Вадим Олегович и Екатерина Петровна Абрамовичи – крепкая педагогическая семья, молодые и в то же время зрелые и опытные учителя, имена которых на слуху в образовательном пространстве Клетчины. На их личном счету – собственные профессиональные победы и успехи их учеников. Сегодня они – главные лица "Педагогической мастерской". О чем "ДНП" философствовала с ними накануне профессионального праздника всех учителей? Конечно же, о главном жизненном выборе, проблемах, с которыми сталкиваются начинающие педагоги. Мы затронули самые тонкие струны их душ и выяснили, что им помогает завоевывать доверие детей и о чем они мечтают. Знакомьтесь!
Екатерина Петровна, учитель английского языка ГУО "Клецкая СШ №1". Закончила лингвогуманитарный колледж при Минском государственном лингвистическом университете. Имеет I квалификационную категорию. Ставку в своей деятельности делает на развитие творческого потенциала школьников. Активизации познавательной деятельности добивается через работу в парах и группах, использование интерактивных методов обучения, создание на уроке атмосферы добродушия и творчества. Ведет систематическую работу с одаренными детьми по подготовке к олимпиадам по английскому языку. В 2014/2015 учебном году ее воспитанники стали дипломантами областной дистанционной олимпиады (3 диплома), получили 8 дипломов международного дистанционного блиц-турнира проекта "Новый урок". Ежегодно ученики Екатерины Петровны в числе призеров 2-го этапа республиканской предметной олимпиады. В 2015/2016 – учащаяся 10 класса Елизавета Паливода получила диплом II ступени на 3-ем этапе республиканской олимпиады. Большое внимание педагог уделяет обучению учащихся основам исследовательской деятельности. Ребята ее групп – активные участники школьного научного объединения "Прометей", призеры районной исследовательской конференции.
Вадим Олегович, учитель истории и обществоведения ГУО "Гимназия г.Клецка". Выпускник Несвижского педагогического колледжа и Минского государственного педагогического университета. Профессиональный стаж составляет 16 лет. В своей работе использует разнообразные информационные ресурсы, компьютерные и мультимедийные технологии, учит этому детей. Владеет методами организации индивидуальной и совместной деятельности учащихся, использует приемы, побуждающие думать, высказывать свои мнения и отстаивать свою точку зрения. Предпочтение отдает интерактивным методам обучения. Умело организует работу с высокомотивированными учащимися. Его воспитанники ежегодно являются победителями 2-го этапа республиканской олимпиады по истории и обществоведению. Побуждает школьников к поисковой и исследовательской деятельности. Учащиеся В.О.Абрамовича принимают участие в районной исследовательской конференции "Дерзайте, вы талантливы!" и становятся ее победителями. Является руководителем объединения по интересам "Эрудит". Уделяет особое внимание развитию интеллектуальных и нравственных ценностей и способностей детей. В течение четырех лет команда гимназии является победителем районного чемпионата по интеллектуальным играм "Кубок дружбы". Вадим Олегович большое внимание уделяет методической работе, регулярно делится опытом с коллегами через проведение мастер-классов. Учитель постоянно занимается самообразованием, имеет библиотеку педагогической и методической литературы. Изучает прогрессивные идеи, формы и методы обучения, активно участвует в работе районного методического объединения учителей истории и обществоведения, является его руководителем. В 2017 году за участие в конкурсе методических разработок "Интерактивная доска: от наглядности к активному уроку" награжден дипломом I степени в номинации "Социально-гуманитарные дисциплины". Является разработчиком персонального сайта, виртуального музея истории образования Клетчины и создателем виртуального музея Клецкого районного комиссариата.
"Учителями становятся те, у кого были хорошие педагоги"
Корреспондент:
– Республиканская статистика свидетельствует о том, что учитель – самая популярная профессия среди женщин, проживающих в нашей стране. В сфере образования Беларуси занято 88% представительниц прекрасного пола и лишь 12% преподавательского состава принадлежит мужчинам. Чем привлекла профессия, которая считается одной из самых почетных и благородных на Земле?
