Сейчас загружается

11 “кадров” из жизни Юрия Тимофеева

Газета "Ганцавіцкі час" в январе этого года писала о съемках документальной картины "Агмень" в деревне Локтыши. Рассказывая о себе, автор названной работы – Юрий Тимофеев, режиссер "Беларусьфильма", упомянул: "У меня мама из соседнего Клецка. Там много моих родственников. В этом городе все мое детство проходило летом. Это моя "Бацькаўшчына".
Звонок с "Бацькаўшчыны" не заставил себя долго ждать. Телефонный номер кинематографиста набрал корреспондент "Да новых перамог" Юрий Мыслицкий. Из разговора с участником кинофестивалей "Cannes-2013", "Золотой Витязь", "Листопад", режиссером 10 документальных фильмов и около 100 телевизионных программ, постепенно сложилась короткометражная картина о его биографии. Ее мы озаглавили – "11 "кадров" из жизни Юрия Тимофеева".

Кадр №1: Вспоминая Клецк
– Мама действительно жила в Клецке, а потом уехала в Минск. На малой родине остались дяди-тети. Периодически навещаю их. О детстве, частично проведенном в райцентре, сохранились самые теплые воспоминания. Было много ярких эпизодов. Помню, как совсем еще пацанами ходили на раскопки на городской вал, ковырялись в земле. Не забуду заброшенных хуторов и вкус яблок, сворованных в их садах.
Кадр №2: Сам себе режиссер
– До определенного момента не думал о том, что когда-нибудь начну снимать кино. Окончил архитектурно-строительный техникум. Но в искусстве проектировать объекты дела у меня не заладились. Потом в жизни всякое было. Так складывалось, что я и живописью занимался, и музыкой, работал в театре художником-оформителем и осветителем. А однажды совершенно случайно увидел по телевидению рекламу о наборе студентов на отделение режиссуры Академии искусств. Созвонился с другом. Пошли и оба поступили. Было начало 2000-х. Я тогда работал в Белорусском государственном молодежном театре. Члены приемной комиссии нас так и называли – "театралами". Принес с собой свою картину. Накануне целую ночь ее писал. Это был авангардный портрет девушки. Все гадали, кого это я нарисовал. Он потом долгое время висел у завкафедры в кабинете.
Моей дебютной работой в кино стала курсовая с хронометражем в 30 секунд. Счастлив, что занятие режиссурой до сих пор продолжает доставлять мне удовольствие. Конечно, это нелегкий хлеб. Каждый новый проект – как экзамен. Получаешь некий стресс.
Кадр №3: На телевидении
– Это был напряженный период в моей жизни. Период бессонных ночей. Приходилось работать над очень серьезными проектами. Год шел за два. Смотрел много фильмов, записывал такое же количество интервью. Но все-таки это интересный опыт. Без него мне сейчас приходилось бы сложно. На примере чужих работ узнал, каким может быть кино.
Кадр №4: "Беларусьфильм"
– В 2008 году попал на киностудию "Беларусьфильм". Мечтал там оказаться еще во время труда на телевидении. Мне сразу же поручили работу над получасовым фильмом "Ефрейтор Онищенко", о "женщине в погонах" Ирине Онищенко, связистке бригады сил специального назначения. На данный момент в моей фильмографии 9 документальных картин. Заканчиваю работу над десятой – "Агмень", – о жизни людей из глубинки. Занимаюсь ее монтажом. Как человек суеверный, боюсь говорить о том, каким он получится, может, и совсем не получится, чего не хотелось бы, конечно. Снимал в Ганцевичах, хотя не откажусь поработать и в Клецком районе. Почему нет?! Предлагайте проекты.
Этапной в своей фильмографии считаю ленту "Шаги над водой" о художнике-инвалиде Анатолии Галушко. В этом фильме мне, наконец, удалось нащупать некое свое видение. Потом был "Дударь", выполненный в схожей стилистической манере.
Кадр №5: О Каннах
– О том, что моя картина "Забраны край" отобрана для показа в специальной программе "Short Film Corner" 66-го кинофестиваля в Каннах, узнал по телевидению. Произошло это в 2013-м году.
Кадр №6: Полный метр
– Мысли о "пробе пера" в игровом кино меня уже посещали. Были предложения поработать над полнометражными лентами. Читал какие-то сценарии. Но пока отказываюсь. Если бы решился, то это был бы, скорее всего, фильм на экзистенциальную тему: локальные взаимоотношения 2-3 людей. Экшн – не для меня.
Кадр №7: Его герои
– Героев для своих документалок нахожу разными путями. Когда задумывался "Дударь", о Федоре Муравейко, одном из последних мастеров Полесья, которые делают уникальные пастушьи дудки, меня вызывали в редактуру и поручили сделать о нем фильм. Ставилась задача запечатлеть на пленку процесс, как он выкручивает дудки. Мне было неинтересно снимать сухую инструкцию. Решил добавить свое видение. Там опять же затронута проблема вымирающих деревень, уходящих традиций. Увлекаюсь данными темами. И вот этот старик выкручивает свою последнюю дудку, которая по каким-то роковым обстоятельствам не заиграла. Некоторые потом меня упрекали: "Как так, не дал деду дудку другую выкрутить!" Но мы же документалисты. Как было, так я и снял.
Одно время пытался делать свои картины динамичными, используя новомодные приемы. Позже понял, что иногда нужно просто остановиться и посмотреть, как течет река.
Кадр №8: О будущем белорусского кино
– В нашей стране появляется новая волна кинематографистов. В них много энтузиазма, они сами пишут сценарии, самостоятельно ищут деньги на свои проекты. Думаю, подъем должен вот-вот наступить. Долгое время у нас не было молодых кадров. Их просто не готовили.
Меня называли молодым, когда я пришел на "Беларусьфильм", и сейчас называют, но мне кажется, это не совсем правильно.
Кадр №9: Семейный альбом
– У меня двое детей – Никита и Ася. Очень творческие личности. Правда, пока сложно наверняка сказать, кем они будут во взрослой жизни. Никита мечтает поступить в консерваторию. Сейчас посещает хоровое отделение. Снимался в кино. Дочь увлекается гимнастикой, играет на скрипке. Жена никак не связана с моим родом занятий. Поддерживает меня во всем, и слава Богу.
Кадр №10: Человек с киноаппаратом
– До какого-то времени режиссура была основной моей профессией. Но однажды кроме моральной мне захотелось и какой-то материальной отдачи. Пришлось осваивать другие виды деятельности. Сейчас режиссура стала для меня скорее хобби. Печально, конечно, но…
Кадр №11: Неснятое кино
… Но считаю, мне еще есть, что сделать в документальном кино. Вынашиваю несколько интересных идей, над которыми планирую работать. Одна из них опять-таки связана с Ганцевичским районом. Собираюсь рассказать историю о монахе, который вот уже 16 лет живет отшельником в лесу. Есть намерение снять фильм про эротический белорусский фольклор. Также, скорее всего, побываем со съемочной группой в несвижском костеле Божьего тела. Камеру на гвоздь вешать пока рано.
Передавайте "привет" Клецку!

Юрий Мыслицкий.
Фото из архива Юрия Тимофеева.

Отправить комментарий

Возможно, пропустили