Сейчас загружается

Очарованы Питером и его белыми ночами

IMG_7599Обычно с работы иду по Советской, а тут решила – через парк. Только-только перестал лить дождь. Тихо. Свежо. А на мокрых дорожках… опавшие листья и зеленые ежики каштанов. Как, уже созрели каштаны, первые вестники осени? Увы, лето ушло, и с этим ничего не поделать. Теперь будем наслаждаться золотыми красками новой поры года и ее щедрыми дарами и вспоминать солнечные деньки. В этом году лето всех обогрело, обласкало, дало возможность вволю поплескаться у берегов местных водоемов и речушек. Да и, думаю, для каждого оно примечательно еще чем-то особенным: отпуском у моря либо зарубежным турне, активной лагерной сменой или туристическим походом с друзьями… А вот для сотрудников редакции «Да новых перамог» лето-2014 запомнится коллективной поездкой в Санкт-Петербург.

Признаться, расстояние почти в тысячу километров поначалу несколько пугало. Автобусом, ночью? Но время в дороге пролетело незаметно. И на утро следующего дня мы уже ступили на мостовую Санкт-Петербурга, привезя с собой из Беларуси в этот неповторимый город солнечную комфортную погоду. Встретившая нас экскурсовод это особо отметила, так как все дни накануне здесь шли нудные дожди. Основательно позавтракав в одном из кафе, снова разместились в автобусе и направились в Петергоф. Это один из пригородов северной столицы, где расположены бывшие царские резиденции. Уникальнейшее творение ума, рук и фантазии человеческой! Если конкретизировать, то во многом – самого Петра І, который лично указал место для устройства дворца, начертил планы разбивки парка, расположения зданий, размещения фонтанов. А их на территории этого грандиозного архитектурно-паркового ансамбля, занимающего площадь более 1000 гектаров земли, свыше сотни. Петергофские фонтаны – уникальные гидротехнические сооружения, создающие неповторимое ощущение апофеоза водной стихии. Кстати, именно Петр І решил пустить воду самотеком по каналу с Ропшинской возвышенности, а не так как в Версале, где уже в то время были установлены довольно энергозатратные водоподающие установки, и до сих пор используется более 70% труб, проложенных первоначально – более трех столетий назад. Вот уж, действительно, трудились на века. Красота – неописуемая! И главенствует в ней композиция Большого каскада. Его скульптурное убранство – рассказ о победах над врагами петровской России и торжестве утверждения ее на европейской политической арене. Центр ансамбля – фонтан «Самсон, раздирающий пасть льва» (русская армия разгромила войска Карла ХІІ в день святого Сампсония-странноприимца). Скульптура стала аллегорией победы российского государства над Швецией. И вот ровно 11.00. Повсюду – толпы людей, взгляды которых устремлены на фонтаны. Первые струи показались на нижних малых, постепенно дошли до верхних и, наконец, из пасти льва, подобно праздничному залпу из всех орудий, вырывается двадцатиметровый столб воды! Каждая позолоченная скульптура – определенный символ, олицетворение величия и роскоши.
Большой каскад делит Нижний парк на восточную и западную части, в которых устроены Малые каскады: «Драконов», «Золотая гора», «Шахматная гора» и другие. Каждый фонтан – особенный, неповторимый: то в виде пирамиды, то в виде солнца, гриба, снопа… Мы с удовольствием гуляли по парку, наслаждаясь его зеленым убранством и цветочными коврами. Побывали во дворе дворца «Монплезир» – это любимое место пребывания Петра І. Он ближе всего расположен к Финскому заливу. К центральной части одноэтажного здания, выделенного объемной мансардной кровлей, примыкают две застекленные галереи, по которым можно прогуливаться, любуясь одновременно и морем, и парком. Казалось бы, что необыкновенного можно увидеть в царских банях? Но признаться, зрелище впечатляет: своей продуманностью, основательностью, богатством. Богатством в бане? Да-да, видели бы вы, сколько на специальной печи уложено чугунных ядер, дающих после нагрева и обливания водой крепчайший пар. По нынешним меркам – и то целое состояние. А белье у царской семьи – тончайшее белое льняное, все расшитое кружевами. Осмотрели мы здесь и святая святых дворца – столовую (представить страшно, что когда-то из выставленных блюд ел сам Петр Великий!) и кухню с множеством уникальной утвари тех времен.
Безусловно, центр дворцово-паркового комплекса Петергофа – Большой дворец. Внутрь нам попасть не удалось, но и внешне он впечатляет неимоверно. Архитектор Ф.Б.Растрелли много сделал для того, чтобы он превратился в самое значительное сооружение, доминанту Верхнего и Нижнего парков. Формирование его облика длилось около полутора веков. Что примечательно, на западном корпусе дворца расположен Гербовый купол, увенчанный двуглавым орлом. Хотя на самом деле он имеет три головы, но специальное устройство позволяет ему вращаться подобно флюгеру, поэтому при любом повороте всегда видны две из них. С восточной стороны – величественный Церковный корпус.