Екатерина Петровна:
– У меня были учителя, которым я до сих пор благодарна – это Ирина Николаевна Гладовская и Мария Михайловна Шикуть. Они заряжали своей энергией настолько, что было неуемное желание им подражать. Эти люди – мой эталон учителя и Человека с большой буквы на всю жизнь. Мне хотелось быть похожей именно на них. Правда, не так, как они, бесконечно утопать в море тетрадей (смеется), поэтому выбрала другую специализацию. Думаю, учителями становятся те, у кого были хорошие педагоги, достойный пример для подражания.
Пока отец размышляет над вопросом, почему выбор остановил на профессии учителя, в разговор включается сын-второклассник (помочь папе – дело святое, настоящий мужской поступок!). К слову, Петя считает, что другие профессии – это скучно.
Вадим Олегович:
– И ты абсолютно прав, сынок! В школе уж точно никогда не заскучаешь. А если честно, то поначалу просто решил попробовать свои силы поступить после 9 классов. Ближе к дому Несвижский педагогический колледж, туда и подал документы. Когда узнал, что успешно выдержал конкуренцию, решил, что судьба сама делает мне подсказку. Окончил колледж, работал учителем начальных классов – понял, что это мое дело. Заочно поступил в МГПУ имени М.Танка, но уже на другую специализацию. И, кстати, тоже огромную роль сыграл учительский идеал. Марина Константиновна Колейник – мой любимый предметник и классный руководитель. Именно она привила любовь к познанию и вызвала интерес к интеллектуальным играм. В школе посещал кружок "Эрудит", а теперь сам руковожу подобным клубом. Никогда также не забудутся уроки математики Светланы Федоровны Липинской, русского языка и литературы – Елены Антоновны Робион, в колледже – Григория Николаевича Кухорского, преподавателя русского языка и литературы.
Корреспондент:
– Каждый из вас с блеском в глазах вспоминает своих наставников. А что лично вы предпринимаете для того, чтобы оставить добрый след в сердцах своих воспитанников? Чтобы стать любимым учителем, нужно обладать неким особым даром или это по плечу любому, кто имеет специальное образование?
Екатерина Петровна:
– Ни в одном, даже самом престижном учебном заведении мира, не могут научить любить свою профессию. Это должно идти от души. А если учительство – не твоя дорога, лучше не идти в педагоги. Случайные люди в школе не задерживаются. Лично у меня нет никаких особых профессиональных секретов. Важное правило: общаться с детьми на равных, принимать и понимать их такими, какими они есть. Педагогу нужно стремиться быть разносторонне развитым человеком – ведь внимание детей можно привлечь интересом. Главным помощником современного учителя являются информационные технологии. Когда ты создаешь атмосферу для новых открытий, поиска, развития личности, детям это нравится, и они охотно увлекаются твоим предметом и погружаются с головой в его изучение.
Вадим Олегович:
– Все эмоции и размышления своих учеников сегодня можно легко прочесть. Для этого просто нужно заглядывать в Твиттер. Они обмениваются информацией друг с другом, а ты читай и делай определенные выводы. Если твои задания им нравятся, значит, ты движешься в правильном направлении. Кстати, интернет позволяет детям наблюдать и за результатами их труда. Они видят, что у кого-то та же презентация получилась лучше, и уже стараются что-то изменить, усовершенствовать свои навыки. Дух соперничества подстегивает ребят, стимулирует к познавательной деятельности и развитию собственного творческого потенциала.
"Школа – лучший учитель"
Корреспондент:
– Не любой молодой учитель, придя в школу, чувствует себя как рыба в воде. Ему не просто найти индивидуально-психологический подход к ученику, решение в конфликтной ситуации. Об этом не говорят в университетских аудиториях. Как Вы считаете, нужен ли молодому учителю наставник или, быть может, правильнее сказать, близкий по духу старший коллега, помощник? Изменилось ли ваше личное представление о школе и учительстве со временем?
