Коррупция – одна из наиболее острых проблем, существующих в обществе. Она ущемляет права и интересы граждан, подрывает их доверие к власти, дестабилизирует экономику, оказывает разрушительное влияние на демократию и правопорядок в стране. Поэтому проблема борьбы с коррупцией требует постоянного внимания со стороны государства. В частности, в ушедшем году прокуратурой Клецкого района в связи с осуществлением надзора за исполнением законодательства о борьбе с этим негативным явлением проведено 6 проверок, по результатам которых внесено 5 представлений, вынесено 7 предписаний, одно физическое лицо официально предупреждено, по актам прокурорского реагирования 6 физлиц привлечены к дисциплинарной ответственности. Приведенные цифры говорят о том, что данная проблема актуальна и для нашего района. В связи с этим на недавно прошедшем семинаре с руководителями организаций, работниками кадровых служб, главными бухгалтерами предприятий района, председателями и управляющими делами сельисполкомов обсуждался вопрос о применении Закона Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» от 15 июля 2015 года, вступивший в силу в январе текущего. За комментариями его нововведений «ДНП» обратилась к Валерию Викторовичу Коробко, прокурору Клецкого района старшему советнику юстиции.
– Глава государства поставил задачу обеспечить чистоту управленческого аппарата. Те, кто скомпрометировал себя совершением противоправных деяний, не должны назначаться на руководящие должности. Что в этом направлении предусматривает новый Закон?
– Он содержит ряд концептуальных новаций, направленных на то, чтобы государственные должности занимали лица, для которых противоправные формы поведения неприемлемы. В ранее действующем законодательстве не содержалось безусловных оснований для отказа в приеме на работу на руководящие должности. Поэтому даже на госслужбу могли приниматься люди, ранее привлекавшиеся к уголовной ответственности, со снятой или погашенной судимостью, что создавало условия для совершения коррупционных и иных правонарушений. Один из основных блоков Закона – нормы, направленные на недопущение приема на государственную службу, назначения на руководящие должности лиц, ранее совершивших противоправные деяния (в том числе коррупционного характера), несовместимые со статусом госслужащего. Запрещается принимать и тех, кто совершил тяжкое или особо тяжкое преступление против интересов службы либо таковое преступление, сопряженное с использованием ими служебных полномочий. Данный запрет не зависит от факта погашения судимости, т.е. имеет бессрочный характер. В целях обеспечения единых подходов к вопросам ответственности должностных лиц понятие "должностное лицо, занимающее ответственное положение" в Законе и в ч.5 ст.4 УК закрепляется в единой формулировке. Такой подход обусловливается тем, что со стороны государства усиливается контроль за финансовым и имущественным положением вышеназванной категории граждан, их супругов и совместно проживающих близких родственников. Перечень должностных лиц, занимающих ответственное положение, учитывает, что именно государственные должностные лица указанных в нем категорий принимают стратегические решения в экономической и политической сфере жизнедеятельности; выполняют функции государственного управления, уголовного преследования и осуществления правосудия; имеют значительные полномочия по распоряжению госимуществом, активами государственных и иных организаций.
– Закон запрещает повторное трудоустройство на государственную службу только совершивших коррупционные преступления?
– Помимо осужденных за тяжкие и особо тяжкие преступления против интересов службы, исходя из морально-этических стандартов запрещается повторное трудоустройство на госслужбу осужденных по ряду иных преступлений, сопряженных с использованием служебных полномочий. К таковым, в частности, относится создание преступной организации либо участие в ней; торговля людьми; незаконный оборот наркотических средств; разжигание расовой, национальной или религиозной вражды; создание либо участие в преступной организации; хищение огнестрельного оружия, боеприпасов или взрывчатых веществ. В целом же к тяжким и особо тяжким преступлениям, сопряженным с использованием должностным лицом своих служебных полномочий, относятся 13 составов преступлений, предусмотренных УК.
– В обществе активно обсуждается вопрос о снижении социальных гарантий для таких должностных лиц.
– Действительно, в целях ужесточения правовых последствий привлечения к уголовной ответственности за тяжкие и особо тяжкие преступления вышеуказанных категорий лиц Закон устанавливает, что таким госслужащим пенсии за выслугу лет в соответствии с законодательством о государственной службе не выплачиваются. В этом случае она будет назначаться по возрасту на общих основаниях.
