Сейчас загружается

Их призвание – наставничество и музыка

В воскресенье огромная учительская братия отметит свой профессиональный праздник. Особой торжественностью и приподнятом настроением наполнены в эти дни общеобразовательные школы района, гимназия, сельскохозяйственный лицей, детские сады и школа искусств, ее филиалы. Последние, к слову, буквально накануне – 1 октября – отметили еще один праздник: Международный день музыки. Клецкая ДШИ – учреждение дополнительного образования, но здесь также трудятся педагоги, которые учат, воспитывают, дают азы будущей профессии. В преддверие Дня учителя журналисты "ДНП" спросили, считают ли они себя настоящими учителями, что учительство значит для них, и предложили поделиться творческими успехами их деятельности.

Наталья Павловна Ключенович, зав. народным отделением:2596 1

– Мы в своей школе даем ученикам эстетическое образование, раскрываем душу человека. Люди, которые занимаются музыкой, не могут быть черствыми, кажется, они особенно культурные, интеллигентные. Я всегда говорю своим воспитанникам: то, что вы занимаетесь в музыкальной школе, в будущем пригодится обязательно, кем бы вы ни стали. Стараюсь работать так, чтобы дети могли проявить свои способности, раскрыть их. Сейчас в ДШИ создана очень хорошая база – имеется достаточно инструментов, есть два концертных баяна и обещают приобрести 4 маленьких для первоклашек, которых в этом году, благодаря агитационным концертам по школам, садам, набрали необычно много, в том числе и из сельских школ – Кухчиц, Янович, Рассвета. В ДШИ малыш пришел учиться музыке, и мы должны ему помочь. Ребенок – это бутончик, а мы его раскрываем, бережно относимся, но не допускаем панибратства. Поэтому, приходя на работу, отключаемся от личных и домашних проблем, забот и всю свою деятельность направляем на творчество. На первые занятия обязательно приглашаю родителей, чтобы посмотрели, как им нужно дома заниматься с детьми, что те делают в школе. Если ребенок что-то не понял, в этом вижу свою вину: ведь это я не смогла ему объяснить и донести материал. У нас индивидуальные занятия, и за 45 минут ученик должен усвоить урок, иногда добиваемся этого в игровой и сказочной формах.
И дети схватывают, понимают, вообще они – талантливые. Высшая награда для педагога – когда он имеет продолжение в своих учениках. Каждый год с нашего отделения в профильные учебные заведения поступают по несколько ребят. В последние – Виктория Сосинович, Наталья Задаля, Александр Ермак, Артем Григорьев. Отучились и вернулись в родную ДШИ на работу В.А.Крицук, А.Г.Хомич, да и я в свое время была учащейся нашей альма-матер и безумно благодарна своим педагогам С.П.Захаровой и С.М.Терпицкому, которые дали навыки и знания, сагитировали профессионально заняться музыкой. И хотя в раннем детстве мне хотелось стать медиком, сейчас рада, что пришла когда-то в музыку, осталась с ней и ни разу за 24 года об этом не пожалела. Да, считаю себя учителем. Эта профессия – моя. Радуют ученики, если бы не было отдачи, не было бы смысла и удовлетворения, а так чувствуешь, что ты в них вложил душу и получил результат, а это дает импульс в дальнейшей работе. Но главное – в профессии могу себя реализовать творчески, нахожусь все время в музыке, в поиске, движении, динамике, конечно, только вместе с нашим дружным и прекрасным коллективом – С.П.Захаровой, В.В.Мельниковой, Г.Н.Цыган, О.А.Пальчинской, Г.М.Чичко, А.Г. Хомич, В.А.Крицук.
Татьяна Николаевна Янова, зав. струнно-смычковым отделением:2600
– Считаю, что с учителями общеобразовательных школ мы находимся на равнозначной ступени. У нас идут индивидуальные занятия, мы работаем с каждым ребенком, изучаем его: знаем привычки и предпочтения, занимаемся воспитанием, даем дополнительное образование, прививаем вкус. И вообще музыка, игра на инструменте многое дают детям. Они развивают как моторику, так и память, логику. Помимо освоения музыкальных инструментов, наши ученики получают немало информации о композиторах, музыке, ее истории, скрипичном искусстве в частности. Стараемся исполнять красивые классические произведения, ведь именно они воспитывают вкус. Иногда привожу пример: рок-концерт и классика. После первого молодежь выходит слегка неадекватная, возбужденная, склонная к противоправным поступкам. И вы никогда не увидите поклонников Баха, бьющих поклонников Шопена. Такого просто в принципе не может быть. Это – по-другому воспитанные дети. Когда в школе проходят концерты классической музыки, приезжают самые разные музыканты, мы стареемся собирать как можно больше ребят, чтобы еще больше привлечь их к искусству.
Учитель должен относиться к детям с добром, он прежде всего – человек. Мы с ними в классе так и работаем: малышей берем под свою опеку, интересуемся их успехами в школе, все – с добротой, человечностью, отзывчивостью. Наш труд оценивают по тому, как дети выступают на сцене и их слушают зрители. На отделении работает образцовый ансамбль скрипачей, очень часто выступаем как на выездах, так и на городских мероприятиях. В следующем году будем подтверждать свое звание образцового.
Всего на струнно-смычковом отделении занимается 36 детей, с которыми трудятся трое педагогов. Со второй четверти наш коллектив пополнится молодым специалистом Вероникой Полевода. Практически каждый год готовим к поступлению выпускников, в этом будут пробовать в музыке свои силы две скрипачки.
Сама я родилась и училась в Минске, приехала в Клецк по распределению и задержалась вот уже на 35 лет. Мама привела в музыкальную школу, когда мне было 5 лет. Сама она бухгалтер и считала, что музыка – это что-то волшебное и высокое, старалась приобщить меня к этому чудесному миру. И у нее все получилось. Очень строгий педагог, 3-4-часовые ежедневные занятия, возможность частого посещения оперного, музыкального театров, филармонии – и к 8 классу я уже не представляла, чем еще могу заниматься кроме скрипки. Профессия была предопределена.