Екатерина Петровна:
– Прелесть учебы в колледже в том и состоит, что придя в школу, ты не ощущаешь шокового состояния, ты не бросаешься с места в карьер, а попадаешь в свою родную среду. Нас водят с первого курса в школу, один день в неделю мы обязательно проводили там. Поэтому всякие "мелочи", сродни ведения документации, заполнения журналов и так далее, выпускников колледжа не пугают. Да и в работе с детьми у нас практики больше. Мы во время обучения учимся ладить с ними, находить выход из каких-то затруднительных ситуаций. А вообще, опыт в межличностных отношениях нарабатывается с годами. Кто хочет освоить эту азбуку, у него все обязательно получится.
Вадим Олегович:
– Определенные навыки и у меня тоже были. Но, признаюсь честно, перед началом самостоятельной педагогической практики все же обратился за помощью к старшему педагогу. Опять же к Марине Константиновне. Она здорово помогла своими практическими советами, подсказала, какую литературу не мешало бы почитать. С ее поддержкой я делал свои первые шаги в профессию. А дальше... Школа сама – лучший учитель. И в плане образования, и в плане постижения житейской мудрости.
Корреспондент:
– Вы уверены в этом? Ведь сегодня многие родители сетуют на то, что школа уже не та, учителя – тоже, а педагоги, в свою очередь, жалуются на родителей, что они перекладывают свои обязанности по воспитанию детей на школу. Получается какой-то замкнутый круг. Отсюда, наверное, и текучесть молодых кадров.
Вадим Олегович:
– Все знают, что нельзя войти дважды в одну и ту же воду. Все в этом мире течет и изменяется. По-моему, мы все изменились. Не стоит чрезмерно доверять чужому мнению, в том числе и интернету. Именно там многие родители получают информацию, которая не всегда соответствует действительности, или трактуют ее по-своему. И тогда следуют пересуды, обговоры, телефонные звонки и т.д. – в общем, поведение людей выходит далеко за рамки приличия. Многие молодые педагоги, воспитанные на примерах некорректного отношения к старшим, отвечают аналогично. Возникает конфликт, в результате которого страдает и сторона обвинения, и сторона защиты. И никто не обращает внимания на то, что все это происходит на глазах у детей. От кого они учатся? Чтобы исправить как-то эту ситуацию, нужно решать проблему не только на общественном уровне. Усмирить пылкий нрав некоторых родителей и школьников в погоне за высоким средним баллом аттестата сможет лишь система образования в нашей республике. Однако нельзя всех стричь под одну гребенку. Есть и достаточно немало мотивированных детей, которые стремятся собственным трудом получить хорошую оценку и высокие знания. Они никогда не идут на конфликт, а если что-то не получается, просят помощи у учителей – выполнить дополнительное задание, перездать недоученную тему, чтобы исправить, а не повысить (!) оценку. Среди моих учеников много инициативных, готовых сделать задание повышенной сложности, которое требует траты времени и проявления творчества, ради увеличения балла. Это в их же интересах, и в последствии такие действия оправдываются. Ведь при подготовке к дополнительному заданию школьники получают массу нужной для будущего поступления в вуз информации.
Екатерина Петровна:
– На результативность учащихся старших классов направлено и профильное обучение, которое, к счастью, вновь возродилось. Оно дает возможность заниматься с меньшим количеством учеников, да и контингент там совершенно другой – зачисляют в них учащихся со средним баллом в свидетельстве об окончании 9 классов по профильным предметам не ниже 7. Туда приходят за знаниями, а не за оценками. С детьми заинтересованными приятно работать, хотя и готовиться к урокам учителю нужно на совершенно другом уровне. Как видно, любое дело, если оно идет от души, во благо. То же самое и в отношение молодых: если в школу приходят только для того, чтобы отработать, тогда ищутся какие-то подводные камни. Отношение любого человека к работе видно невооруженным взглядом. Но кто бы что ни говорил, и сегодня есть молодые учителя, которых ничем не испугаешь. Они любят детей, видят свое призвание в общении с ними и гордо выдерживают любые испытания. И зарплатой, и бумажной работой...
