В свои 90, которые Иван Павлович Кишко из Воронино отметил в феврале, он удало справляется с рубкой дров, подметет-подчистит двор, накормит и управится с курами. Благодарит Бога, что в таком возрасте держится на своих ногах, а еще – что дарует время ему вместе с супругой Татьяной Михайловной, с которой по жизни рука об руку идут вот уже 63 года, каждые выходные на пороге дома или у калитки его двора встречать детей. Любой их приезд в Воронино для Ивана Павловича – праздник. Когда он, седовласый старик, повидавший на своем веку и мир, и войну, вдали от родины проведший молодость, слышит родные голоса, обнимает близких, незаметно для них каждый раз смахивает слезу. То – от накатившихся воспоминаний, когда, семь лет прослужив в Советской армии, вернулся домой, а родная мать, потерявшая всякую надежду на возвращение сына Ивана с войны, не узнала его, когда тот постучал в дверь родительского дома.
– Это было в 1950 году, тогда в наших лесах орудовали банды, дезертирские группировки, и мама не поверила, что я, уйдя на фронт в 1944-ом после освобождения Беларуси, и через пять лет после Победы над фашистской Германией все же оказался жив и стою на пороге. Тогда стал называть фамилии и имена соседей, говорить, что в таком случае пойду проситься к ним пожить.
Мать отворила дверь и не поверила своим глазам. Да, это ее Иван крепко обнял пожилую женщину, еще во время оккупации потерявшую старшего сына, которого насильно забрали из дома в полицию немцы и убили.
А во время мобилизации Ивана Кишко в июле 1944-го с остальными односельчанами призвали в ряды Советской армии. Новобранцев отвезли на учения под Рязань. Там они стояли месяц: пилили лес, копали траншеи, строили землянки. Через 30 дней красноармеец оказался в Восточной Пруссии. И сходу – на фронт.
Бои были сложные, приходилось отвоевывать каждый дом, каждое строение. Пехотинец Кишко всегда находился в числе первых, его молодость и целеустремленность, бесстрашие и глубокая любовь к Отчизне не позволяли пасовать и бояться. Но пыл парня остудило ранение: это случилось зимой, когда во время очередной контрразведки группа советских солдат ползком по снегу направлялась ко вражеским окопам. Немцы мощными залпами отражали атаки наших, а ребята передвигались вперед, пока их не окатило мощной волной взрыва. Осколки пронзили тело Ивана Кишко, его завалило снегом вперемежку с землей. Раненого доставили в полевой госпиталь. Несколько осколков извлекли, а какие-то – даже не заметили, их до сих пор и носит в себе Иван Павлович. На поправку здоровья дали три недели. После госпиталя его направили связным на фронт под Кенигсберг. Там принял непосредственное участие в форсировании реки. Сегодня ветеран с трудом вспоминает подробности и этого момента, и других боев, даже не говорит о названии реки, но несмотря на трудности в передачи на словах этих событий, их картинка, очевидно, постоянно стоит перед глазами и в памяти дедушки. И именно эти воспоминания разволновали его, голос задрожал, стало понятно, что и спустя 70 лет бывшему солдату трудно говорить о войне.
И.П.Кишко служил в составе 1122 стрелкового полка 334 стрелковой Витебской ордена Суворова второй степени дивизии 2-ой Гвардейской армии Третьего Белорусского фронта. В октябре 1944 года дивизия участвует в прорыве обронительных рубежей противника на подступах к Восточной Пруссии; 18 октября вступила на ее территорию в районе северо-западнее озера Шельмент и к концу наступления вышла в район восточнее г.Гольдап, где ведет оборонительные бои и удерживает занимаемые рубежи до января 1945 года.
Отважно и умело действует личный состав дивизии в Восточно-Прусской наступательной операции. Прорвав сильно укрепленную оборону противника в районе Мазурских озер и Хейльсбергский укрепленный район, дивизия во взаимодействии с другими соединениями армии овладела городами Хейльсберг (Лидзбарк-Варминьски) – 31 января, Ландсберг (Гурово-Илавецке) – 2 февраля, Хайлигенбайль (Мамоново) – 26 марта, вышла к заливу Фришес Хафф (Вислинский залив). В апреле 1945 года в составе армии передается в 1-й Украинский фронт и принимает участие в Пражской наступательной операции.
В приказе дивизии от 10 мая 45 года удалось найти такую информацию: Медалью «За боевые заслуги» наградить «связного командира 5 стрелковой роты красноармейца Кишко Ивана Павловича за то, что он, участвуя в наступательных боях в Восточной Пруссии с 7.04.45 года, быстро и своевременно выполнял все приказания командира роты. В боях был тяжело ранен».
Сегодня эту награду, как и множество других, Иван Павлович уже и отыскать не может, остались лишь подтверждающие ее существование документы.
– Раньше как набежит ребятня из деревни, обступят деда Ивана и слушают его фронтовые рассказы, им-то и раздал все медали, чтобы игрались. Так все и растерял… – вспоминает супруга ветерана Татьяна Михайловна.
Но буквально на днях в рамках марафона по вручению ветеранам, узникам и тыловикам медалей «70 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» такой награды был удостоен и И.П.Кишко. Приколоть ее на лацкан пиджака ветерану прибыл в Воронино вместе с райвоенкомом Д.Н.Годуном заместитель председателя райисполкома Г.Н.Буйвило. Геннадий Николаевич считает для себя за честь пожать руку и поблагодарить от всех жителей района этих седовласых стариков за их мужество, бесстрашие и подвиг на благо мирной Беларуси. А мы встретились с Иваном Павловичем в рамках совместной с районным фондом мира, военкоматом и советом ветеранов акции «Фронтовики, наденьте ордена!», подготовив символический презент, а главное – рассказ нынешним читателям «ДНП» об их славном земляке И.П.Кишко. Это человек, который честно и добросовестно прожил долгую и трудную сельскую жизнь. Он никогда не кичился и не выхвалялся, не искал наград и высокопарных признаний. Просто добросовестно трудился и служил Родине. Попав после войны в составе Советской армии в МВД Баку, исправно нес службу радистом. Будучи три месяца в командировке в Ашхабаде после землетрясения в Туркменистане, достойно выполнял функции по охране территории во время ликвидации последствий техногенной катастрофы. А когда, как уже говорилось выше, после семи лет службы вернулся в родную Беларусь, также совестливо служил счетоводом в колхозе, 14 лет лесником – густым дубравам и пущам, потом – снова сельскому хозяйству. А теперь вот – радостью родным, детям и гордостью нам – его землякам.
Ирина Шаг.
Фото Юрия Мыслицкого.
Отправить комментарий