Оксана Петровна Дудук, зав. народно-струнным отделением:2689
– День учителя – наш праздник, мы работаем с детьми, передаем все навыки и знания, которые получили когда-то сами, воспитываем их. В свое время я стала заниматься в Доме пионеров в кружке у Натальи Романовны Феткевич, потом перевелась в музыкальную школу по классу цимбал, где получала образование. С удовольствием училась, а когда педагог предложила поступать в Минское училище культуры по классу цимбал, согласилась. Эту идею особенно поддержал мой папа, сам тогда работавший в сфере культуры. Закончила училище, вернулась на работу в Клецкую ДШИ, в тот класс, где сама училась. Пришла работать со своими же учителями, которые стали для меня коллегами. Наталья Романовна была в школе моей «мамой»: она вводила в профессию и в коллектив. Все нынешние учителя-цимбалисты – ее воспитанники, она из нас всех взрастила педагогов. Мы не ощущали, что молоды и неопытны, поскольку Н.Р.Феткевич всегда поддерживала и настраивала на лучшее. Сегодня нас на отделении – трое, еще один учитель – на филиале в Синявке. Помимо класса цимбал работает класс гитары, который открыли в 2002 году, что привлекло дополнительное количество учеников, занимается с ними Татьяна Ивановна Довгополова.
Цимбалы – белорусский народный инструмент. И когда мы проводим мероприятия в школах, а с их учителями работаем очень тесно, выясняем, что процентов 50-60 детей не знакомы с ним. Поэтому в плане агитации приходится постараться вдвойне, чтобы привлечь учеников. В этом году планируем открыть филармонический зал исключительно цимбальных концертов, у нас есть что показать. Чего только стоит ансамбль "Звоночки", куда включаем ребят прямо со второго года обучения. Состав хороший, в следующем году это будут выпускники – Светлана Плешко, Дарья Крицук, Юлия Мулявко, Мария Антонович, но у нас есть младший состав, смена им. Их выезды всегда результативны, "Звоночки" стали лауреатами 2 степени фестиваля "Весенний фест" в г.Жодино, республиканского конкурса "Львенок" в г.Лида, 1-ой – фестиваля "Радуга" в Новогрудке, дипломантами областного конкурса "Сымон-музыка" в г.Столбцы. Очень важно на отделении иметь коллектив. Ансамблевое музицирование – это общение детей, их взаимодействие, где проявляется их ответственность и за себя, и за всю группу. На концертах такие коллективы смотрибельны, слушаемы, полезны в целях пропаганды инструмента. Еще при отделении работает творческий дуэт цимбалистов – И.В.Шалик и И.И.Семашкевич. Они – участники различных районных мероприятий. Гордимся мы и своими выпускниками, которые продолжают обучение в профильных учебных заведениях: Алена Свиридова уже работает в нашей школе, Анна Драчан – в Минской музыкальной, Екатерина Логан – учится в Барановичском музколледже. Такие результаты – совместный труд учителей, ребят и их родителей. Когда-то и я в переломный момент хотела оставить музыкальную, но благодаря отцу и Наталье Романовне, которые переубедили в моем намерении, не просто