Чтобы обойти, надышаться-насмотреться Петергофом, конечно, нескольких часов, отведенных нам, крайне мало. Здесь каждый уголочек, каждое строение – история. И не только здания и фонтаны прекрасны, сады и парки – просто великолепны. Но экскурсовод торопит – пора. Автобус снова везет нас в Санкт-Петербург, но уже современный, где превалируют привычные многоэтажки, в одной из которых и разместилась довольно комфортабельная гостиница. Расселившись, перекусив и чуть передохнув, мы самостоятельно выбираемся в город. Ленинградцы, давайте по привычке назовем их так, с готовностью подсказывают, на какой троллейбус сесть, до какой станции метро доехать, чтобы выйти на Невском проспекте. Нам весело, возможно, чуть излишне шумно балагурим, и вот моя соседка по сиденью в троллейбусе робко спрашивает:
– Вы, случайно, не из Беларуси? Вон у того парня (авт.: у фотокора Саши Абрагимовича) такой родной акцент.
Как оказалось, случайная попутчица – родом из Гомельщины, уже более 20 лет живущая в Питере. С каким же интересом она расспрашивала о том, как живут белорусы, как дела дома. Пожелав нам доброго отдыха, простилась. А в метро поразила глубина эскалатора, закрытые платформы. И вот мы наконец на прямом, как стрела, Невском проспекте – главной улице Петербурга. Он возник еще в первом десятилетии существования города, хотя застраивался очень медленно. Ведь после смерти Петра новая столица опустела, и только с восшествием на престол Анны Иоанновны ее жизнь снова возобновилась. Все здания здесь, несмотря на различные сроки постройки, имеют примерно одинаковую высоту. Кстати, после возведения Зимнего дворца вышел указ 1762 года о том, что все строящиеся каменные здания не должны быть выше его: на крыше находилась маленькая башенка, с которой подавались световые сигналы о выезде царствующих особ в свои загородные резиденции, и ничто не должно было заслонять ее. Владельцы различных предприятий стремились покупать или арендовать помещения именно на этой улице. Самые состоятельные строили новые: здание торгового дома компании «Зингер», гостиница «Европейская», Гостиный Двор… Кажется, главной улицы Петербурга время не коснулось: то же величие, те же колонны, многочисленные и самые разнообразные скульптуры, лепка, украшающая монументальные строения, дворцы. И все же, на каждом шагу – современные бутики, кафе (авт.: правда, их ценовая палитра совсем не по нашим карманам), рекламные щиты.
Находясь на Невском, невозможно пройти мимо мощного, фундаментального Казанского собора. Основное его здание закрывается колоннадой, крылья которой замыкаются порталами, решенными как сквозные проезды. Собор был еще открыт, и мы зашли внутрь. Его интерьер поразил своей величественной простотой, грандиозностью, масштабами. Здесь погребен фельдмаршал М.И.Кутузов, монумент с его изображением, а также памятник герою Отечественной войны 1812 года установлены перед северным фасадом.
Казалось бы, проведенная накануне ночь в автобусе, целый день на ногах, быстрее бы отдохнуть. Но, только вернувшись в гостиницу, снова стали собираться в путь. Скажите, как можно пропустить, будучи в Санкт-Петербурге в июле, его белые ночи и действо развода мостов? Конечно, этого позволить мы себе не могли. Белые ночи – символ Северной Венеции. И на Невском проспекте, и на набережной в этот сумеречный час очень много людей, повсюду – движение, жизнь… Завораживает процесс – очень медленный – развода мостов. Тонны асфальта и металлоконструкций приходят в вертикальное положение, словно по мановению волшебной палочки, будто, и вовсе без каких-либо усилий, давая путь большим кораблям. Хотя в это время на реках и каналах было немало и катеров, и лодок: люди отдыхали. Ну а мы, возвратившись в гостиницу где-то около двух часов ночи, наслаждались видом из окна: Санкт-Петербург весь в огнях и иллюминациях. Потрясающее зрелище!
Наутро следующего дня мы покидали приютившую нас гостиницу уже с вещами и отправились в обзорную экскурсию по городу. Он великолепен! Экскурсовод вещала: вот Мраморный дворец, а вот Юсуповский, Меншиковский, это – Российская Академия художеств, Государственный Эрмитаж, Русский музей, Мариинский театр, а здесь жил Александр Сергеевич Пушкин, дальше – Смольный собор, Морской… Походили по Аничкову мосту, понаблюдав за «укрощением коня» – четырьмя скульптурными группами по его углам. Увидели здание Адмиралтейства и площади: Сенатскую, со знаменитым Медным Всадником – памятник Петру І, Исаакиевскую – с памятником императору Николаю І, Дворцовую – со знаменитой Александровской колонной… Сфотографировались у Авроры и Ростральной колонны… И все еще мало, еще бы посмотреть… Но время отправляться в Петропавловскую крепость.
