Тем, кто пришел первый раз в первый класс, например, году так в 1975, самое время организовываться на юбилейную встречу школьных друзей, которая ежегодно во всех школах страны проводится в первую субботу февраля. Выпускники 1985 года меня, конечно же, поняли. У остальных читателей сразу прошу прощения за то, что таким вот образом передаю привет своим одноклассникам и напоминаю о возможности снова вернуться в детство. И оправдывает мое некорректное использование служебного положения только одно – такой возможности снова прийти в школу нашего детства у нас до сих пор за все тридцать лет ни разу не было. Я ничего не гиперболизирую, на днях сама убедилась, что городская СШ №1 стала такой же, как была четыре десятилетия назад, а с поправкой на современность – еще лучше.
Парты в нашем 1 «Б», кабинете сразу перед лестницей, кажутся такими крошечными, что возникло сомнение – вряд ли мы за ними поместились бы когда-то. Остальное – родное и узнаваемое. Некогда светлый просторный холл первого этажа, в котором нас ждали родители, приводившие по выходным дошколят «на подготовку» в открывшуюся за год до этого школу, снова обрел прежние очертания и формы. Здесь, как и раньше мы, могут побегать малыши. Но главное – окна, в которые светит солнышко, когда ты покидаешь класс и выходишь в коридор. Его по лучику уже в первое десятилетие существования школы вынуждены были отбирать у детей для… детей. На наших глазах застраивался первый этаж, потому что родоначальником эксперимента по внедрению в практику обучения шестилеток стало именно это учреждение образования района. А для них нужны были и классы, и спальни. Росло количество учеников, численность которых в один учебный год перевалила за тысячу. В такую школу пришла учиться нынешний ее директор С.Ю.Стадник.
– Конечно, восхищаться было нечем. Длинный темный коридор, все застроено. Понимаю, что чувствовали в свое время мои родители, потому что до недавнего такие же эмоции можно было прочитать на лице у клетчан, приводивших учиться сюда своих детей, – вспоминает Светлана Юрьевна. А затем с гордостью показывает кабинеты первого этажа, начальные классы, распахивая в них двери со словами: – Каждый – в своей цветовой гамме.
Нежные пастельные тона стен и жалюзи радуют глаз, а стеклопакеты сохраняют в помещениях тепло, исходящее не только от батарей центрального отопления, но и от всей той новизны, которую заботливо создавали руки взрослых. В спальнях, где первоклашки отдыхают на двухярусных кроватях, приобретенных благодаря финансовой поддержке районного отдела образования, спорта и туризма, тоже очень комфортная температура. И это в последние годы волновало родителей особенно остро.
– Честно признаться, школу свою, переступив ее порог уже в должности начальника отдела образования, было жалко. На фоне новой №3 и тех, что попали под реконструкцию по программе возрождения села, она выглядела позабытой, – в прошлом времени признается в своих чувствах Анатолий Николаевич Климович, тоже выпускник СШ №1. – И очень понятна была боль за это Ирины Александровны Кунигель, которая долгие годы работала здесь директором.
У начальника отдела образования, спорта и туризма есть все основания сегодня вести разговор совсем с иной интонацией в голосе, чем была еще год назад. Любой идущий или проезжающий мимо знакомого объекта видит его внешнее преображение. Исчез ненавистный розовый цвет, вызывающий недоумение у разных поколений учеников этой школы и просто неравнодушных горожан. Даже нашелся выпускник, предложивший районной власти немалые финансы и свои услуги по изменению ее внешнего облика. Но дальше высказанной инициативы дело не пошло. А вот в рабочих планах председателя райисполкома Г.М.Соловья адрес первоочередного вложения бюджетных денег, выделенных на ремонт объектов социальной сферы хозспособом, обозначился точно: ул.Победы, д.99.
Есть практикой подтвержденная примета: там, где люди протоптали дорожку, нужно прокладывать тротуар. Сколько ни распахивай, перекапывай – все равно не перестанут ходить. И это логично. Но так же обоснованно выглядят порой и кажущиеся на первый взгляд весьма революционными мнения. Своего рода переворотом для «внешнего мира» с его привычкой к обыденности стал новый – центральный – вход в школу. Ее проект не предусматривал подобного решения. И вся немалая территория, располагающаяся перед зданием, существовала как зеленая зона, состоящая из многочисленных цветов, кустарников и деревьев. К выращиванию и уходу за ними в свое время силы приложили сотни ребят, руководимые одержимыми и преданными учительскому труду педагогами – биологами и трудовиками. Уже старшеклассниками мы наслаждались результатами всеобщих стараний, с наступлением весны прогуливаясь в этом цветущем оазисе каждую солнечную переменку.
И вот теперь, когда у школы на месте былого аварийного выхода появилось крыльцо и выложенная тротуарной плиткой дорожка от самой улицы, остается предвкушать, какое прекрасное живое обрамление этому великолепию начнут создавать с будущей весны педагогический и ученический коллективы, слившись в единый творческий.
Похоже, произведенные кардинальные перемены подтолкнули к принятию еще одного нестандартного решения. А.Н.Климович дал поручение художникам центра детского творчества разработать макет цветового оформления возрожденной школы, дабы поставить еще один восклицательный знак в пику тем, кто не верил в перемены. И сейчас типовая «удлиненная коробка», одновременно предложенная архитекторами 70-х для многих райцентров страны, благодаря ломаным линиям обрела объем и индивидуальность, свойственные веку ХХІ.
Внутри школы ремонт продолжается, еще много планов, необходимость выполнения которых очевидна, и задумок, которые тоже очень хочется осуществить – и на первом, и на втором, и на третьем этажах, и на лестнице, их соединяющей. Актовый зал школы, выполняющий в повседневности функцию столовой, остался таким же просторным, вместительным и светлым. За десятилетие привыкнув к его размаху, ощущаешь себя в других скованно и менее уютно. А вот гардероб, с двух сторон окаймленный некогда стилизованной под березки металлической изгородью с живыми традесканциями на веточках, нынче ближе к новому входу. На освободившемся месте планируют сделать игровую зону для самых младших ребят. На очереди – спортивный зал, востребованный в свои славные годы как площадка для районных соревнований школьников.
– Выпускников, которые, наверняка, придут в феврале на свои юбилейные встречи, ждет видеопрезентация, – раскрыла в ходе экскурсии маленькую тайну Светлана Юрьевна. – Ведь у нас имеется фотохроника всего ремонтного процесса, начиная с первого дня.
Ничего не оставалось, как признаться, что среди отмечающих круглую дату будет и наш выпуск – двух десятых, но неделимых на «А» и «Б» классов. И поинтересоваться, во сколько обошлось школе ее второе рождение.
– На сегодня освоено 4 650 670 744 рубля, – не таил чувства удовлетворения, произнося эту “миллионную” цифру, Анатолий Николаевич.
Такого подарка к юбилеям получения аттестата о среднем образовании уж точно никто не ожидал. А это отличный повод облюбовать его вместе на территории, которая вписана в биографию сотен клетчан большими буквами – ПЕРВАЯ ШКОЛА.
Фото Жанны Гордиевич.
Отправить комментарий