получила музыкальное образование, но и даю его сегодня детям. И несказанно этому рада. Быть педагогом в ДШИ для женщины – здорово, в некоторой степени престижно. Когда ты занимаешься любимым делом, получаешь достойную заработную плату, то стремишься еще к большему творчеству. Мне часто говорят: как тебе в жизни повезло – каждый рабочий день – это концерт. Действительно. Но это еще и огромный труд – мы серьезно готовимся к урокам, к каждому ребенку находим индивидуальный подход, и положительно то, что мы работаем с ним один на один.
Галина Хасеньевна Винель, зав. фортепианным отделением:2709
– Сегодня школам искусств сложно конкурировать с компьютерами и интернетом, но если родители адекватно понимают важность занятий музыкой, игры на инструментах для развития их детей как личности, раскрытия души ребенка, в которую мы вкладываем все самое хорошее, положительное и светлое, что потом в жизни его раскрывает и формирует интеллигентом, обязательно приводят в ДШИ. На моих занятиях всегда работают дети вместе с их детьми. Дети-музыканты всегда отличаются от своих сверстников, они более раскрепощенные, любознательные, развитые. Наши воспитанники, как правило, впереди и в общеобразовательной школе. Мои родные младшие Алина и Саша музыкой занимались вообще с 4 лет. И когда у них спросили, не было ли по этой причине потерянного детства, ответили, что музыка и стала их детством. Наверное, благодаря этому они научились планировать свое время, всегда ставить цели, которые достигают. И признание их призерами спецфонда Президента Республики Беларусь – одно из доказательств тому. Мое самое большое достижение в профессии – это мои ученики, среди которых и трое собственных детей. Вот, Алина и Саша поступили в Академию музыки, которую в свое время закончила моя старшая дочь Елена, уже выпускница магистратуры, теперь – концертмейстер оркестра под управлением М.Финберга. Но и у нас на отделении, где работают педагоги Светлана Павловна Казак, Вера Павловна Новикова, Ольга Георгиевна Нефедова, Татьяна Сергеевна Бобылева, Вероника Вячеславовна Ковальчук, много талантливых детей, в которых их учителя стараются вложить все самое хорошее и важное, воспитывают их вкусы, формируют в некоторой степени мировоззрение. Ведь каждый из преподавателей музыки – личность, индивидуальность. Они не просто учат, но и концертируют, готовят ребят к участию в конкурсах. Вот в "Дзяржынскім куфэрку" Аня Скринник стала дипломантом, в "Музыкальных искорках" (придуман нашей семьей, но существует благодаря совместным усилиям ДШИ, районной власти и собирает участников со всей республики и стран СНГ) также дипломантами названы Виктория Чеплюк – номинация "Творческий дебют", Полина Груша – за исполнение белорусского произведения, фортепианный дуэт Аня Скрынник и Владислав Додь – лауреаты 2 степени. Они еще дипломанты и лауреаты множества других.
Чтобы добиться успеха в работе, нам, учителям-музыкантам, нужно проявлять уважение к ученикам и их родителям.