Как поведала экскурсовод, первые несколько лет основные строительные работы велись именно на Заячьем острове, здесь и выросла крепость Санкт-Питер-Бурх, явившаяся ядром будущего города. Уже через год здесь появились все шесть бастионов, представляющих собой сомкнутую цепь. Чтобы попасть в крепость, нужно пройти по Иоанновскому деревянному мостику, через ворота с таким же названием и войти в Петровские, над аркой которых помещен гербовый двуглавый орел из свинца. Этот путь с большим интересом преодолели и мы. Главным сооружением крепости является Петропавловский собор, высота его колокольни вместе с позолоченным шпилем и фигурой ангела – 122,5 метра. В то время она была самой высокой постройкой в России. Собор Петропавловской крепости – усыпальница всех российских императоров.
Но эта крепость никогда не служила по прямому назначению. Очень скоро она стала использоваться как политическая тюрьма. И даже сын Петра – царевич Алексей – был доставлен сюда в 1718 году вместе с другими заговорщиками и после страшных пыток умер. В 1826-ом именно здесь был оглашен смертный приговор пятерым декабристам… Словом, каждый уголок – свидетель истории: и трагической, и славной, становления и развития Российской империи, русской нации. И никто не проходит мимо памятника Петру І, установленного на площадке перед зданием гауптвахты. Этот образ «восковой персоны» далек от привычного представления о царе-созидателе и царе-победителе. Петр сидит в кресле и невозмутимо наблюдает за любознательными туристами, как бы позируя перед их камерами, и не обращает внимания на играющих рядом детей, которым уже неведом страх перед «медной тенью» грозного императора.
И вот снова наш автобус в центре Питера – на Дворцовой площади. Экскурсовод прощается, предоставляя свободное время, которое мы стараемся использовать по максимуму насыщенно. Поэтому не упускаем возможности прокатиться на прогулочном катере. Заняв удобные места в «речной карете», наслаждаемся видами города из водных «дорог»: величественная Нева – главный «проспект» города, Фонтанка, Мойка, многочисленные каналы и протоки – его «улицы» и «переулки». Между прочим, Петербург имеет самое большое количество мостов среди городов мира, даже значительно больше, чем в Венеции. Сейчас их свыше пятисот, и они соединяют сто с лишним петербургских островов. Каждый имеет свое собственное архитектурное и скульптурное оформление, даже цвет – синий мост, красный, зеленый… В ходе экскурсии по Неве узнали, что при Петре их не было. Император хотел, чтобы горожане использовали для передвижения речные суда. Только после его смерти появились три наплавных сооружения, которые разбирали во время ледохода и ледостава. Постоянные же мосты начали строить лишь в середине ХІХ века.
Совсем немного времени оставалось до закрытия, но нам повезло: мы попали в Эрмитаж! Сейчас здесь около трех миллионов экспонатов, осмотреть их все не хватит и недели. Потому буквально два-три часа, которые оставались еще в нашем распоряжении, мизерно малое время. И, тем не менее, впечатления даже после беглого осмотра грандиозные: поразило само великолепие дворца (мраморные барельефы, лепные потолки, бронзовые люстры, изысканный паркет, малахитовые колонны и т.д.), шедевры живописи, скульптуры, изделия из драгоценных металлов… Представьте, самому рассматривать оригиналы «Мадонны с младенцем», «Мадонны с цветком» и другие работы Леонардо да Винчи! Это необходимо увидеть хотя бы раз в жизни.

Мы попрощались с величественным городом на Неве. Но, безусловно, посмотрели далеко не все. И уже дома, обсуждая поездку, говорили: еще нужно специально съездить в Питер, чтобы побывать в Храме Воскресения Христова (Спас на Крови), Царском Селе, Павловске, Янтарной комнате… Да мало ли еще там чудес! А одно из них, кстати, как раз сегодня: в Петергофе 13 сентября – праздник закрытия фонтанов. Только один раз в году можно увидеть это поистине волшебное, завораживающее зрелище: перед Большим Петергофским дворцом с наступлением темноты под звуки классической музыки, словно танцуя, устремляются ввысь десятки струй фонтанов, стелятся клубы разноцветного дыма, сыплются, взрываются, тают в воздухе тысячи огней, в черное звездное небо взлетают роскошные букеты фейерверков, дамы и кавалеры в старинных костюмах движутся в танце… Согласитесь, так хочется все это увидеть воочию. Но это – в ближайшем будущем.

Ольга Русинович. Фото Наталии Пилипчик.

Отправить комментарий

Возможно, пропустили