Клетчанин Матвей Каптюг еще в самом начале профессионального пути, а ему уже рукоплескал переполненный камерный зал Московского международного Дома музыки. На сцене, где выступали Денис Мацуев, Юрий Башмет и Валерий Гергиев, наш земляк сыграл в одном концерте с известным саксофонистом Игорем Бутманом. В ближайших планах выпускника Клецкой ДШИ, а ныне – воспитанника Московского колледжа духового искусства, участие в крупнейшем джазовом фестивале-конкурсе «Gnesin JAZZ». Это значит, что в декабре ему предстоит выйти на еще одну легендарную площадку – в Российской академии музыки им.Гнесиных. Недавно газета «Да новых перамог» пообщалась с Матвеем Каптюгом, лауреатом многочисленных конкурсов и стипендиатом специального фонда Президента Республики Беларусь по поддержке талантливой молодежи.
– Матвей, вспомни, когда ты впервые взял инструмент в руки.
– Хорошо помню тот день. К тому моменту я уже занимался в музыкальной школе, но инструмент выдали не сразу. Перед этим мой первый преподаватель Юрий Иосифович Савицкий, обучил меня нотной грамоте и всем навыкам, необходимым для новичка. Когда получил кларнет, поспешил домой, чтобы поближе его разглядеть, попытаться понять, что меня ждет.
– Когда ты решил профессионально заниматься музыкой?
– Это произошло после моего участия в детском конкурсе в городе Столбцы. Мне было 11 лет. Председателем жюри являлся заслуженный деятель искусств Беларуси Владимир Павлович Скороходов. Он пригласил встретиться и позаниматься с ним. После этого я получил приглашение поступить в «Республиканскую гимназию-колледж при Белорусской Государственной Академии Музыки» в Минске, чтобы учиться в классе В.П.Скороходова. Посоветовался с родителями, но ответ дал не сразу, попросил дать время хорошо все обдумать. Но когда папа и мама серьезно спросили «Ты действительно хочешь этого?», прозвучало решительное «Да!». Так они дали мне дорогу в жизнь, не препятствуя моим планам, всегда позволяя самостоятельно принимать решения, поддерживая меня. Спасибо им за это!
– Почему для занятий музыкой ты выбрал кларнет?
– Стоял перед нелегким выбором, но тогда из всех возможных вариантов остановился на саксофоне! Правда, Юрий Иосифович отсоветовал, попросил повременить, так как я был еще мал для него. Вместо этого он дал мне кларнет. Эти два инструмента очень похожи по своей природе: если уметь играть на одном из них, можно без проблем овладеть и вторым. Когда начал делать успехи, преподаватель решил оставить все так, как есть. И спасибо ему за это.
– Помнишь свое первое «орудие труда»? На каком инструменте играешь сейчас? Есть какие-то специфические особенности ухода за ним?
– Это был тот самый кларнет, с которым я резво бежал домой в детстве. Мы его арендовали в музыкальной школе. Сейчас играю на более профессиональном. Если мой «дебютный» кларнет был сделан из эбонита, то нынешний – деревянный, и требует тщательного ухода. Например, после каждого занятия или выступления, нужно его протирать, особенно зимой. В холода ношу инструмент в утепленном кейсе, во избежание трещин на дереве. И это только один из нюансов ухода.
– В чем особенность игры на кларнете? На нем можно исполнять только классические произведения, или он – разножанровый?
– К счастью, кларнет популярен во многих направлениях! Помимо академической музыки, где его основная среда обитания, он востребован во многих жанрах – от джаза, до фолка.
– У кого ты учился музыке? Говорят, среди твоих наставников – известный российский саксофонист Игорь Бутман.
– У меня было много преподавателей – Юрий Иосифович Савицкий (Клецк), Владимир Павлович Скороходов, Валерий Владимирович Мойсеенко (оба – Минск), Юрий Филиппович Лебедев (Барановичи), Евгений Александрович Петров (Москва). От каждого из них мне посчастливилось взять по огромному куску знаний и навыков. Все вкладывали в меня часы своего времени, энергию и огромный труд! У Игоря Михайловича Бутмана я не занимался. Мы несколько раз выступали на одних концертах. Некоторое время обучался у солиста Московского джазового оркестра Игоря Бутмана – Ильи Александровича Морозова. И.М.Бутман является директором нашего училища, но он не преподает.
