Каких математиков вы знаете? Мне приходят на ум Н.И.Лобачевский, К.Ф.Гаусс, П.Ферма. Из женщин – С.В.Ковалевская и... В.Н.Бурак. С Валентиной Николаевной знаком лично. Конечно, смело вот так взять и поставить сельского учителя математики в один ряд, например, с одним из создателей неевклидовой геометрии. Но с какой стороны посмотреть. Не будь педагогов, труды "великих" являлись бы достоянием одних посвященных. А люди этой профессии помогают каждому школьнику хотя бы отчасти проникнуть в тайны цифр и формул. Так ли мало? При желании сложнейшую из наук можно продолжить познавать уже в стенах университета.
Подобным образом и поступила выпускница Заостровечской СШ в конце 70-х. Валентина Николаевна Бурак получила образование в Минском государственном педагогическом институте. В 1982 году держа в руках диплом математического факультета МГПИ им. М.Горького, наша землячка оказалась на распутье карьерных дорог. С одной стороны, была возможность учиться в аспирантуре. После чего, с ее любовью к науке, наверняка, открылись бы другие, еще более амбициозные перспективы. Однако был сделан иной выбор: Валентина Николаевна приняла решение вернуться по распределению в Клецкий район. С того дня, как она посвятила себя школьной педагогике, прошло более 33-х лет. Первым местом работы молодого специалиста стала Колкинская "восьмилетка". А в 1985 году знакомой с детства Заостровечской СШ выпала роль второго учреждения образования в трудовой биографии В.Н.Бурак, и пока таковым остающегося.
– Долгое время учителя, которые дали мне путевку во взрослую жизнь, являлись моими коллегами, помогали состояться в профессии, – с благодарностью говорит Валентина Николаевна.
Спустя десятилетия многое поменялось. Но и сейчас, приходя на работу, наша землячка то и дело вспоминает безмятежное детство, проведенное в школе.
– Девочки, с подоконника скок! – по-доброму пожурила старшеклассниц моя собеседница, пока мы направлялись в кабинет математики. Кто знает, может, юные барышни в тот момент показались ей похожими на ее саму в их возрасте. Но долг педагога, как воспитателя, конечно же, обязывал сделать замечание.
В некоторых ситуациях проявляя уместную строгость, учитель, по мнению Валентины Николаевны, должен любить и опекать детей, быть с ними рядом не только в радостные, но и в не очень приятные для ребят минуты.
– Чтобы лучше понять воспитанников, иной раз стараюсь стать с ними на одну ступень, – рассказывает о своих подходах в работе В.Н.Бурак.
Школе она отводит очень значительное и особенное место. Как математик Валентина Николаевна по привычке оперирует цифрами:
– Сейчас, когда дочь повзрослела и стала самостоятельной, посвящаю педагогике, наверное, 90 процентов своей жизни. Оставшиеся 10% приберегаю на какие-то личные дела.
Учитель любит по-своему всех воспитанников. Старается помнить их по именам, и счастлива, когда они ей звонят и поздравляют с праздниками.
Надеемся, что эти газетные строчки станут еще одним подарком для Валентины Николаевны Бурак в дополнение к Почетной грамоте райисполкома, которую педагог получит завтра в День Труда.
Юрий Мыслицкий. Фото автора.
Отправить комментарий