И когда выпускники через много лет с тобой здороваются в городе, общаются – это дорогого стоит. А еще, если и из других городов звонят поздравить с праздниками, понимаешь, что твоя деятельность нужна.
Маргарита Ивановна Павловская, зав. хореографическим отделением:2720
– Мы – педагоги ДШИ – занимаемся учительством в рамках воспитания эстетически развитой личности. Дополнительное образование, которое даем ребятам, для них играет тоже немаловажную роль в жизни. В частности, хореография учит не только осознавать и понимать что-то прекрасное, в первую очередь, развивается терпение, трудолюбие, творческий потенциал и, безусловно, образно-ритмические движения: через пластику ребенок познает окружающий мир и, в принципе, он этим самовыражается. А какую пользу для здоровья несут физические нагрузки!
Я сама с детства посещала хореографические кружки, потом закончила училище, затем – БГПУ им. М.Танка, где получила специальность "преподаватель МХК, ритмики и хореографии, искусствовед". Но всю жизнь занимаюсь танцами, в ДШИ – с 1998 года.
Наше отделение самое многочисленное, на теперешний момент собрало около 90 детей. В этом году пришло немало первоклашек. Мы были вынуждены сделать две группы, но и те перегружены учениками, кстати, некоторые из них занимаются сразу на нескольких отделениях ДШИ. К тому же работают хореографические филиалы в Домоткановичах, Синявке, Озеречье. В последнем преподает уже моя ученица Елена Владимировна Столярова, добившаяся в своем молодом возрасте грандиозных успехов на престижном конкурсе в Солигорске "Хореограф и я", а еще – на фестивале в Италии! Гордимся мы и результатами работы педагога отделения Татьяны Николаевны Гончар, юные танцоры которой произвели настоящий фурор на "Карагоде сяброў". А лично я удовлетворена тем, что мои воспитанники и сегодня не расстаются с танцами: Иван Зуйкевич – участник коллектива "Белые Росы", на профессиональной основе занимаются хореографией Ольга Демух, Настя Савош, Артем Слетин, Виталий Левшик, Мария Карпова, Рената Курко, Татьяна Аскерко, Галина Свиридович, Ольга Кирик, Татьяна Рус, Кристина Шиш и многие другие. Отмечу, что если бы у них не было огромной трудоспособности и желания, ничего бы не получилось. В танцах должно работать правило пяти "Т": талант, творчество, трудолюбие, терпение, трудоспособность. Нет детей неспособных, не у всех все сразу получается, но это развивается. И наша цель – привить любовь к прекрасному у воспитанников, научить их думать логически, ведь хореография сродни математики, хорошо развивает координацию, образное мышление. С детьми иногда сложно, но педагоги находят общий язык: они учат нас, мы – их. Ребят надо заинтересовывать где-то игрой, где-то словами, где-то примером. Они все подмечают, копируют, повторяют. Хотелось бы им пожелать, чтобы их каждый новый учебный год был долгожданным, а завершался лишь успехами.
Александр Павлович Леонович, зав. духовым отделением:2725
– На нашем отделении трудятся талантливые и грамотные педагоги Борис Эдуардович Змачинский (класс валторна), Юрий Иосифович Савицкий (саксофон), Сергей Иванович Довгополов (тенор-баритон), Руслан Александрович Карсюк (труба). Общий контингент учащихся вместе с филиалами в Синявке и Озеречье – 62 воспитанника. Кроме учебы и академических концертов наши ребята самое активное участие принимают в областных и республиканских конкурсах. Юрий Москаленко, Илья Рогальчук, Федор Бубенчик, Семен Шуляковский успешно выступили в конкурсе памяти Янковского "Золотая труба" в г.Столбцы и стали лауреатами 2 степени, Юра – также в областном конкурсе "Заслаўскі сшытак" и получил диплом 1 степени, на фестивале-конкурсе "Праздник саксофона-2015" и "Лидскі вянок" – дипломы 3 степени. Много лет я руковожу образцовым духовым оркестром, главной задачей которого в этом году является подготовка к областному фестивалю духовой музыки "Майский вальс" и подтверждение своего звания. Мы принимаем участие в мероприятиях различного уровня. Основные функции коллектива – популяризация духовой музыки, повышение профессионального уровня музыкантов, открытие новых талантов.
Заинтересованы мы и направляем свою деятельность в профориентационном плане, что дает свои плоды. В этом году студентами музыкальных учебных заведений стали Федор Бубенчик, Илья Рогальчук. Мы гордимся своими бывшими выпускниками Павлом Казаком, Павлом Змачинским, Алексеем Алисевичем, Дмитрием Жуком, Евгением Зайцем. Наша задача – подготовить достойную смену, выявить таланты и дать им дорогу в музыкальную жизнь, что возможно только вместе с их родителями.
Свою работу стараемся выполнять грамотно, что видно и отражается на ее результатах. В нашу школу дети идут с удовольствием, есть прекрасный оркестр, о деятельности которого – судить горожанам. Самая первая цель отделения – дать начальное музыкальное образование желающим, а лучших – подготовить к поступлению в профильные учебные заведения.

Беседовала Ирина Шаг.
Фото автора и Александра Абрагимовича.

Отправить комментарий