В заголовке многие, конечно, узнали название одного из величайших документальных фильмов в истории. Его создатель – советский режиссер Дзига Вертов. Этот человек являлся основателем и теоретиком неигрового кино. Он был первым. Позже у него появилось много последователей. Есть в их числе и наши земляки. Уроженец деревни Голынка С.М.Бобко, можно сказать, – наш клецкий Дзига Вертов. Сергей Михайлович окончил курсы ассистента оператора во Всероссийском государственном институте кинематографии (ВГИК), стажировался на "Мосфильме" и какое-то время работал на "Беларусьфильме". Хронометраж "документалок", снятых им, исчисляется не одной сотней минут.
– Это и короткометражки еще моей школьной поры, и неигровое кино, которое я снимал, вернувшись жить в Клецкий район. Например, лента о партизанском отряде "Соколы" и его командире Кирилле Прокофьевиче Орловском.
Сергей Михайлович запечатлел на пленку знаковые события и будни местного колхоза, жизнь деревенских жителей, эпизоды из занятий любительской киностудии, которую сам же и создал при Голынковской школе. К сожалению, все эти бесценные кадры можно считать навсегда утерянными.
– Мой дядя профессионально занимался фотографией и съемками. Однажды решил отправить ему свои работы на рецензию в Самару, где он жил. О судьбе фильмов я ничего не знаю с тех пор, как родственника не стало.
Выбор Сергеем Михайловичем будущей профессий похож на историю мальчика Сальваторе из картины "Новый кинотеатр "Парадизо" Джузеппе Торнаторе. С.М.Бобко с детства влюбился в кинематограф. Его симпатии разделяли все односельчане, для которых каждая лента была настоящим событием. Но в случае с моим собеседником эта страсть не ограничилась одними походами на сеансы, а получила продолжение. Директор местной школы Н.О.Перволоцкий сыграл в жизни Сергея Михайловича примерно такую же роль, какую киномеханик Альфредо в судьбе Сальваторе. Именно Николай Осипович научил нашего земляка управляться с камерой "Красногорск" (на фото), операторским приемам. Параллельно юноша увлекался фотографией.
– Я мыслю визуальными образами, а не абстракциями. Поэтому всегда и смотрел на большой экран с восхищением, не отрываясь, – признался необычный сельский житель.
Еще в школьные годы С.М.Бобко стал заглядывать в проекционную, а до выпускного начал и сам организовывать показы картин. В Голынке он продолжал работать и поступив в Ленинградский кинотехникум на специальность "Оборудование киноустановок".
После окончания учебного заведения недолго трудился в Несвиже, потом переехал в Минск, а там в качестве инспектора проверял состояние фильмов, идущих в прокате.
Сергей Михайлович занимался этим около года. Но его тянуло самостоятельно создавать картины, а не держать в руках уже готовые ленты. Первый шаг к своей мечте наш земляк сделал, когда устроился реквизитором на "Беларусьфильм". И сразу же попал на съемки легендарной музыкальной киносказки Леонида Нечаева "Про Красную Шапочку".
С.М.Бобко вспоминает работу над картиной в павильонах и в Калининграде на Куршской косе.
– Там, кстати, снимали и "Белое солнце пустыни", – сообщил интересную подробность собеседник.
Во время производства фильма "Про Красную Шапочку" Сергей Михайлович познакомился с Владимиром Павловичем Басовым, Николаем Николаевичем Трофимовым и многими другими советскими актерами. Тот период своей жизни уроженец Голынки вспоминает с теплотой.
После этого опыта С.М.Бобко приняли в отдел кинохроники ассистентом кинооператора. Он стал помощником известного белорусского документалиста А.И.Алая.
– Анатолий Иванович был парторгом, поэтому нам часто доверяли съемки фильмов о самых разных партийных мероприятиях.