"...Школа – дом родной"
Корреспондент:
– Приходилось ли вам когда-либо испытывать разочарование в профессии?
Екатерина Петровна:
– Если касается урока, общения с детьми – нет. Ну а все остальное меркнет, когда видишь хорошие результаты своего труда. Школа – это в прямом смысле наш дом родной.
Вадим Олегович:
– Для меня работа – это не только возможность реализовать свои профессиональные навыки, но и душевное удовлетворение. Занимаюсь с ребятами любимым делом и на уроках, и во внеурочное время на занятиях объединения по интересам "Эрудит". Я уже говорил, что когда-то, еще будучи школьником, нравилось посещать интеллектуальный кружок. В какой-то момент показалось, что эта работа найдет отклик и среди современных подростков. И не ошибся. Мы с детьми участвуем в различных интеллектуальных состязаниях, в поездках параллельно познаем мир, расширяем круг знакомств. Играя, они имеют возможность раскрыть свой потенциал. "Что? Где? Когда?" – это не игра против соперников, а против самого себя. Да, в ней есть победители, но это ведь не самое важное. Вся суть заключается в поиске ответа. Сумел докопаться до истины, разгадать игру слов и заданий – испытываешь огромное удовлетворение. А потом ведь... есть что вспомнить: и саму поездку, и игру. В этом году мы в 3-й раз проводим чемпионат Клецка. Но дети, уехавшие учиться, возвращаются играть за команду гимназии. Выступают они и по месту нынешней учебы и достигают хороших результатов. И это радует.
Корреспондент:
– Есть дети, которых не сможете забыть никогда?
Екатерина Петровна:
– Для меня – это Лиза Поливода. Это уникальная девочка. С ней мы готовились к олимпиадам. Не побоюсь признаться: она в прямом смысле постоянно бросала мне вызов. К занятиям с ней нужна была колоссальная подготовка. Такие дети держат в тонусе учителя, подталкивают к самообразованию. А есть и такие учащиеся, которые, как говорится, звезд с неба не хватают, но они тоже тебя чему-то учат. Ничего в нашем мире не происходит просто так: каждый день, случай, встреча, человек посланы для чего-то, чтобы извлечь из этого какой-то урок.
Вадим Олегович:
– Учителя помнят многих своих учеников. Особенно тех, с кем работали на дополнительных занятиях и факультативах. Среди моих – немало тех, кто и сегодня пишет в соцсетях, приходит во время каникул в гимназию и интересуется школьной жизнью. К примеру, Катя Уласевич, Вика Гуляко, Андрей Нагдалян, Дима Мискевич.
Екатерина Петровна:
– На всю жизнь остаются в памяти и ребята, у которых ты был классным руководителем. С ними, кажется, проживаешь целую жизнь.
О переменах, ревности и мечтах
Корреспондент:
– Немногим ранее кто-то из вас сказал, что нередко молодые педагоги отрабатывают положенный срок и уходят из школы. А можно что-либо изменить в этой ситуации?
Вадим Олегович:
– Зарплатой, на размер которой зачастую ссылаются, точно не изменить ситуацию, хотя если бы она была большей, никто бы не отказался (смеется). Да, в царской России представители нашей профессии позволяли себе иметь гувернантку, что благотворно сказывалось на качестве самоподготовки учителя и, соответственно, престиже самой профессии. Что изменить в школе сегодня?..
Екатерина Петровна:
– Свое отношение к ней. Есть даже такое мудрое выражение: "Если не можешь изменить ситуацию, измени отношение к ней".
Корреспондент:
– Как два педагога уживаются в одной семье?
Вадим Олегович:
– (многозначительно улыбаясь) В нашей семье лидер жена, но у нас царит полное взаимопонимание.
