Сейчас загружается

18 сентября – День работников леса

%d0%bb%d0%b5%d1%81%d1%85%d0%be%d0%b7Урагана такой силы в Беларуси не припоминают даже старожилы. Хотя, казалось, уж больших буреломов, чем сотворили шквалистые ветры на  Березинщине и Червенщине в 2009-2010 годах, и быть не могло. Однако разгулявшаяся в средине нынешнего июля непогода наломала куда больше дров: по данным Минлесхоза, площадь поврежденного леса в стране составила почти 12,8 тыс. га, в результате ликвидации ее последствий планируется заготовить около 3,5 млн куб.м древесины, в одном только Смолевичском районе, попавшем в полосу основного удара стихии, – не меньше 1,4 млн куб.м. Спасать ее взялись, как принято у белорусов, всем миром, ведь местным лесоводам одним никак не управиться с "навеянными ветрами" объемами работ. Не остались в стороне от ликвидации последствий такой вот недоброй шутки природы и труженики ГЛХУ "Клецкий лесхоз". Буквально через несколько дней – в 20-ых числах июля – их первый трудовой десант высадился на отведенной в Драчковском лесничестве для разработки лесосеке площадью свыше 150 га. И сейчас практически за 250 км от родных пенат на ее расчистке задействованы около полусотни наших лесоводов, туда переброшено свыше 70% имеющейся в арсенале лесхоза техники. В самую гущу событий в канун профессионального праздника работников леса отправилась и корреспондент "ДНП".

Напряженность ритма работы прочувствовала с первых минут знакомства с главным механиком предприятия Вячеславом Орловым, который взялся доставить меня на передовую дислокации клецких лесоводов. Не выпускал он из рук мобильный телефон ни на минуту: звонили ему, набирал сам знакомые номера, чтобы оперативно разрешать производственные вопросы, скажем так, прямо на ходу. Между разговорами предупредил, – что вернемся поздно, впрочем, как обычно. Оно и понятно, неблизкая дорога, а специалисту нужно еще успеть по нескольким адресам фирм в столице, чтобы получить запчасти. Договорились так: он "забросит" меня на лесосеку, а сам отправится в Минск, и только на обратной дороге…
После очередного звонка "ГАЗель" вдруг резко притормозила у обочины за железнодорожным переездом за чертой города:
– Ну, вот, опять харвестер вышел из строя, – выслушав позвонившего, в сердцах воскликнул Вячеслав Владимирович.
Минута на раздумье, и решение принято:
– Иванович, без тебя никто так качественно не сварит. Собирайся, возвращаюсь за тобой, едем в Смолевичи прямо сейчас.%d0%bb%d0%b5%d1%81%d1%85%d0%be%d0%b7-1
Электрогазосварщик Андрей Иванович Санько оказался легким на подъем, на обратную дорогу на базу ушло совсем немного времени, и снова – в путь. Но на "светские" разговоры времени все также не оставалось. Удивляюсь, как главному механику удается удерживать в памяти столько нужной информации, быстро ориентироваться, на какой трактор какая именно нужна запчасть и где ее найти, договариваться по первому: "Выручите, пожалуйста…", "Не подскажете, где достать…", "Помогите, ремкомплект нужен уже сегодня, но оплатим при первой же возможности…"
До Минска мелькавшие за окном "ГАЗели" пейзажи были привычными, ничем особым не примечательными, а вот за Смолевичами не один раз, не удержавшись, указывала:
– О, посмотрите, что творится! Вот так сила природы: мощные сосны, словно спички, сломаны!
Мои спутники только снисходительно улыбались, они-то подобное видели не впервой. Комментировали, в каком состоянии были эти места еще месяц-полтора назад: вся трасса завалена упавшими деревьями, оборванные линии электропередач, побитые автомашины у обочин, разрушенные дома…
– Некоторые крыши были сорваны прямо со стропилами и откинуты на несколько сот метров, – рассказывает Андрей Иванович. – Вот, например, этот двухэтажный дом (показывает на домовладение с новой металлочерепицей) был полностью раскрыт, а следующий за ним одноэтажный совсем не пострадал: "высотка" взяла удар на себя. А в деревне Синие горы неповрежденных зданий практически не было. Досталось людям…%d0%bb%d0%b5%d1%81%d1%85%d0%be%d0%b72
Да, это так, некоторые жилые дома до сих пор раскрыты, но работы на них, благодаря поддержке государства, ведутся. Однако наибольший ущерб нанесен все же лесному хозяйству: отдельные массивы словно "выкошены" под корень на сотнях гектаров. Такая картина предстала взору и за деревней Дубраво: голые "столбы", кое-где с подвисшими верхушками, зеленое месиво внизу, по которому, казалось, "ни пройти – ни проехать".
– Как вы тут? – с сочувствием обращаюсь к "хозяевам" квартала №56, вышедшим на встречу приехавшим в знакомой "ГАЗели" гостям .
Без уныния, с приветливыми улыбками на все же уставших, небритых лицах, опытнейшие машинисты Сергей Анатольевич Салата, Геннадий Владимирович Шевчик и Виктор Николаевич Чирков дружно отвечали:
– Нормально. Работаем, не привыкать. Вот только бы стальные помощники нас не подводили.

