Сейчас загружается

На собственном опыте, личным примером

DSC03890Знакомство с этим человеком произошло в конце 80-х в спортивном зале колхоза «Прогресс» (нынче ОАО «Морочь»). Молодой специалист Виктор Плешко приехал популяризировать занятия физкультурой и спортом среди детей и молодежи, которых в центральной усадьбе хозяйства, действительно, было немало. Во время интервью я заметила, сколько у него планов, и с каким энтузиазмом он берется за их воплощение. Чувствуя поддержку председателя колхоза, а в те годы его возглавлял Александр Иосифович Дылевский, Виктор готов был сделать Морочь физкультурным краем. Даже не сомневаюсь, что это у него получилось бы, не случись неразбериха 90-х, которая изменила образ жизни каждого человека, расставив иные приоритеты. Однако личность Виктора, как человека, преданного однажды выбранному делу, знакома даже тем людям, сфера деятельности которых разве что соприкасается с кругом спортивных интересов. Вот и я не теряла его из журналистского поля зрения и нисколько не удивилась, когда в газете начали появляться первые информационные заметки о победах его учеников.
Отеческое отношение к ним подтолкнуло к новому интервью спустя четверть века. Сразу признаюсь: на протяжении часа тренер по вольной борьбе Морочской ДЮСШ Виктор Владимирович Плешко, отвечая на любой вопрос, все время вел разговор то о достижениях, то о первых шагах своих воспитанников. И я в контексте этого пробовала уловить его мысли о роли отца в формировании характера ребенка, о том, каким папой является он сам для своих детей и за примером каких родителей советует следовать другим, задавая все новые и новые вопросы о личном:

