Середина недели. Четверг. Один из дней, когда торговля идет особенно бойко. В центре Заостровечья многолюдно. Похожая картина здесь уже около двух десятков лет – сколько существует местная "толкучка". Сельчане так же привыкли к торговым рядам в своем населенном пункте, как клетчане к палаткам ипэшников по субботам.
Приближаюсь к территории рынка. Прохожие по-провинциальному приветливы: то и дело здороваюсь. Много велосипедистов. Их двухколесный транспорт увешан пакетами.
– Паглядзіце, якія агуркі свежыя. Толькі сёння сабрала з грады, – протягивает добродушная женщина разрезанный наполовину огурец. – Колькі будзеце браць? – странно отреагировала дама на мое отрицательное качание головой.
Продукт с виду действительно неплохой, но ничего "браць" я не планировал, поэтому направился дальше.
Совсем рядом – кое-что подиковиннее – арбузы. У продавца сочной бахчевой культуры работы заметно больше.
Фермеры, предлагающие заостровечанам помидоры, картофель и капусту на отсутствие клиентуры тоже не жалуются. У Олега и Ивана ассортимент схожий: торгуют овощами и фруктами. Их лотки находятся в метре друг от друга.
– Нет, что Вы, мы не конкурируем между собой, – говорит Иван, по-дружески улыбаясь Олегу. Тот ответил коллеге тем же. – Мы сюда приезжаем уже много лет, поэтому у каждого есть постоянные покупатели. Кому-то больше по вкусу его продукция, другим – моя.
На рынке и кроме нас есть еще "овощевики", но там ипэшники, а мы частники: выращиваем все на личных подворьях.
Подхожу к "ипэшникам", интересуюсь:
– Откуда ваши помидоры?
– Сами вырастили, конечно! – без запинки ответили те, любовно окидывая взглядом томаты.
Что ни говорите, а торговля – это своего рода искусство.
Свою нишу на рынке агрогородка Заостровечье занимает товар предпринимателя из Синявки – Валентина.
– Предлагаю сельчанам вещи, которые могут пригодиться им дома и в хозяйстве. Работа есть. Всем доволен, – охотно общается мужчина, несмотря на горячие протесты жены. – А что такого, я же ничего плохого не говорю, – успокоил он свою супругу. Правда, позже собеседник поправился: – Чувствуется, конечно: доходы у людей теперь не те.
Приезд корреспондента газеты не остался незамеченным никем, в том числе и администрацией: встретили – спросили, что интересует. А "ДНП" только дай повод задать вопрос.
– Территория, на которой находится рынок, принадлежит сельскому Совету, но обслуживает его участок Заостровечье Клецкого ЖКХ, – рассказала представитель местных коммунальщиков. – Ему уже больше десяти лет. Продавать свой товар у нас разрешено ежедневно и круглогодично: плати за место – и торгуй. Правда, так повелось, что массово в агрогородок "ипэшники" съезжаются (бывает около 20 предпринимателей из Клецкого и других районов) только в четверг и воскресенье. Люди привыкли к такому распорядку, планируют покупки именно на эти дни. В остальное время – работают одна-две палатки. Ганцевичское райпо каждую неделю реализует хлебобулочные изделия. На нашем рынке можно купить одежду, обувь, товары для дома, электроинструмент, стройматериалы, кондитерские изделия, живую птицу, фрукты, овощи.
По словам заостровечанки Валентины, в базарные дни здесь встретишь жителей всех окрестных деревень, а с недавних пор начали приезжать и из Морочи.
Раньше у морочанцев в этом необходимости не возникало: в их агрогородке были точно такие же торговые ряды.
О приостановлении их работы сообщили покупатели, узнавшие, что я из газеты:
– Раней ён працаваў кожную сераду, а некалькі нядзель назад яго зачынілі, – не радует произошедшее пожилую женщину.
К беседе подключился один из продавцов:
– В сельском Совете нам дали ответ, что рынок закрыли по причине "сложной эпидемиологической ситуации". Объявления с таким же текстом висят в агрогородке (фото 5). Спрашивается, какую "угрозу" мы создадим, если втроем приедем из Заостровечья и будем торговать в Морочи?
За ответом направляемся в "певческий край" Клетчины. Председатель местного сельисполкома Александр Николаевич Сосинович оптимизм не излучал.
– Есть решение райисполкома. Мне, как руководителю этого региона, тоже, конечно, хотелось бы, чтобы торговля велась, но ситуация пока такая.
Место, где был рынок, сейчас пустует.
– Раньше закупались здесь, а теперь, чтобы приобрести нужную вещь, думаем, как доехать до Заостровечья, – вздохнув, заметила встреченная нами местная жительница.
По некоторым данным карантин продлится, по меньшей мере, еще несколько месяцев. От запрета на продажу свинины и продуктов из нее пострадали и те, кто реализует ассортимент никак не подходящий под эту категорию товаров. Они-то больше других и возмущены. Официальные лица поясняют:
– Необходимо было ограничить передвижение транспорта между населенными пунктами. Мера временная, поэтому остается только ждать.
Пока же рынку в Заостровечье вполне по силам в одиночку удовлетворить запросы жителей двух агрогородков и ближайших деревень. Примерно 5 километров, что разделяют Морочь и Заостровечье, – расстояние не шаговой доступности, но и огромным его не назовешь.
Юрий Мыслицкий.
Фото автора.
Отправить комментарий