Рядом с мэтром Сергей Михайлович многому научился, овладел техникой операторской работы. Шанс еще лучше понять это искусство ему представился на курсах во ВГИКе. Полгода наш земляк впитывал знания на лекциях самых лучших советских специалистов. Итогом стала 2-месячная практика на "Мосфильме". А там С.М.Бобко ждало еще одно памятное событие: в качестве ассистента режиссера он стал очевидцем съемок известной картины А.А.Алова и В.Н.Наумова "Тегеран-43". В ленте был занят французский актер Ален Делон, правда, воспоминаний о нем у Сергея Михайловича осталось немного. Слишком короткой оказалась его встреча со звездой "Леопарда" и "Трех шагов в бреду". За время практики на знаменитой киностудии С.М.Бобко познакомился с Олегом Ивановичем Янковским.
После "Мосфильма" наш земляк вернулся в Беларусь и снова окунулся в работу над кинохроникой: правительственные съемки, торжественная встреча белорусских космонавтов. Несколько раз уроженец Голынки участвовал в рабочих поездках Петра Мироновича Машерова.
– Он мне показался простым человеком, совершенно не заносчивым, из народа, – вспоминает Сергей Михайлович. – Во время одного из облетов на вертолете приземлялись в Клецком районе.
С годами мечты о том, чтобы стать оператором и снять серьезное кино, начали таять. Несколько попыток поступить во Всероссийский государственный институт кинематографии успехом не увенчались.
Поначалу С.М.Бобко устроился инженером в столичный "Октябрь", а потом и вовсе вернулся на малую родину. В Голынке организовал любительскую студию, где обучал детей всему тому, что знал сам.
– И от этого позже пришлось отказаться, когда кинопленка стала дорогой, и все начали снимать на видеокамеры, – не без грусти отметил Сергей Михайлович. – Вспомнил еще одно свое раннее увлечение – рисование.
Собеседник поведал о необычном эпизоде из детства:
– Однажды мы с мамой и младшим братом слушали "Калыханку" по радио, и в тот день передавали сказку о слоне. Брату захотелось увидеть, как выглядит полюбившийся ему персонаж. Я изобразил его так, как он мне представлялся. Всем понравилось. Наша родительница даже рассказала эту историю в письме, которое потом отправила в редакцию радиостанции.
Вернувшись из Минска в Голынку уже в зрелые годы, и, как оказалось, надолго, Сергей Михайлович полностью посвятил себя художественному творчеству. Картины у автора не задерживаются: С.М.Бобко всегда кому-нибудь дарит работы или их покупают. Остаются только самые дорогие сердцу и замечательные рисунки на стенах, которые по понятным причинам нельзя вынести из дома.
– Сначала взялся за печи, – улыбается собеседник. – Перекрасил их в более яркие цвета. Пол тоже выглядел скучно. Решил вырезать специальные трафареты и нанести узор прямо на доски.
Псевдоковер – одно из самых оригинальных творений Сергея Михайловича, который и выбивать не нужно. Практично.
– Чтобы его "выбить" нужно срывать сразу 8 половиц, – шутит мой респондент. – По мере необходимости просто покрываю рисунок лаком.
Этим летом наш земляк будет выполнять заказ на серию картин от жителей Минска.
– Привезут полотна и масляную краску. Все необходимое для работы. Но лично мне больше нравится рисовать эмалью для пола(!).
Оторваться от живописно оформленных стен дома жителя Голынки стоит хотя бы для того, чтобы рассмотреть декоративные фигурки во дворе.
– Все это я тоже сделал сам. У всей этой красоты есть и вполне практическая функция, – объяснял назначение своих произведений Сергей Михайлович. – Они отпугивают гусей, которые однажды повадились перелетать на речку через наш участок. Если Ньютону с яблони в один прекрасный день свалилось на голову яблоко, то мне – увесистая птица. Это уже никуда не годилось. С того все и началось.
Так гуси поучаствовали не только в спасении Рима, но и способствовали появлению оригинальных резных фигурок.
Старенький киноаппарат "Красногорск" в натруженных сельских руках С.М.Бобко сейчас выглядит, как какой-то инородный предмет. А когда-то именно с ним были связаны большие профессиональные надежды нашего талантливого земляка. Остались воспоминания о насыщенной творческой жизни и интересных людях, с которыми сводила судьба.
Юрий Мыслицкий.
Фото Евгении Семенчук.
Отправить комментарий