Лиля давно чуть с грустинкой посматривала, как девчонки-сверстницы засиживаются вечером на лавочке. Ее же мама на просьбу отпустить с подружками "на посиделки" неизменно говорила: "Подрастай еще, подрастай. Все успеешь, твое тебя не обойдет…" И вот, наконец, 14-летняя девчушка услышала заветное: "Ну ладно, доченька, беги. Только долго не засиживайся…" В первый выход на "вечерки" в шумной компании она немножко тушевалась, скромно сидела в сторонке, больше слушала, чем говорила. Совсем растерялась, когда все гурьбой бросились к подошедшему статному парню в морской форме. Это Саша Кухарчик только-только вернулся домой. Он заново знакомился с подросшими, возмужавшими и похорошевшими за время его службы в армии ребятами-односельчанами. Весело рассказывал о кораблях, море, которое еще никто из морочских подростков и не видел, но вдруг – замолчал, всматриваясь в милое родное лицо. "Это она… Она будет моей женой", – сказал, словно поставил точку в давно решенном деле. Лиля раскраснелась и… убежала. Но разве ж убежишь от любви? Саша тогда в первый раз проводил девушку домой. Через два года на их свадьбе гуляло полдеревни. А через полтора месяца молодая семья уже отдельно жила в подаренном родителями доме.
Дружно взялись за обустройство общего очага, во всем поддерживая друг друга, советуясь и принимая сообща решения. Оба выросли в трудолюбивых семьях. Оба с малых лет усвоили неукоснительное правило, что без труда не вытянешь и рыбку из пруда. Оба почитали своих родителей, помогали им и принимали от них с благодарностью любую поддержку. Несмотря на юные годы, взялись за разведение личного хозяйства, без которого на селе просто не обойтись. Бывало, в сараях содержалось по четыре коровы, да еще лошадь, много свиней, немало птицы. Тяжело?
– Непросто, конечно. Но ведь в деревне все трудолюбивые семьи так жили. Да и пример был достойный – родители. Мне очень хотелось, чтобы у нас с Сашей все сложилось удачно, чтобы наши девочки такими же счастливыми себя чувствовали, как и я с братом была в отчем доме. Мой муж старше на шесть лет, он такой рассудительный, основательный, надежный. С самой первой встречи очень оберегал меня, а я ему доверяла, знала, что он все делает так, как нужно. Живем в мире, согласии, во взаимопонимании и любви. Это и стало фундаментом нашей крепкой семьи. Моя семья – моя жизнь, – откровенничала при встрече Лилия Иосифовна. – Приятно осознавать, что мне выпало быть счастливой женщиной, счастливой мамой и бабушкой. Спасибо Господу за дарованную судьбу.
Немало ярких эпитетов из уст моей собеседницы прозвучало в адрес Катеньки и Маши: мол, самые лучшие, самые заботливые и любящие дочери, подарившие ей прекрасных внуков – Лизу и Пашеньку, Аленку и Викторию, и еще кто-то совсем скоро своим появлением озарит свет новой звездой… За все она признательна и своим двум мамам. Именно так, ведь для нее мама не только Анна Антоновна, но и свекровь – Мария Константиновна.
– Они мои лучшие подруги и советчицы. Не представляю, как бы мы с Сашей справились без них, когда растили девочек. И на сессии обе выпроваживали меня со словами: "Езжай. Ни за что не беспокойся, мы справимся". Я же первые три дня вдалеке от дома белугой ревела, дождаться не могла, когда сяду в автобус и отправлюсь в обратный путь. Мне хорошо только с родными, – призналась Лилия Иосифовна.
А училась она на заочном отделении Могилевского библиотечного техникума. В те годы непросто довелось, но сумела и дом содержать в порядке, и по хозяйству вместе с супругом успевать, и дочек растить, и над книгами корпеть. Старание да усердие окупились с лихвой, о чем можно судить по диплому с "отличием". Такой специалист оказался затребованным в Узногской сельской библиотеке-клубе, где Лилия Кухарчик успешно отработала целых 16 лет. Возможно, ничего бы и не захотела менять, но пришлось – учреждение культуры закрыли. Для организации последнего клубного мероприятия ей понадобился транспорт. Обратилась за помощью к директору ОАО "Морочь" А.В.Филипченко, посетовав в разговоре, что сокращают.