– Матвей, расскажи историю, как ты оказался в Москве и стал воспитанником колледжа духового искусства.
– Какое-то время размышлял над тем, чтобы попробовать себя за пределами нашей страны. Хотел знать, какое мнение сложится о моей игре за границей. Решил съездить в «златоглавую», на консультацию к профессору Евгению Александровичу Петрову. Опять же, родители никак не препятствовали, полностью доверяли моим решениям. Нашел его номер телефона, созвонился и мы договорились о встрече. Во время беседы он обронил фразу «А ты не хочешь перевестись и заниматься здесь?». Не ожидал такого резкого поворота событий. Евгений Александрович пообещал как можно скорее узнать о наличии места в училище, а моя задача была – переговорить с папой и мамой. На следующий день, когда я уже приехал в Беларусь, преподаватель прислал мне сообщение с контактами администрации Московского колледжа духового искусства, посоветовал связаться по поводу поступления. Собрали семейный совет, долго думали, рассуждали, и в итоге решили, что нельзя упускать возможность заниматься в таком месте. Съездил еще раз в Москву, чтобы наставники оценили мои навыки и знания. После того, как прошел проверку, запустился процесс моего перевода.
– У тебя есть свой репертуар?
– Основную его часть занимают академические произведения разных эпох, стилей и направлений. Но я не ограничиваюсь этой музыкой, поэтому исполняю джазовые программы, и не только.
– Похвастайся своими творческими успехами.
– Я уже участвовал во Всероссийских конкурсах в Москве, и весьма успешно. Ближайшее выступление будет 7 декабря, на фестивале «Gnesin JAZZ» в «Российской Академии Музыки имени Гнесиных». Там буду играть как солист с джазовым коллективом в номинации «Оркестры».
– Какой выход на сцену был самым запоминающимся в твоей жизни?
– Что сейчас первое пришло в голову, так это сольное выступление в «Камерном Зале» Московского международного дома музыки. Этот зал вмещает в себя более 500 зрителей. Там мне удалось произвести настоящий фурор. Публике настолько понравилось, что довелось выйти на второй поклон! Еще вспомнился концерт, посвященный 120-летию Джорджа Гершвина. Это был «Светлановский зал» того же Международного Дома Музыки, его аудитория – 1700 человек! Выступление было совместным с Игорем Бутманом и непревзойденным пианистом Олегом Аккуратовым. Вечер открывало произведение Дж.Гершвина «Рапсодия в стиле блюз». Оно начинается с шикарного соло кларнета. Его посчастливилось сыграть мне.
– Какие у тебя творческие планы?
– Первым делом мне нужно поступить в ВУЗ. А далее нужно реализовывать себя, как музыкант высокого класса.
– Уже привык к московской жизни без родителей, далеко от родины?
– Конечно. Я же уже довольно-таки продолжительное время нахожусь не в Клецке – восьмой год идет, если я не ошибаюсь. С семьей поддерживаю тесную связь. Часто созваниваемся, общаемся, делимся новостями. Родители поддерживают меня, дают советы. Иногда удается приехать погостить домой, вижусь с близкими, рассказываю то, что не совсем удобно обсуждать по телефону. В общем, мы все привыкли к этому.
– Сколько часов в день ты проводишь за занятиями музыкой?
– Им я посвящаю все свое время. Если не играю на инструменте, значит учу теоретические предметы, слушаю записи профессиональных исполнителей, смотрю видео с мастер-классами. Иногда делаю себе выходной. В этот день откладываю кларнет и учебники в сторону – просто отдыхаю дома, или гуляю с друзьями.
Беседовал Юрий Мыслицкий.
Фото предоставил Матвей Каптюг.
Отправить комментарий