С тех пор, как оплату за рекламу и объявления редакция начала брать с клиентов не через банк и почтовые отделения, а самостоятельно, мы не однажды слышали вопрос, можно ли рассчитаться карточкой, но в ответ отрицательно кивали головой. В конце концов, стало понятно, что нужно как-то догонять прогресс и, подстроившись под его широкий и быстрый шаг, дальше идти с ним в ногу. Решено – сделано. Поставили терминал для расчета банковскими пластиковыми карточками. Теперь ежедневно наблюдаем, как сам собой продвигается наш нетрудоемкий журналистский эксперимент. Прямо сказать, «с отрицательной динамикой». Хорошо, если попадается один клиент в день, желающий наши услуги оплачивать, не теребя в руках наличность. А то в ожидании встречи с активными пользователями иногда и неделя проходит.
Долго анализировать, почему так происходит, не пришлось. Сразу же вспомнилось, как знакомые старшего возраста признавались, мол, наличные видишь глазами: сколько их ушло из кошелька, сколько осталось. Привыкли к тому, как жили всегда, снимаем деньги с карточки в день зарплаты и забываем о ней снова на целый месяц. Также поступают и пенсионеры. С ними, прямо сказать, еще более понятно. Не успокоятся, пока в руках заработанные десятилетиями самоотверженного труда «миллионы» не подержат и не убедятся, что пенсию своевременно перечислили. Еще одна категория людей, для которых карточка заменяет кассира, выдающего зарплату, – сельские жители. Там без налички не решишь практически никаких дел. Остаемся мы, клетчане. Динамичные, продвинутые, умеющие за 5 минут с помощью айфона решить многие финансовые вопросы. И если бы не бабушка на рынке, у которой по дороге хочется купить свежую зелень, честное слово, одна карточка заменила бы целый кошелек.
«Как бы ни так!» – слышу отдельные возражения, перерастающие в многоголосый хор. И опять-таки знаю, чем они вызваны. Нет, не долгим дозвоном, которым грешили многие магазины еще год назад. А главным образом двумя обстоятельствами, повторяющимися в последнее время почти каждую пятницу и еженедельно в воскресенье.
Итак, моя пятница 19 сентября. 17.30. Время пошло. Не в мою пользу, как и не в пользу таких же покупателей с карточками. Чтобы стала понятна суть проблемы, постараюсь описать ее в деталях, но коротко.
Инфокиоск. Дважды не могу проверить состояние счета. Сомневаюсь в качестве карточки, мало ли – поизносилась… Меняю на параллельную с тем же счетом из зарплатного пакета. Срабатывает.
Направляюсь в аптеку. При расчете идет сбой. Пробуем второй раз. Снова сбой. Предлагаю другую карточку. Visa в очередной раз не подводит. Выхожу огорченная мыслью, что с белкарт все-таки придется распрощаться или заказывать новую.
Прихожу в магазин «Меркурий» и снова для расчета достаю карточку, но уже «исправную». Три попытки «выйти на связь» собирают за мной маленькую очередь, приходится доставать наличные, которых на все покупки не хватает. Часть продуктов оставляю в магазине.
Подхожу к банкомату «Белагропромбанка». Очередь немаленькая, но кто-то быстро отходит от окошка, а кто-то, наоборот, держит нас в напряженном ожидании: выдает ли «немой кассир» деньги. Одна девушка уходит в помещение банка, где тоже можно их снять, но с предъявлением паспорта. Согласитесь, не всякий носит с собой его каждый день, особенно выходя в город за покупками. Два человека передо мной после первой же попытки снять деньги отходят от банкомата ни с чем. Время ожидания своей очереди позволяет поразмышлять над происходящим. Понимаю, что дело не в моей якобы «заезженной» или «размагниченной» карточке, а в банковской системе. Отправляю в банкомат свою мысленно реабилитированную белкарт. Удача! Даже двойная: с первой попытки получаю запрошенную сумму и убеждаюсь в пригодности карточки. Женщину, стоящую за мной, предупреждаю, что, если сразу не повезет, то лучше проявить настойчивость и терпение, потому что география проблемы простирается за пределы данного банкомата.
Мои слова подтверждаются в фирменном магазине комбикормового завода «Родные продукты», где в очередной раз покупатели, готовые рассчитаться через терминал, не могут это сделать. Продавец поясняет, что ситуация не нова и повторяется после обеда каждую пятницу. Когда очередь рассосалась, методом проб и ожиданий, те, кто не очень торопился, все-таки добились своего – обошлись без наличности.
Убеждена, моя «хронология событий» утомила читателей. Но это и есть ответ на вопрос, почему активных пользователей пластиковыми карточками не так много, как этого хотелось бы и как этого от нас ждут, активно пропагандируя их преимущество. Я только «за!». Но всякий здравомыслящий мне снова скажет: чем пережить такую пятницу, лучше уж сразу деньги снимать в день зарплаты – меньше маяться будешь. Тем более, что через день наступит и воскресенье. Например, такое, как последнее в августе.
В воскресенье 31 августа банкоматы города деньги не давали вообще. Закончилась наличность. В понедельник в 10.45 у одного из них (у входа в универмаг) во время ожидания загрузки аппарата инкассаторами знакомый мужчина пожаловался: «Вчера ни в одном банкомате денег не было. Пришлось ехать в Несвиж». А молодая женщина добавила: « А я брала в цветочном магазине цветы «на вексель» и вот до сих пор еще не могу рассчитаться». Мне в этот момент почему-то вспомнилась поучительная пословица: «Без расчета жить – себя погубить». И хотя сама (в самом деле!) большой приверженец пластиковых карточек и порой подтруниваю над «несовременными» современницами, но истина, как говорится, дороже. А она в том, что у слагаемых местного «Расчета», к сожалению, слишком много «минусов». И пока они будут бить нас, как палки по ногам, за широким шагом прогресса нам точно не угнаться.
Жанна Гордиевич.
Отправить комментарий