– Не беда, приходи к нам, – тут же пригласил в хозяйство Александр Владимирович.
Засомневалась женщина, не смогла сразу дать положительный ответ:
– Вы не представляете, как мне было страшно: от книг-концертов перейти к уходу за животными, – улыбаясь, говорит Лилия Иосифовна. – Я бы сама и не решилась, муж поддержал, девочки сказали: "Мама, ничего не бойся. Ты – да не справишься? Быть такого не может!".
И снова засела за книги. Хозяйство направило на курсы повышения квалификации, на которых освоила азы племенной работы. Назначили ее сразу на две должности: техника-осеменатора и техника по племделу в мясном скотоводстве. Заведующей на ферме "Прутец" тогда была Мария Константиновна Темная, которая для начинающего животновода стала и наставником, и другом. Доходчиво, спокойно учила Лилию всему, что знала сама. А через какое-то время, так сложились обстоятельства, на свою замену рекомендовала дирекции именно Л.И.Кухарчик, успевшую за четыре года постичь премудрости животноводческого ремесла. И снова все стремительно завертелось-закрутилось, да еще большое строительство развернулось на ферме. Кроме того, что надо было думать, как накормить скот, организовать на успешную работу подчиненных, довелось вникать в строительные нюансы. Главный зоотехник И.В.Гордей говорил: "Делай так, чтобы удобно было. Ведь тебе тут работать". Вот и думала, сопоставляла, согласовывала. А 5 января 2017 года в молочный блок запустили первые 16 коров, сейчас здесь доится уже 314 буренок. Новое направление деятельности, новое оборудование, надо было набирать новых людей…
– Многие пробовали. День-два подоят – и говорят: "Не смогу". Сложно было невероятно. Почувствовала, что все наладится, только когда пришли Елена Михайловна Ахрименя и Таисия Петровна Пилецкая, чуть позже – Мария Федоровна Адамович. На них теперь держится весь молочный скот, именно они и высокие удои обеспечивают, и хорошее качество молока. А еще помогают ветврачу Виктории Николаевне Степуре. Мои женщины – просто умницы, труженицы отменные, – восхищается своими помощницами заведующая МТФ "Прутец" Л.И.Кухарчик.
Уже без надрыва, спокойно говорит она о производственных делах. Признается, что всей душой полюбила свою работу, родным стал коллектив. Вот почему даже в выходной день ей небезразлично, что происходит на ферме: если не приедет, то позвонит обязательно: все ли нормально? Что это так, достаточно посмотреть, в каком порядке содержится доильное оборудование, цеха, а убранство рабочих кабинетов, лаборатории достойно статуса офисов больших кампаний. Здесь и картины, и множество цветов, и аквариум… Впрочем, об этом мы уже рассказывали на страницах "ДНП".
Ведя разговор о работе, Лилия Иосифовна нет-нет да и произнесет: "Мне моя семья помогает во всем". Хоть и много пройдено жизненных путей-дорог, но и сейчас с особой теплотой в голосе моя собеседница говорит о любимом супруге Александре Сергеевиче Кухарчике. И все же смеется:
– Но переходить-таки из морочской фермы, где трудится слесарем, под мое начало не захотел. Да и правильно, ведь я, бывает, чуть ли не сутками на ферме, кто же дома управится? Он – непререкаемый глава в нашей семье.
А вот кухня – иерархия Лилии Иосифовны. "Люблю готовить без памяти, тем более для внуков", – так сама говорит. Уютный дом, порядок в нем отменный – это тоже ее стихия. Фантазия безграничная, что видно и по ландшафтному оформлению двора, и по этноуголку, где множество расписанных ее руками глиняных кувшинов и других "мелочей". А в канун 8 Марта она обязательно выкроит время, чтобы приготовить к праздничному столу любимые блюда своих домочадцев, ведь по доброй давней традиции за ее столом соберутся в этот день две мамы, доченьки и внученьки, да зятья: "Они у меня – самые лучшие".
Ольга Русинович.
Фото Инны Федарчук.
Отправить комментарий