Сейчас загружается

Александр Лещинский: Спортсменов объединяет… сало

С Клецким районом Александра Лещинского, первого заместителя председателя спортивного общества латвийского «Динамо», связывает многое. В наших краях он провел все свои юношеские годы, здесь – родина его отца. Вот почему деревня Староселье близка ему так же, как Витебщина, где наш земляк появился на свет. Александр Лещинский является участником трех Олимпийских игр – в Афинах, Пекине и Лондоне, на которых выступал в качестве тренера сборной Латвии. Кроме спорта, который он называет не иначе, как своим хобби, уроженец Беларуси занимается еще и детективной деятельностью в Прибалтике.

Спортивная династия из Староселья

– Моя прочная связь со спортом, длиною больше чем четыре десятка лет, началась в 70-х годах. Молодежь деревни Староселье, где я рос, в то время была просто помешана на здоровом образе жизни. Нас увлекало все: футбол, волейбол, хоккей, лыжные гонки. Из того поколения человек 10-15 потом окончили физкультурные вузы. В том числе и Анатолий Александрович Груша – мой лучший друг, который, знаю, сейчас работает директором Клецкой ДЮСШ. Всякий раз, когда бываю на родине, иду к нему, даже если он меня не зовет (смеется). Вдохновившись примером целой плеяды своих земляков, подал документы в Белорусский институт физкультуры. Позже по моим стопам пошли моя сестра Галина, сейчас она трудится в Министерстве юстиции Беларуси, и брат Владимир, уже много лет отдавший развитию спорта в Клецком районе.
В годы, когда я был студентом Белорусского института физкультуры, он был единственным вузом в СССР, который направлял комсомольские бригады в пионерлагерь «Артек» – по полгода там работали. С этим местом у меня связано много воспоминаний. Почти каждый год туда выезжаю. Там я встретил свою жену: в то время она проходила педагогическую практику в здравнице. Будущая супруга привлекла внимание тем, что по сравнению со своими подругами казалась спокойной и молчаливой. Это уже потом выяснилось, что Мария – латышка по национальности и не знала хорошо русского языка. В «Артеке» мы с ней и свадьбу сыграли.

Возрождение «Динамо»

- Когда пришлось выбирать страну, где жить, она убедила меня переехать хотя бы на год в Латвию. Там встретил еще одного «артековца» – белоруса Анатолия Бубневича. По его приглашению и оказался в спортивном обществе «Динамо». Вот всю жизнь там отработал. Получил именное оружие от министра МВД и звание «полковник-лейтенант». Правда, на некоторое время мне пришлось оставить это занятие, когда после развала СССР в Прибалтике начали поднимать национальные вопросы: язык, гражданство. Понял, что не смогу спокойно трудиться. Вернулся только в 1997 году и вместе с единомышленниками начал восстанавливать латвийское «Динамо», которое тогда было в упадке. Сейчас наше спортивное общество представляет собой небольшую структуру коллективов физкультуры, ставших за 17 лет полностью юридически самостоятельными. Мы свели до минимума всю бумажную работу. За счет собственных средств, не получая ни копейки от государства, развиваем стрельбу, пляжный футбол и дзюдо. У нас есть своя «динамовская» спортивная база в городе Резекне. Все, что удается заработать, – на ее усовершенствование. Там же проводим детские соревнования по боевым искусствам. Выезжаем на различные турниры за рубеж, в том числе по приглашению белорусской стороны. Именно поэтому удается бывать по 3-4 раза в году в Беларуси. Обязательно заезжаю на Витебщину и в Клецкий район, встречаюсь с друзьями.

Тренер олимпийского чемпиона

- Должность заместителя председателя правления спортивного общества «Динамо» сейчас для меня больше как хобби. Есть и другие направления деятельности. Отработав начальником отдела физподготовки МВД Латвии, был в качестве тренера на трех Олимпийских играх – в Афинах, Пекине и Лондоне. Ездил туда с Афанасием Кузьминым, олимпийским чемпионом Сеула, 17-кратным обладателем золотых медалей мировых первенств по скоростной стрельбе из пистолета. В 2000-х годах он решил уйти из спорта, все-таки возраст – сейчас ему 67 лет, но, к счастью, остался. Мы с ним давние друзья и решили реализовывать принцип Пьера де Кубертена: «Главное – не победа, а участие». Надеемся получить лицензию на участие в Летней Олимпиаде-2016, которая пройдет в Рио-де-Жанейро. У меня это будут четвертые игры, у него – десятые (!). Афанасий попадет в Книгу рекордов Гиннеса. Возраст, конечно, сказывается: у него стало садиться зрение. Недавно легендарному спортсмену сделали операцию, именно поэтому мы пропустили чемпионат мира по стрельбе в испанской Гранаде. В такие годы тяжело показывать высокие результаты, но уровень дарования Афанасия уже 50 лет позволяет ему на соревнованиях любого уровня выполнять минимальный квалификационный норматив.