– Какие правовые последствия предусматриваются для уволенных по дискредитирующим обстоятельствам?
– Они зависят от того, на какую должность назначается работник. Закон закрепляет норму, влекущую временное (до истечения пяти лет со дня увольнения по дискредитирующим обстоятельствам) ограничение для назначения на руководящие должности лиц, включенных в кадровые реестры Главы государства, Совета Министров Республики Беларусь, областных (Минского городского) исполнительных комитетов, районных, городских исполнительных комитетов, местных администраций районов в городах. Назначение же лиц, уволенных по дискредитирующим обстоятельствам, на руководящие должности в организации государственной и частной формы собственности в течение пяти лет после увольнения возможно только при условии согласования назначения с председателем исполнительного комитета, главой администрации г.Минска (города областного подчинения), на территории которого находится организация.
– Почему Закон устанавливает именно пятилетний срок ограничения в назначении на руководящую должность?
– Такой срок ограничения вводится исходя из того, что по уголовному законодательству именно таков максимальный срок уголовного наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Безусловно, правовые последствия для уволенного за совершение дисциплинарного проступка, не могут быть хуже, чем для осужденного за совершение преступления.
– Как трактуются понятия "руководящая должность", "дискредитирующие обстоятельства"?
– Применительно к Закону эти понятия используются в значениях, закрепленных Декретом Президента Республики Беларусь от 15 декабря 2014 г. №5 "Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций". Так, дискредитирующими обстоятельствами признаются основания увольнения, предусмотренные п.6 данного Декрета. В этом ракурсе отмечу, что Закон устанавливает новые основания привлечения руководителей госорганов и иных государственных организаций к дисциплинарной ответственности. Несоблюдение порядка приема лиц на государственную службу, выдача характеристик, содержащих заведомо недостоверную информацию о работниках, относятся к грубым нарушениям служебных обязанностей, за которые руководителя можно привлечь к дисциплинарной ответственности вплоть до освобождения от занимаемой должности.
– Не изменились ли подходы к ограничениям, связанным с совместной работой супругов, близких родственников или свойственников?
– В понятия "совместная работа", "непосредственная подчиненность и подконтрольность" Закон не привносит чего-либо нового. Полагаю, не следует менять сложившиеся в правоприменительной практике подходы, в том числе путем снятия или смягчения существующих ограничений. Это не будет соответствовать задачам усиления борьбы с коррупцией. В настоящее время вышеупомянутые понятия применяются в актах трудового законодательства (например, ст.27 Трудового кодекса Республики Беларусь), законодательства о государственной службе (ст.33 и 40 Закона Республики Беларусь от 14 июня 2003 года №204-З "О государственной службе в Республике Беларусь"), т.е. действуют уже не один год. Прокуратура как орган, уполномоченный на организацию работы по противодействию коррупции, наработала практику их применения. В целях обеспечения системности правового регулирования формулировку, которую содержат названные акты, законодатель дословно перенес в Закон. Предусматриваются лишь редакционные изменения. В частности, предлагается распространить такие ограничения на должность заместителя руководителя государственной организации (обособленного подразделения) и уточнить перечень близких родственников и свойственников, которым запрещается совместная работа. К числу близких родственников отнесены в том числе усыновители (усыновленные) и удочерители (удочеренные).
– Изменились ли подходы к возможности заниматься государственным служащим преподавательской и научной деятельностью?
– Нормы Закона усиливают противодействие коррупционным проявлениям и не изменяют сложившихся в правоприменительной практике подходов к определению условий занятия указанными видами деятельности. Государственным служащим, сотрудникам Следственного комитета Республики Беларусь, Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь, военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, а также руководителям, их заместителям, главным бухгалтерам государственных организаций и организаций, в уставных фондах которых 50% и более долей (акций) находятся в собственности государства и (или) его административно-территориальных единиц, запрещается заниматься иной оплачиваемой работой, не связанной с выполнением служебных (трудовых) обязанностей по месту основной работы, кроме педагогической, научной, культурной, творческой деятельности, медицинской практики. Для обеспечения единых подходов при реализации данного права Закон предусматривает внесение изменений в Закон Республики Беларусь от 14 июня 2003 года №204-З "О государственной службе в Республике Беларусь", в частности в подп.1.5 п.1 ст.22: указанные виды деятельности в рабочее время могут осуществляться по согласованию с руководителем государственного органа, в котором служащий занимает государственную должность, или уполномоченным им лицом.