Екатерина Петровна:
– Вадим возвращается домой позже, я раньше. Он в основном трудится (в плане подготовки) ночью, я все успеваю сделать днем. А вообще, мне кажется, то, что мы работаем в одной сфере, облегчает нам обоим жизнь. Мои коллеги, у которых мужья не педагоги, говорят, что порой бывает очень тяжело объяснить, что в субботу, например, в 9 вечера нужно идти в патруль. Они не понимают, для чего все это, а порой и не доверяют. В таких вопросах нам, конечно же, легче. Да и при подготовке к урокам, особенно открытым занятиям, уходит уйма времени. Никто ни на кого в такой ситуации не обижается из-за дефицита внимания или временного перекладывания домашней обязанности на чужие плечи. Просто молча делаем то, что обычно входило в компетенцию другого. Но бонусом является то, что отпуск мы всегда имеем возможность провести вместе.
Корреспондент:
– Вы ревнуете друг друга в профессиональном плане?
Вадим Олегович:
– Конечно, у кого-то что-то лучше удается. Идея может совместная родиться, а потом, когда она проходит успешную апробацию, непонятно кто ее придумал (смеется). Проводим и нередко мини-педсовет.
Екатерина Петровна:
– А когда поженились, было главное условие: дома про работу – ни слова. Но не получилось, потому что школа – это наша жизнь, образ жизни. Я всегда радуюсь успехам мужа, когда его воспитанники занимают призовые места в игре "Что? Где? Когда?". И то, что это движение хорошо развито в нашем районе – немалая заслуга моего супруга. Вместе с радостью и гордостью за свою вторую половинку, конечно же, возникает и мотивация – и ты стремишься не отставать.
Корреспондент:
– Какие у вас профессиональные цели?
Вадим Олегович:
– Я не ставлю самоцелью стать директором или завучем.
Екатерина Петровна:
– И я тоже, мне нравится работать с детьми. Но цель, конечно же, есть. Мы уже два раза принимали участие в конкурсе "Учитель года" и всегда останавливаемся на втором месте. Иногда между собой шутим, что будем сражаться до пенсии, пока "Журавль" не окажется в наших руках.
Вадим Олегович:
– (как всегда, улыбаясь) Мне до пенсии придется участвовать 11 раз.
Екатерина Петровна:
– А мне раз 13 (вместе заразительно смеются).
Корреспондент:
– Помогает ли вам в вашей семейной жизни педагогика как наука?
Екатерина Петровна:
– Когда мы ждали появления ребенка в семье и, прогуливаясь по городу, наблюдали за другими молодыми родителями, нередко удивлялись их поведению. И говорили что-то вроде: "мы так делать не будем", "это неправильно", "а вот нужно так поступать", "а вот помнишь у Макаренко...". В реальности все происходит по-другому, и, по правде говоря, не всегда и мы, опытные педагоги, соблюдаем устоявшиеся принципы и правила великих людей. Да это не всегда и нужно. Главный педагог – это сама жизнь. Она подскажет, что делать. Важно не прослушать, не пропустить голос сердца и разума. А еще, если до конца быть честной, признаюсь: воспитывая своего Петьку, мы постоянно испытываем дефицит времени для совместного общения. Но для того, чтобы объяснить, что такое хорошо и что такое плохо, его много и не требуется. Наш ребенок неидеален, однако мы с папой прилагаем все усилия, чтобы вырастить его хорошим человеком.
– А-га! – улыбаясь, бормочет маленькое создание Абрамовичей и ласково прижимается к маминому плечу.
Петя время от времени появляется на теплой, уютной семейной кухне, чтобы заполучить наконец-то внимание родителей. Оно и понятно: в момент нашей встречи на дворе стоял погожий выходной воскресный денек, и ребенку не терпелось взять за руки папу и маму и выскочить на улицу. Но при каждом своем визите, мальчишка получал строгий наказ: "Иди в комнату, не мешай взрослым разговаривать...". В очередной раз, вбежав в кухню, он не стал ждать наставлений, а уверенно произнес: "А я тоже, когда вырасту, стану учителем!". Эта фраза стала итогом нашей беседы. И сразу вспомнились слова из известного кинофильма. "Счастье – это когда тебя понимают!"
Светлана Орпель.
1 комментарий