– Что в Вашей жизни появилось раньше: тренерская работа или собственный ребенок? Насколько одно другому помогало?
– Ребенок появился, когда заканчивал учебу в Гродненском физкультурном техникуме, а к работе я приступил, приехав в Морочь со своей семьей. (Во время того первого интервью, кстати, довелось познакомиться с молодой женой В.В.Плешко и малышом, которого она держала на руках – авт.). Опыт начинающего папы и начинающего тренера совпал, но первое очень помогло во втором. Когда у тебя дома растет ребенок, ты лучше понимаешь детскую психологию. А за годы моей работы через спортивные секции проходило много детей, и не всегда из идеальных семей. Важно относиться к чужим детям, как к своим. У меня как-то получалось с ними сближаться, порой лучше чем с родными… Но ни сын, ни дочки никогда на это не обижались. И если вспомнить, то первые шаги, какие-то пробы делал именно на своих детях. Начал с закаливания сына, которое закончилось простудой, и понял, что подходить к этому нужно более умело. С наскока хотел получить результат, а так ведь не бывает. Ну, и потом было много разных моментов.
– Похоже, сына, своего тезку, Вы готовили для спорта? Получилось?
– Работая в школе учителем физкультуры, я записывал Виктора во все секции, чтобы узнать его наклонности в разных видах спорта. Иной раз смотрел и огорчался, что чей-то ребенок показывает способности, а мой – нет. “Ну, почему, почему мой так не играет?!” – терзалась душа. А потом, когда сын определился с выбором будущей профессии, я понял, что решение у него твердое, и просто не нужно мешать его осуществить. И только когда он начал учебу в училище, я его “отпустил”. Виктор стал электриком. Сегодня, глядя, как он работает, каким профессионалом стал, искренне радуюсь, что занимается любимым делом, которое умеет выполнять лучше других и этим зарабатывает деньги для себя, семьи, ремонта в доме. Мы с моими мамой и братом семейным решением оставили в наследство дом, где выросли, именно ему, чувствуя, что отдаем в хозяйские руки.
– Виктор Владимирович, я так поняла, что вы за самостоятельный выбор детей. То есть давления со стороны родителей быть вообще не должно? Но ведь мало какой отец не мечтает, чтобы то, что когда-то задумал для себя, о чем мечтал, но не смог осуществить, реализовал его сын. И делают это весьма напористо.
– Нет, детей все-таки нужно подталкивать, направлять, показывать свою заинтересованность в их поиске. И это не обязательно спорт. Но подвижные занятия просто полезнее для детского организма. Отсидят в школе, потом дома за уроками, за компьютерами. А если мальчишка или девчонка бегают на секцию или на танцевальный кружок, то они уже будут более гармонично развиты. Плюс общение со сверстниками. Это тоже немаловажно. И без родительских назиданий, в правильном понимании этого выражения, не каждый ребенок может себя организовать – ходить на репетиции, тренировки. Ведь там и попотеть нужно, и нагрузку на мышцы выдержать, и замечания выслушать, и неудачи стерпеть... Поддержка мамы или папы в эти моменты очень важны.
– А пример?
– Колоссальный стимул для ребенка. Если папа ходит вместе в бассейн, в тренажерный зал, болеет во время соревнований, посещает тренировки, у любого ребенка желание продолжать заниматься удвоится.
– У любого или все-таки – у мальчика? Ведь папа – пример для мальчика?
– Пример – да, но есть в этих взаимоотношениях свои особенности. Буду говорить, как в нашей семье. Возможно, кто-то сталкивался с этим также. Сын ближе... маме. “Папа, привет, – говорит он мне, когда снимаю трубку. – Все нормально? А где мама? Дай ей телефон!” У нас с ним больше деловые вопросы, а с мамой – душевные, сокровенные беседы. И этим все сказано. С девочками – наоборот. Или, может, не совсем наоборот, но и со мной они готовы откровенничать.
Что же касается участия их в спортивной жизни, то мужчина считается более надежным и сильным, поэтому вопросы спорта чаще ближе именно ему, независимо от того, сын его или дочь ходят в секцию. У меня есть пример папы, приходящего к сыну на борьбу, а есть пример другого папы, который водит на дзюдо свою дочку, при этом уделяет внимание углубленному изучению ею математики, английского языка. Девчонке 10 лет, и он по возрасту мог бы быть ей дедушкой, но такому энергичному, инициативному, целеустремленному папе позавидует любой ребенок, имеющий молодого да ленивого. Лень же не только в том, что дома не точены ножи. Окунуться в детские заботы и интересы некоторым действительно лениво. Наверное, ее порождает благополучие. А когда человек старается сделать свою жизнь лучше, я имею ввиду не только в материальном плане, он и встает с дивана. Благо, очень многие родители понимают влияние спорта на характер и своих детей поддерживают, выходят со мной на контакт, звонят, присылают поздравительные смс-ки, когда ребята вырастают и идут своей дорогой. Значит, след в их судьбе секция какой-то оставила. И не все, возможно, эти подростки пошли бы нужной дорогой, потому что, повторюсь, в разных семьях воспитывались, но спорт дал им главные основы: дисциплина, ответственность, взаимовыручка, забота старших о младших, умение оставаться человечными, отзывчивыми, дружелюбными при любой ситуации, и в то же время стараться чего-то достигнуть, устремленно идти к цели, не бояться различных ситуаций, не пасовать перед трудностями. Кажется, мелочи, но они порой и ломают неподготовленного морально человека. В наше время соблазнов – чаще прежнего.
– Тот пример, где Вы рассказали о папе с 10-летней девочкой, позволяет мне провести некоторую параллель. И вы с дочерью Юлей – тоже оба в спорте с головой. Только она дзюдоистка. Этот выбор был сделан ею самостоятельно?
– Конечно же, в спорт привел я. Да и младшую Сашку тоже пробовал. Но та отдала предпочтение более изысканному занятию – музыке. А вот Юля с ее непростым характером выбрала спорт, да к тому же – единоборства. Теперь уже сама тренирует.
Юля, а иначе и быть не могло, заглянула к нам во время беседы. Встреть я ее на улице – уж точно не сказала бы, что драться она умеет профессионально. Классическая цитата из фильма о Шурике про красавицу и комсомолку – минимум, который можно адресовать старшей из дочерей супругов Плешко. На что Виктор Владимирович тут же заметил:
– У нас все девушки красивые! Когда приезжаем на соревнования, спрашивают, не кастинг ли мы проводим для отбора в спортивную школу. Приходится пояснять, что на клецких улицах все девушки такие.
– А это правда, что Вы своих дочерей определили в ту общеобразовательную школу, где учились сами, хотя были другие варианты?
– Рассветовская школа сделала меня таким, каким я стал. В меня там всегда верили. Это дорогого стоит. Она дала мне хороший старт. Мое доверие второй раз подтвердилось при Юлином поступлении – баллы, которые получила при сдаче экзаменов, были выше тех, что ставили учителя. И, на мой взгляд, это очень важно, потому что не оценка главное, а та база знаний, которой ты затем пользуешся. Надеюсь, что Сашка, которая заканчивает 11-й класс, предстоящие испытания по поступлению выдержит также успешно.
– Такое участие в судьбе своих детей не каждый день встретишь, Виктор Владимирович. А с другой стороны: Вы не считаете это определенного рода отцовской диктатурой?
– Я в семье – подкаблучник, в хорошем смысле этого слова. И согласен с тем мнением, что семья крепка и долговечна тогда, когда муж прислушивается к мнению жены. Моя жена – мой друг, я ей во всем доверяю. Мы можем молчать... об одном и том же, а потом об этом заговорить, понимая друг друга с полувзгляда. Уже отметили серебряную свадьбу. Поэтому я – не диктатор. И детям мы дали свободу выбора как в профессии, так и в личной жизни: пробуйте! Через свои ошибки каждый должен пройти сам. Мне кажется, когда у ребенка есть право выбора, он обязательно придет за советом к старшему, чтобы убедиться, перестраховаться, что ли, в конце концов, свобода выбора – это не свобода от обязательств, которые у каждого есть в любом случае.
– Стоит добавить, мне кажется, что взрослые должны при этом быть чуткими и не категоричными.
– Взрослые вообще должны быть внимательны к своим детям. Те, у кого несколько, а я всегда мечтал о семье большой, знают, что они даже друг на друга характерами непохожи. Почему же они будут такими как папа и мама? Вовсе нет. И мои дети – подтверждение моих слов.
– А дети детей? Вы сегодня ведь можете давать советы и как дедушка уже.
– Внуки… Когда они появляются, вспоминаешь слова, произносимые старшим поколением: внуков любишь больше чем детей. Да! И с этим ничего не поделаешь. И времени для них найдешь больше, и внимания. А это и есть самое главное. Мы детей не баловали. Но порой они недополучали самого меня – присутствия папы в их жизни могло бы быть и больше. Да, скорее всего, так у всех. И наверстываем мы с внуками. Оба – и пятилетний Николай, и трехлетний Арсений – ходят ко мне на секцию. Но направления у них будут разные. Это уже сейчас видно.
– Те дети, что приходили к вам четверть века назад и сегодняшние, ваши дети и ваши внуки – это ребята разных столетий?
– Дети всегда дети. Они любознательны, непоседливы, в поиске. Их нужно чем-то увлечь. Кто это сделает, с тем они и будут. Спорт во все времена закалял характер, и тогда, и сейчас ребята могут днями пропадать на тренировках – и так было на недавних осенних каникулах. Борцовский зал не пустовал вообще, некоторые приходили на две тренировки – утреннюю и после обеда. Их родителям «не болит голова», чем занять ребенка, чтобы не дай Бог чего не вышло плохого. Ничего не изменилось. Разве что у них стало больше дорогих игрушек, от которых нужно отвлечь. Да, в этом, кстати, есть особенность. Наверное, предусмотрительные родители заранее хотят предупредить компьютерную зависимость и приводят к нам 6-7-летних ребят. Несмотря на то, что программы для занятий с таким возрастом нет, придумываем какие-то соревнования внутри, спортивные игры, – рассуждает Виктор Владимирович. А в процессе этого подмечает: – И вторая особенность есть: уже детей приводят те, кто в свое детство был в числе моих воспитанников.