– В СМИ достаточно часто появляются сообщения о злоупотреблениях корыстного характера должностных лиц в ходе процедур закупок. Содержит ли Закон нормы, усиливающие ответственность за нарушения в данной сфере?
– В последние годы сфера государственных закупок привлекает все больше внимания руководства страны, представителей общественности, средств массовой информации, что связано, в частности, с коррупционными проявлениями. Существенная часть денежных средств налогоплательщиков расхищается, уходит на так называемые откаты. Государственные закупки, производимые по завышенным ценам, – основной механизм хищения бюджетных средств. В последние годы также наметилась тенденция к увеличению числа закупок. Статья 4 Закона Республики Беларусь от 13 июля 2012 года №419-З "О государственных закупках товаров (работ, услуг)" в качестве одного из основных принципов осуществления закупок определяет предотвращение коррупции, чему должна способствовать гласность и прозрачность процесса, справедливое и беспристрастное отношение к потенциальным поставщикам (подрядчикам, исполнителям). Однако, как свидетельствует контрольно-надзорная и следственно-судебная практика, в ходе процедур закупок допускается значительное количество нарушений законодательства, в том числе связанных с коррупционными рисками. В целях персонификации ответственности за возможные негативные последствия, наступившие в результате осуществления процедур госзакупок, Закон предусматривает внесение изменений и дополнений в КоАП и названный выше Закон. Норма об административной ответственности теперь имеет формальный и материальный составы. При этом персонификация ответственности достигается путем ее индивидуализации в зависимости от повторности нарушения или его последствий. В случае привлечения к ответственности за нарушения, не повлекшие значительных негативных последствий, устанавливаются более мягкие санкции, чем предусматривает действующая редакция части 4 ст.11.16 КоАП. Новая часть 5, дополнившая его ст.11.16, закрепляет повышенную ответственность в виде штрафа до 100 базовых величин за нарушения, совершенные повторно и (или) повлекшие дополнительное расходование бюджетных средств либо снижение количественных и качественных характеристик поставляемых товаров, работ или услуг. Расширяется субъектный состав лиц, которые могут привлекаться к административной ответственности за нарушения в сфере государственных закупок. Помимо должностных лиц и индивидуальных предпринимателей, к таким лицам Закон относит членов комиссий, созданных для проведения процедур госзакупок.
– Действующая редакция части 4 ст.11.16 КоАП закрепляет, что за указанные в ней нарушения привлечь виновное лицо можно лишь в случае, если в этих деяниях нет состава преступления.
– Действительно, в настоящее время меры административной ответственности за нарушения законодательства о государственных закупках применяются лишь после решения органа уголовного преследования об отказе в возбуждении уголовного дела по данному факту. Это связано с указанием в действующей норме на отсутствие состава преступления как условия административной ответственности. В результате значительно повышаются временные и процессуальные издержки. В новой редакции этой статьи данное условие отсутствует. Теперь виновных лиц можно привлекать к ответственности за не повлекшие значительных негативных последствий нарушения непосредственно после их выявления. Как видим, упрощается порядок рассмотрения материалов, что позволит более эффективно привлекать к ответственности лиц, нарушивших законодательство о государственных закупках.
– Как повлияла общественность на характер внесенных в Закон изменений?
– Результаты обсуждения, как и многочисленных научно-прикладных исследований, показывают, что развитие общественного контроля – одна из важных профилактических антикоррупционных мер. Закон не только закрепляет дополнительные меры борьбы с коррупцией, но и реализует отдельные инициативы граждан, поступившие во время общественного обсуждения проекта. В частности, вводится институт общественного контроля в сфере борьбы с коррупцией, закрепляются формы участия граждан в такой деятельности (в том числе участие в разработке проектов нормативных правовых актов в сфере борьбы с коррупцией и в работе комиссий по противодействию коррупции).
Отправить комментарий