Сегодня у белорусских школьников настоящий праздник – последний день 2016-2017 учебного года. Позади многочасовые уроки, контрольные и лабораторные работы, репетиции, факультативы и др.– все как в обычной школьной жизни. Сегодня завершается учебный год и у тех, кто впервые сел за парту. Но речь идет вовсе не о первоклассниках общеобразовательных учебных заведений. Нынешний год стал необычным для жителей ГУ "Клецкий психоневрологический интернат".
Благодаря проекту международного общественного объединения "Голос сердца" "Беларусь на пути деинституализации. Создание образовательного пространства для людей (18+) с интеллектуальным недугом" в интернате были созданы все необходимые условия для оказания образовательных услуг – закуплена мебель и канцтовары, установлена новая компьютерная техника, приобретены специальные учебные пособия. Для обучения отобрали 8 человек молодого и среднего возраста, которые отличаются активностью, трудолюбием, усидчивостью и усердием. Среди них те, кто уже имел некоторые математические и грамматические навыки (авт.: они попали сюда из детских домов-интернатов), и те, кто постигал азы науки с нуля.
Педагог Центра обучения и развития Анна Александровна Уласень считает, что все ее подопечные на отлично справились с задачами, стоящими перед ними.
– На протяжение года мы с ребятами изучали такие предметы, как "Человек и мир", "Эмоциональный мир человека", "Практическая математика", "Уютный дом – мое место в нем", "Граммота", – вводит в курс дела куратор группы. – Параллельно знакомились с Конвенцией о правах инвалидов, обучались компьютерной граммоте, элементарным навыкам работы с современными гаджетами. Среди моих учеников есть парень, зовут его Володя, который может даже отремонтировать мобильный телефон или планшет. Многие из них частые гости в социальных сетях. Это говорит о том, что отдельные воспитанники вполне могут попробовать жить самостоятельно. И в этом определенная заслуга пилотного проекта, запущенного международным общественным объединением "Голос сердца". Все обучающие методики и предметы, используемые для образования людей категории (18+) с интеллектуальным недугом, ориентированы на жизненный опыт: чтобы они могли почитать газету, посчитать деньги в магазине, оплатить коммунальные услуги, распределить денежные средства на месяц проживания.
Мы понаблюдали за учащимися, как они аккуратно выводят буквы в тетрадях, водят пальцем в букваре и стараются правильно произнести прочитанное слово, тянут вверх руку, чтобы ответить на вопрос педагога. В их глазах неуемное желание сделать все возможное и невозможное, чтобы стать такими, как все. Они – открытые люди с собственным интересным миром. У каждого из них есть свои увлечения: кто-то вышивает бисером, разводит цветы, кто-то создает уникальные вышитые иконы. Но всех их объединяет одно: они любят мир и стремятся, как и мы с вами, оставить в нем свой след. Возможно, совсем скоро некоторые из них смогут социализироваться и заживут самостоятельной жизнью. Главное – не навредить им и дать возможность почувствовать себя полноценными людьми.
Руководство нашей страны взяло ориентир на деинституализацию. Получится ли? Директор ГУ "Клецкий психоневрологический интернат" А.Н.Шейко, как и многие его коллеги-специалисты, видит несколько путей развития этого процесса. Один из них – специальные дома-инвалидов для самостоятельного проживания.
– Опыт зарубежных стран доказывает эффективность проживания данного контингента в общинах, – констатирует Анатолий Николаевич. – Первый шаг для этого сделан – наши ученики проходят обучение и учатся общаться с миром. Но не менее важной задачей является научить общество принимать их такими, какие они есть.
Светлана Орпель.
Отправить комментарий