Спортсменов объединяет... сало

- Из 17 стран, которые членствуют в международном координационном совете «динамовских организаций», только между Латвией и Беларусью соглашение о взаимном тесном сотрудничестве. Волей-неволей на любых спортивных стартах стараемся подтягиваться к белорусам. Для меня они в первую очередь – земляки. От зова Родины никуда не уйти. Во время встреч сначала пробуем белорусское сало, а потом – латышское. Давно дружу с Игорем Басинским, тренером национальной сборной Беларуси по стрельбе и с Викторией Чайка, известной пистолетчицей.
Сильно соскучиться по Клецку и деревне Староселье не получается. С этими местами постоянно поддерживаю связь. Уж куда-куда, а в Беларусь команды общества «Динамо» Латвийской Республики стараются приезжать всегда. Во время побывок на Родине приезжаю к брату Владимиру, поэтому всегда в курсе, как развивается спорт в не чужом для меня районе. Наслышан о выступлениях местных футбольных клубов, что-то узнаю, читая районную газету. Если говорить о том, возможно ли начать культивировать скоростную стрельбу в таком небольшом городе, как Клецк, ответ, скорее всего, будет отрицательным. Оборудование, строительство и обслуживание тира – очень дорогостоящее удовольствие. Не говоря уже о сложностях с приглашением квалифицированного специалиста для работы с детьми.

Яблоки от яблоньки

- Тренерская работа не приносит нормального дохода, поэтому приходится заниматься всем. Завязать со спортом не позволяет моя сильная любовь к нему, которая никуда не уходит уже несколько десятков лет. Объездили с Афанасием Кузьминым полмира, были в Новой Зеландии, Австралии, США, Канаде, Намибии, Бразилии. Хотя сам я, так вышло, никогда не участвовал в соревнованиях высокого уровня. В школе занимался баскетболом, позже вместе с институтской командой становился чемпионом Крыма по волейболу. Не жалею, что не получилось добиться блестящей карьеры в этом направлении. Так же осознанно не хотел, чтобы мои дети профессионально занимались спортом: хотя все трое – сын и две дочери – в свое время увлекались разными его видами. Александр становился бронзовым призером юношеской Олимпиады по дзюдо, Рита проявила себя в карате, а Анне-Марии и сейчас нравится плавание. Мой внук Сашка, мы его называем – Александр III (смеется), в 4 года уже пробует себя в дзюдо.
За женами не следим
Мой дополнительный заработок – детективная деятельность. У меня есть юридическое образование, и я получил лицензию, дающую право заниматься этой работой. С ее помощью можно что-то заработать. Отказываемся от глупых предложений, когда ревнивые мужья обращаются к нам с просьбой проследить за их женами. Беремся только за серьезные дела.

Свой среди чужих

- Только когда переехал жить в Латвию, ощутил себя белорусом. Во времена СССР не находил особой разницы между русскими и прибалтами – мы были одним целым, но позже понял, что у меня другие взгляды и язык с народом страны, ставшей для меня второй Родиной. После стольких лет разлуки с Беларусью не могу назвать себя латышом. С женой общаюсь на русском языке, с детьми – на латышском. Иногда в нашей семье даже вспыхивают межнациональные споры (смеется). По полдня можем не разговаривать с супругой, когда в Латвии проходят марши ветеранов СС. Она говорит: – Ну, чего ты злишься?! Это же 90-летние дедушки. Но мне как-то не удается относиться спокойно к ним, когда вспоминаю Хатынь и другие сожженные нацистами деревни.
Вообще в Латвии к белорусам, пожалуй, лучше относятся, чем к русским. Там считают наш народ добродушным и трудолюбивым. На бытовом уровне национальная неприязнь ярко не проявляется. Низменные чувства людей обычно всколыхивают политические заявления какого-нибудь политика. И вообще, всякая оценка событий во многом зависит от личного взгляда на вещи и уровня культуры каждого из нас.

Родина не отпускает

- Работать в белорусском спортивном обществе «Динамо» меня не звали, но если бы это произошло, я бы принял приглашение. Нашел бы возможность переехать на Родину. Желание есть. Это совсем не значит, что мне плохо в Латвии. Просто только с возрастом чувствуешь, как неразрывна и сильна твоя связь с Родиной. Но еще большой вопрос: останься я в Беларуси в 1982-м году, когда передо мной стоял выбор, в какой стране жить, смог ли бы я чего-то добиться здесь.

Юрий Мыслицкий.
Фото из личного архива Александра Лещинского.

Отправить комментарий