А помощники-то умные. Глядя на то, как работает самоходный харвестер, по-другому и не скажешь: захватив ствол, он в течение нескольких секунд производит валку дерева, обрезку сучьев, раскряжевку и при этом складывает все части ствола. Словом, машина в состоянии выполнить основные операции на лесозаготовках. Основные, но не все. Ведь необходимо еще собрать и перевезти сортименты, а в функции харвестера это не входит. Для таких работ предназначена другая совершенно уникальная машина – форвардер, который осуществляет сортировку, сбор и вывозку сортиментов из мест, где выполняются работы по лесозаготовкам.%d0%bb%d0%b5%d1%81%d1%85%d0%be%d0%b73
На этом участке задействованы два харвестера и один форвардер отечественного производства марки "Амкодор". Однако и эта техника – мощная, современная, многооперационная – не выдерживает нагрузок, выходит порой из строя. Вот как раз одному из таких "лесных комбайнов" и понадобился "доктор", в роли которого выступил оперативно доставленный из Клецка на лесосеку опытнейший газоэлектросварщик. Мужчина времени на приветственные разговоры не тратил, сразу направился к махине, скорбно опустившей "голову" к земле. После недолгих дебатов с Вячеславом Владимировичем и машинистом, взялся за резак.
Не располагал свободным временем и главный механик, а вместе с ним, соответственно, и я: он должен был "перебросить" меня на другую лесосеку, расположенную в полутора десятках километров отсюда. И все же на то, как обустроились лесоводы, успела обратить внимание. На опушке рядом друг с дружкой установлены два комфортных передвижных вагончика: трехместные, с газовым отоплением и плитой, холодильником. Под натянутым между ними тентом – своеобразная столовая с домашними припасами на столе. Однако лесоводы готовят сами, скажем так, ради собственного удовольствия: трехразовым горячим питанием их обеспечивают местные работники общественного питания. Суть ноу-хау заключается в другом, что и пояснил старший бригады начальник лесопункта Виталий Иосифович Додь:
– Вы только представьте, сколько бы уходило на дорогу времени при трехразовом питании за 20 км от лесосеки! Мы посчитали, что это недопустимая роскошь при существующих объемах работ, поэтому с подачи руководства лесхоза и была оборудована эта стоянка. Благодаря такой организации, техника работает по 16 часов в сутки, не простаивает ни дня, потому что машинисты уезжают на выходные домой по очереди. Это позволяет ежедневно заготавливать около 300 кубов леса.
На вопрос, как же они управляются с таким "ломом", мой собеседник с легкой обидой в голосе заперечил:
– Это не лом, это – полноценная древесина, которую нужно спасти. Именно нам спасти, ведь мы занимаемся своим профессиональным делом.
Хотя, признал, выбрать деловую древесину из бурелома сложнее. Ураган шел таким образом, что большое количество деревьев не вывернуто с корнем, а сломано, что увеличивает объем работ. Сначала нужно отделить верхушку, затем произвести срез на корню оставшейся части, которая, в свою очередь, требует дополнительной обработки… Безусловно, гораздо проще вести заготовку на прямостоячих лесосеках, а тут все перекручено, перемешено, немало труда приходится затрачивать для того, чтобы просто выдернуть ствол из завала. Оттого и техника ломается чаще, не выдерживает металл – расходится "по живому", и чем дальше в лес – тем больше… проблем. На прощание Виталий Иосифович попросил поздравить коллег с предстоящим профессиональным праздником, пожелал всем выдержки и здоровья, ведь не понаслышке знает, как непросто – и физически, и морально – работать в сложившихся условиях.
Да, конечно, харвестеры и форвардеры в пострадавших лесах сейчас, без преувеличения, главные помощники в расчистке завалов. Остается только предугадывать, сколько времени понадобилось бы потратить на ликвидацию рекордного в белорусской истории ущерба лесному хозяйству, если бы все работы производились вручную, с использованием только бензопил и трелевочных тракторов. Но и без них не обойтись. Порядка 50 лесорубов были задействованы в день приезда на разработках в квартале №61 Драчковского лесничества ГЛХУ "Смолевичский лесхоз": две бригады лесопункта, представители Несвижского, Голынковского, Заостровечского и Колковского лесничеств. Руководил делами главный лесничий Борис Анатольевич Гаврис, который и рассказал, что быт работников налажен в полной мере: все расселены на базе детского оздоровительного лагеря, где имеются необходимые условия для проживания и отдыха, по дороге на делянку – в семь утра – заезжают на завтрак в столовую, обеды привозят на делянку, ужинают по возвращении на базу. Однозначно, в 8.00 работа кипит уже вовсю, завершают ее – не раньше 18.30.%d0%bb%d0%b5%d1%81%d1%85%d0%be%d0%b74
