. Но большинство были те, которые проявляли себя патриотами, сами брали в руки оружие, и вернулись домой с военными наградами. И поныне под известными старцами мы узнаем героев той войны, например, сталинградский сержант Павлов – ныне Старец Кирилл, старец Петр (Кучер).
А сегодня мы вспоминаем наших земляков, братьев-священников Николая и Георгия Хильтовых, не просто поддержавших партизан в годы оккупации Клецка и района, а организовавших свою широкую подпольную деятельность.
Братья Хильтовы стали активными участниками сопротивления. Они собирали продукты для партизан, а также находившихся в концлагере советских военнопленных, лечили у себя дома раненых, распространяли в окрестных селах сводки Совинформбюро и т.д.
Священник деревни Блячино (сегодня это деревня Садовая) Клецкого района тогда еще Барановичской области Николай Александрович Хильтов постоянно помогал разведчикам бригады имени Василия Ивановича Чапаева, действовавшей в той же области. При церковном доме он создал «дом отдыха», где поправляли свое здоровье раненые и больные партизаны. Для того, чтобы не вызвать подозрения немцев о настоящих «отдыхающих», батюшка вместе с доверенными прихожанами распространяли слух о больных тифом, которые там якобы лечатся. Фрицы боялись этой смертельной болезни, а потому церковь отца Николая старались обходить стороной.
Осенью 1942 года после выполнения задания диверсионная группа из пяти партизан остановилась в доме отца Николая. В это время стало известно, что в деревню приехали немцы. Пришлось священнику запереть в одной из комнат дома партизан, а в другой – принимать гитлеровцев. Он обеспечил Шершнева (командира разведгруппы бригады Чапаева) одеждой, добыл ему пропуск и паспорт. Не раз представлял командира диверсионной группы за своего племянника, указывал партизанам расположение полицейских засад. В ноябре 1942 года в перестрелке с карателями погиб партизан Николай Анохин. Его тело принесли в дом священника. Отец Николай совершил над ним погребальную службу, после чего захоронили в гумне. Через некоторое время партизаны перезахоронили его в центре деревни.
Родной брат отца Николая, священник Георгий Хильтов, служил до войны в старинной Покровской церкви города Клецка, которая и поныне действует на территории городского кладбища. Оба братья-священники верой и правдой служили Богу и своему народу, помогали, чем могли, ставя под угрозу свои жизни, жизни своих жен и детей. За ними фашисты пришли в конце оккупации…
Ночью 6 апреля 1944 года арестовали отца Николая Александровича Хильтова и его брата, Георгия Александровича Хильтова, тоже священника, за связь с партизанами. Их жены Наталья Ивановна и Лидия Александровна вместе с детьми поехали в Барановичи, надеясь узнать о судьбе мужей. Оставив детей у знакомых, женщины пошли на прием к Радославу Островскому, надеясь на его помощь. Ведь в то время, когда он преподавал в городе Вильно в белорусской гимназии, Николай Александрович Хильтов был его учеником. Но из Барановичского СД жены не вернулись, и были вместе с мужьями замучены в концентрационном лагере «Колдычево». Царство им Небесное и вечная память! Господи, их молитвами огради Клецк от всякого зла и спаси души наши!
В 1962 году в Барановичах проходил судебный процесс над четырьмя палачами Колдычевского лагеря смерти. Свидетелей осталось мало, ведь накануне освобождения, в июле 1944 года, его узники были расстреляны. Среди оставшихся в живых был белорусский поэт, художник и музыкант Сергей Новик-Пеюн. Благодаря ему, вернувшемуся из сталинских лагерей, стало известно о последних днях жизни братьев Хильтовых, их родным. А много лет спустя, на месте гибели родителей побывал Николай Георгиевич Хильтов– сын священника Георгия Хильтова.
Сейчас настоятелем обеих церквей – Покровской в Клецке и Свято-Предтеченского храма деревни Садовая – является иерей Андрей Александрович Гладкий. Именно отцу Андрею, а также благочинному Клецкого округа протоиерею Матфею Белоусу выпала честь открытия и освящения мемориальных досок, увековечивающих мученический подвиг священников Георгия и Николая Хильтовых в годы войны.
В тот памятный для всех нас день, 24-го августа 2014 года, плакали не только прихожане, вспоминая подвиг братьев Хильтовых, священников земли клецкой, но и небеса – проливным дождем, ни на минуту не прекращавшимся. Но, не глядя на резкое похолодание, люди собрались и у Покровской церкви в Клецке, и у Свято-Предтеченской в Садовой, чтобы помолиться о святых земляках, отдать дань памяти героям-священникам, возложить цветы к памятным гранитным доскам с их вечно живыми и молодыми ликами. Горячие слова благодарности, добрые и горькие воспоминания слышали мы от сына Георгия Хильтова – Николая Георгиевича Хильтова, ныне проживающего в Минске. Возложили цветы на памятное место внучки Николая Хильтова – Анна Георгиевна Сажина, ныне живущая в г.Сыктывкар – Республика Коми, и Татьяна Андреевна Пикалова из украинского города Львова, приехавшие на родину своих предков с мужьями и детьми. Отдал дань уважения и признательности подвигу героев от имени теперешних жителей Клецка и района заместитель председателя райисполкома Г.Н.Буйвило. С крыльца Покровского храма прочел свое посвящение братьям-священникам поэт Владимир Светлов…
Да, история Великой Отечественной войны складывалась не только из великих битв, но, в первую очередь, – из миллионов человеческих судеб. Многое так и осталось в неведении, но время от времени из тьмы забвения проступает сокрытое, открывая все новые и новые имена героев, людей скромных и очень смелых. И в наши дни, благодаря памяти людской, благодарности ныне живущих, подвиг настоящих Пастырей продолжает трогать сердца современников, вдохновляя благочестием, терпением и крепким духом, а трагическая кончина их не огорчает, а заставляет задуматься о смысле своей жизни и о неминуемой своей смерти – во имя чего?
И в связи с этим памятным событием хочется еще раз выразить огромную благодарность и низкий поклон им, принявшим мученическую смерть за свой народ, за то, что они, не щадя своей жизни, выстояли, тем самым удержав зло на своем духовном фронте, куда их благословил Бог! А остальное «тайное добро их да будет явным» не в этой, так в той жизни! Но и того, что известно уже, достаточно, чтобы нам всем стать добрее, внимательнее друг к другу и ответственнее перед Богом и Отечеством!
Валентина Сенкевич.
Фото автора.
Отправить комментарий