А это говорит само за себя.
Часы показывали, что скоро нужно начинать тренировку в борцовском зале (РЦК г.Клецка), и только это вынуждало взяться за диктофон, и тем самым дать сигнал об окончании интервью. Беседовать же с этим обаятельным человеком, приятная улыбка у которого никогда не сходит с лица, можно было еще очень долго. Я даже завидовала его воспитанникам – он всех вспомнил поименно, обо всех с гордостью отзывался и даже признался, что спустя годы понимает, как ему повезло встретить таких детей. Поэтому и не менял на других, несмотря на многочисленные предложения, всякий раз находя причину для отказа. А истинную он неожиданно для себя
сформулировал в конце нашего разговора:
– Главное – в каждого ребенка верить. Это касается и своих, родных, и чужих, которые уже как родные. А учить, как бы банально это ни звучало, – на собственном опыте, личным примером.

Жанна Гордиевич. Фото из семейного архива семьи Плешко.

Виктор Плешко (младший):
– Для меня отец – это одновременно и старший авторитет, и друг. Я никогда не боялся какого-то наказания с его стороны или непонимания. Знал, как бы ни сложились обстоятельства, папа выслушает и вникнет в мою проблему. Мы с ним довольно много проводили времени вместе, когда я рос. И тот дом, которым теперь занимаюсь, это дорогое моему сердцу место, навевающее воспоминания о детстве, о времени, когда мы были рядом с родителями. Несмотря на то, что я старший в семье, они никогда не перекладывали на меня свои обязанности.
Теперь уже я сам отец. И в поведении с сыном Арсением, в его воспитании беру пример с моего папы.
Юлия Плешко:
– Своего папу я уважаю за то, что в наших поступках мы всегда чувствовали свободу, что право выбора всегда оставалось за нами. Связать профессиональную жизнь со спортом мне посоветовал именно отец. И я к его мнению прислушалась. Теперь вот с сентября уже вместе работаем. В любую минуту могу попросить у него поддержки, и он никогда не откажет, при этом никогда не критикует – только подсказывает.
Пока мой сын Николай еще мал, я не задумывалась, есть ли у него в характере черты моего папы. Но в будущем я бы хотела, чтобы он вырос похожим на дедушку.
Александра Плешко:
– Всегда ощущала, как здорово быть самой младшей в семье. Хотя каждому из нас родители уделяли одинаково внимания, мне оно доставалось еще от брата и сестры, а потому – больше. У нас троих сильные характеры, и это, наверное, от папы и мамы. Они приучали нас быть самостоятельными с самого детства, а мы старались их никогда не огорчать, если за что-то брались, то делали так, чтобы услышать родительское одобрение. Да и сейчас, когда все уже взрослые, все равно мы стараемся ни в чем их не подвести. Уверена, и всегда так будет. Очень хочется оправдать их надежду.

Отправить комментарий

Возможно, пропустили