– Каждая бригада из 4-5 человек успевает заготовить порядка 30 м куб., все лесорубы вместе – около 200 кубов древесины, плюс к этому еще около 100 м куб от каждого харвестера, так что за день в сумме получается свыше 400 м куб. За полтора месяца из сотворенного ураганом хаоса только работниками нашего лесхоза спасено 14 тыс. м куб деловой древесины, всего на закрепленном участке планируем убрать 44 тыс. м куб. Спасено и отправлено на собственные нужды, экспорт либо белорусским потребителям. Значит, древесина не сгниет в завалах, не истлеет, а обязательно принесет людям пользу. Понимание этого, уверен, каждому из командированных сюда придает силы, – подчеркнул Борис Анатольевич.
Подтвердил он и то, что задействованные в смолевичских лесах, действительно самые опытные лесоводы, которые прошли "боевое крещение" еще на разработке ветровалов в Червенском и Березинском районах. Поэтому все трудятся без оглядок на нормы и продолжительность дня: работают от души, по 12-13 часов. В частности, на трелевке успешно справляются с поставленными задачами Александр Николаевич Тузин и Василий Леонидович Грибович, на вывозке – Сергей Николевич Цехан и Виктор Алексеевич Курилович, вальщики Анатолий Николаевич Карпиевич и Максим Александрович Галицкий. Всех из полусотни, конечно же, не назвать в этом материале, хотя каждый из них выполняет настоящую мужскую работу – физически тяжелую, требующую немалой выносливости и силы. В ту пятницу термометры указывали на 25 градусов выше ноля, на лесосеке – ни дуновения даже легкого ветерка. А работники в кабинах тракторов и с бензопилами – в полном боевом снаряжении: касках и не продуваемых оранжевых жилетах поверх робы, иначе нельзя – выполнению правил по технике безопасности в лесхозе придают первоочередное внимание.
Пока трелевщик вытягивает
из гущи очередную порцию бревен, лесорубы перекидываются шутками, но как только путь к очередному дереву свободен, заводят бензопилы. Казалось, буквально за несколько секунд подпила береза с диаметром ствола около 30 см тихо укладывается туда, куда направил вальщик. Вытянув ее, также ритмично ведется обрубка веток, раскряжевка хлыстов и в завершение – дообрубка сучьев. Каждая операция выполняется деловито, быстро, но основательно. Затем осуществляется вывозка бревен на площадку, погрузка на вместительные МАЗы. Там же за ноутбуком усердствует лесничий Несвижского лесничества Виктор Николаевич Бобко, который оформляет товарно-транспортные накладные на отправку деловой древесины.
И караван машин, груженных качественным "кругляком", отправляется на железнодорожную станцию в поселок Плиса, куда уже поздно вечером на обратном пути в Клецк заехали и мы. Здесь все такая же четкая организация погрузочного процесса, несмотря на давно завершившийся нормированный рабочий день. Лесоводы знают, что по понятным причинам в стране приостановлены рубки главного пользования, но у них есть возможность закрыть потребности зарубежных потребителей в столь щедрых дарах белорусского леса с поврежденных ураганом делянок, и используют данный шанс в полной мере.
В течение нынешней осени – весны следующего года
планируется провести лесовосстановление на поврежденных стихией площадях. Клецкие лесоводы оставляют после себя участки, в полной мере соответствующие техническим требованиям. Хоть сегодня-завтра можно выходить с посадочным материалом и мечом Колесова. Через десятилетие в кварталах №№56 и 61, скорее всего, уже будут шуметь листвой молодые леса. И немалая заслуга в этом, безусловно, наших лесоводов, которые не только разумно пилят и заготавливают древесину, но и помогают восстанавливать зеленые насаждения. Спасибо вам, дорогие труженики, за самоотверженную, нелегкую работу, порой без положенных выходных и обедов по расписанию, к тому же, вдали от семей и родного дома. Вы – настоящие мужчины, и профессия у вас – самая созидательная.

Ольга Русинович. Фото автора.

Previous post

О поступлении и расходовании денежных средств, поступивших в избирательные фонды кандидатов в депутаты Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь шестого созыва по Копыльскому избирательному округу №66

Next post

Как соблюдается пожарная безопасность в ООО «Клецкий энергосервис»

Отправить комментарий

Возможно, пропустили