Сейчас загружается

О войне говорить не любил никогда

IMG_3777_Холодные дни и вечера Иван Михайлович все напролет проводит в доме. Деревянный пятистенок на улице Колхозной в Заостровечье прогрет не только теплом от дров, он напитан любовью и добром, здесь всегда согревал домашний очаг взаимопонимания, любви и уважения. Супруги Вериго рука об руку, бок о бок в добре и мире прожили вместе 66 лет, вырастили в такой же атмосфере четверо детей, которые, разъехавшись в Калининград, Минск и в Клецком районе, все же часто собираются в родительском доме. Последние полгода, к сожалению, двоих сыновей и дочерей, восьмерых внуков и столько же правнуков Иван Михайлович встречает у калитки родного двора один – в августе 2014 года он остался вдовцом. Последние месяцы родные стали замечать, что ветеран сдает позиции по здоровью. Тоскует и скучает по своей второй половинке, ведь и возраст дает знать: слава Богу, в ноябре, будет здоров, соберет семью на свое 90-летие. К тому же с годами напоминает полученная в Великую Отечественную контузия.

Мама Ивана вместе с ним проводила на войну еще двоих его старших братьев – Евгения и Владимира. В одночасье женщина осознала, что может потерять своих детей, но судьба оказалась благосклонна к матери: она дождалась сыновей живыми, да только не всех в полном здравии…
Как и одногодков Ивана, парня призвали в ряды Советской Армии после освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков.
– Сначала нас собрали в Несвиже, потом направили в Столбцовский район, а через несколько дней оказались под Брестом, – вспоминает, но очень неохотно, и с трудом выговаривает каждое слово Иван Михайлович, – там распределяли кого в какие войска.
Ивана Вериго направили на военные водительские курсы, после окончания чего у 18-летнего парня на руках оказались права, а в распоряжении – полуторка. Возить приходилось все, что поручали: снаряды, солдат, обмундирование им, а когда участвовал в боях за взятие Берлина, на кузове его грузовичка была установлена зенитная установка. В этих военных действиях и «подкосило» молодого бойца: в сражении за Берлин во время налета авиации бомбой ударило по близстоящему зданию, развалины которого и засыпали полуторку Вериго вместе с ним. С контузией водитель оказался в госпитале. Выписавшись, документы о своем ранении уничтожил: еще бы, «боялся, что девчата любить не будут!» Только не это оказалось главным. Полюбила, да еще как: до шестидесяти шести в наше время часто не доживают, а то вместе!
Став на ноги после контузии, и в госпитале Иван Вериго был задействован: в качестве сопровождаемого его направили с тяжело раненым на костылях и с чемоданом в госпиталь в Смоленск.
Демобилизовался Иван Михайлович в 1945 году – практически сразу после Победы. Мать была несказанно рада видеть на своих ногах дома младшего Ваню, а также Женьку и Вову. Сегодня самый старший в роду – И.М.Вериго. Может, в силу возраста и состояния здоровья и не самый рассудительный, но уж почитаемый и уважаемый точно! Сейчас ветеран и рад бы рассказать о военном лихолетье внукам и правнукам, да зачастую и мысли, и факты путаются. Раньше же дедушка не любил говорить и вспоминать о войне. Большей радостью для него было вести беседы о мирной жизни: как дом строили, водителем в СМУ трудился, хозяйство вели, словом, жили и наживали.
Разметена от легкого снежка дорожка от калитки до крыльца дома И.М.Вериго, где ему тепло и уютно, немного одиноко, но так хорошо и спокойно. Время от времени Иван Михайлович просматривает свои награды: Орден Отечественной войны II степени, юбилейные, а вот и медаль «За боевые заслуги» – «за время службы в зенитно-пулеметной роте т.Вериго показал себя храбрым, дисциплинированным и знающим свое дело воином. С прорыва обороны немцев на р.Одер и до Берлина его машина не имела ни одной аварии. 29.4.45г. в г.Берлине, под огнем снайперов и фаустников точно и в срок доставил матчасть и расчет в указанный район. Несмотря на трудности и изношенность машины, он всегда первым доставлял матчасть и расчет на новые ОП». Многие из наград растеряны, ну какие же внуки не любили играть с дедушкиными медалями, прикреплять себе на одежду и прятать по разным укромным местам. Сегодня эти внуки – последнее поколение, которое имеет возможность из уст ветеранов услышать правду Великой Отечественной, даже если ее участники совсем не любят о ней говорить и вспоминать…

Ирина Шаг.
Фото Александра Абрагимовича.

Отправить комментарий

Возможно, пропустили