– Дайте районную газету, – вбежал молодой мужчина в квартиру к своим знакомым, зная, что они всегда ее выписывают.
– Да-да, мы видели, о тебе и твоих одноклассниках напечатано…
– Они-то мне и сказали, – не дал договорить взволнованный герой недавней публикации.
– А сам почему не выписываешь?
– Так меня там ничего особо не интересует. А здесь вот случай такой…
И это правда. Людям, живущим в соцсетях, выставляющим на всеобщее обозрение всю свою подноготную, скучновато разворачивать газету, в которой далеко не каждый номер посвящен тебе любимому. Но ведь мир намного шире и интереснее, чем мы себе его представляем. Разнообразнее и глубже. Реальнее и сложнее. Нам, конечно, пытаются его сузить до рамок семьи Спартака Мишулина и интриг Виталины Цымбалюк-Романовской, а он ведь по другую сторону – за окном, на наших улицах, в домах наших с вами земляков, в организациях и предприятиях, которые не стоят на месте, а развиваются, модернизируются, соответствуют духу времени.
– Завтра в магазине комбикормового завода – дегустация, – как новость преподносит мне один из частых визитеров в кабинет главного редактора.
– Да, читала…
Следующий вопрос заставил улыбнуться:
– И Вы видели это объявление на дверях магазина?
– Нет, я его видела на страницах нашей газеты. Как и остальные более 4 тысяч подписчиков.
Где реклама сработала результативнее? Да какая разница! Ты есть, если ты – везде! А если ты только на дверях собственной конторы, то интересы твои дальше ее крыльца не простираются. Можно объявлять скидки, рассрочки, распродажи, дегустации, о которых знает только узкий круг, и утверждать о желании завлечь клиентов и покупателей, бурной деятельности по их привлечению. А можно это сделать собственным фирменным стилем работы, вбивая в чек очередную скидку и одним этим заставляя ходить за товаром снова и снова.
– Вашу газету, наверное, не выписывают физические лица? – пробовал изучить целевую аудиторию один из наших рекламодателей.
– Наоборот.
– Не может быть! Почему же у меня так мало звонков из вашего региона?
– А что Вы предлагаете?
– Какая разница!
Правда, удивительно? Человеку невдомек, что перечень его товаров давно стал доступен местному населению, и за последние десять лет сама собой отпала необходимость обращаться за их доставкой из Минска. А всего-то достаточно было взять несколько номеров нашей газеты и изучить местную рекламу…
Или еще один пример. Молодому человеку хочется писать. Он идет в редакцию, не зная при этом о тематике издания –видел его только вскользь.
– Не интересно, о чем пишем мы? – спрашиваю, перелистывая принесенный материал.
– А зачем? – изумленно устремляются в мою сторону глаза нового знакомого.
Парень как будто не догадывается, что его творчество будет соседствовать с другими публикациями, что есть определенный круг читателей, чьи интересы мы знаем и стараемся удовлетворять, что газета – это особого формата информационная площадка. Ему главное, чтобы было опубликовано, чтобы появилось его имя. А здесь ли оно должно появиться впервые?
Ради справедливости нужно сказать, что таких немного, в большинстве случаев разговор начинается с фразы: "Вот вы пишете… (часто, иногда, писали раньше…)", и понимаешь, что обращаются не просто, а со знанием дела, с конкретным предложением. Но бывают и совсем курьезные, анекдотичные, из которых в былые времена родился бы нешуточный фельетон. Жанр этот незаслуженно остался в прошлом, но поводов обратиться к нему по-прежнему достаточно. Так вот, в телефоне однажды с возмущением спросили, почему критический материал об их организации нельзя найти на нашем сайте? Ответила недальновидной молодой особе, получившей поручение подготовить реагирование на статью, как есть: "А вам желательно "прославиться" не только в своем районе, но и на безграничных просторах интернета?". Девушка не поняла моего сарказма и снова настойчиво вопрошала: где же можно видеть ту злополучную статью? И я, обхватив голову свободной от телефона рукой, вдруг поняла: "Люди перестают думать, как раньше. Им не важно, какого рода информация и кто ее распространяет, главное – чтобы была доступна". Еще лет 7-8 назад сам руководитель подвергшегося критике коллектива звонил бы в редакцию с утра в день выхода номера в печать. Сегодня она прошла незамеченной. Газету не выписывает ни сельхозпредприятие, ни его специалисты. Им не только не интересно, что происходит в районе, им все равно, что и как о них написали после проведенного рейда.
– Коллеги, не расстраивайтесь, но люди не хотят читать… – выразил уже не догадку, а очевидный факт руководитель одного из республиканских изданий во время нашей встречи. – Читать не то чтобы не модно, читать человеку становится… утомительно. Проще перелистывать пальчиком в смартфоне картинки и схватывать информацию в несколько строк. Но это же не чтение…
Это не чтение. Чтение предполагает осмысление прочитанного, нередко возврат к нему, анализ, вопросы к себе самому о том, с чем ты согласен, а с чем нет.
Наблюдается своего рода парадокс: современный, листающий смартфон, человек, которому по роду службы необходимо достучаться как можно к большей аудитории, по-прежнему ищет выход на традиционные источники информации – радио, телевидение, газеты и журналы. Почему? Потому что они значимы, влиятельны и признаны. И через них он осуществляет свое предложение: кто-то товара, а кто-то образа мышления. Их авторитетом он это самое предложение усиливает. Потому что они, десятилетиями ковавшие свой имидж, – везде, и в том же интернете, и тех же соцсетях. Но от этого не теряют свое лицо и свою индивидуальность. Того же ждем и от нашей аудитории – целевой и нацеленной, той, которую мы так или иначе затрагиваем в своих выпусках. Не мельчайте и не мелочитесь. Если вы присутствуете в газете, может, первее других, нужно быть ее читателем?
Жанна Гордиевич.
Отправить комментарий