Сейчас загружается

Валерий Кирик, житель Заельни: Деревня наша хоть и “неперспективная”, но меня держит крепко

Пока такие люди, как Валерий Кирик, будут в сельской глубинке, белорусские деревни не исчезнут. Один за другим уходят из жизни сельчане, оставляя после себя наглухо запертые дома. Приходят в запустение приусадебные участки. Но Валерий Иванович каждый день, не смиряясь с суровой реальностью, стремится вдохнуть жизнь в родную деревню Заельня. На этой земле - его корни, начало его рода. Беречь ее завещал ему дедушка - человек, перенесший лишения высылки в Сибирь, страдания Великой Отечественной. И мужчина держит слово, данное деду.

«Ад прадзедаў спакон вякоў»

- Дом, в котором наша семья сейчас живет – не только родительское гнездо, здесь жили мои прадеды и деды, - сообщил В.И.Кирик. - Когда-то мой прадед служил у Радзивилла объездчиком (ну вот как лесничий сегодня), имел больше 20 га земли, хорошее хозяйство. Во время повсеместного раскулачивания сельчан всю семью вывезли в Сибирь. Можете представить, что здесь осталось, когда они вернулись на Родину спустя 20 лет. Но в нашем роду не привыкли сидеть сложа руки. Опять завели хозяйство.

Однако недолгой была сельская семейная идиллия. Леонид Адамович Крыжик был призван на фронт, сражался в Курской битве. После окончания войны снова все пришлось восстанавливать из пепла. Обзавелись скотиной, птицей. Выросли дети, появились внуки. Именно в этих несмышленых светловолосых мальчишках, Леонид Адамович видел продолжение своего рода. «Да, это они – моя опора и надежда!»

- Дедушка всегда держал хозяйство и заправлял им сам почти до 90 лет. Прожил 96 и только полтора года назад его не стало. А до этого умело руководил, а мы были только исполнителями. Жили все время вместе, даже когда у меня появилась своя семья, - рассказывает Валерий Кирик.

Когда Л.А.Крыжика не стало, вся нагрузка по хозяйству легла на плечи внука.

- Да что тут сложного?! Я постоянно при доме, вот у деда всему и научился…  Где родился, там и пригодился, и никуда мне не хочется отсюда уезжать.

Сельские властелины

Хозяйство богатое у Кириков было всегда: две коровы, конь, свиньи. Как настоящий хозяин Валерий должен был построить дом. Начать это затратное дело с пустым кошельком не получится. Сначала стали сдавать в государство молоко от двух коров, потом четыре завели, а дальше – больше. Понемногу и целое стадо получилось. Сегодня – уже 12 дойных коров.

Для их содержания хозяин возвел просторное помещение, где предусмотрено механическое удаление навоза. В ближайшей перспективе Валерий планирует установить там молокопровод и молочное холодильное оборудование.

Мысли о расширение личного подсобного хозяйства до фермерского в последнее время не оставляют молодого сельчанина.

- Для нормального функционирования фермерского хозяйства нужно хотя бы гектаров 50 земли и для пашни, и для сенокоса, и для выращивания зерна, - рассуждает Валерий Иванович. – В этом году благодаря местной власти удалось «прирасти» 12-ю гектарами, за что наша семья  благодарна председателю райисполкома Анатолию Михайловичу Лодыга, который пошел навстречу и оказал содействие в решении земельного вопроса.

Валерий согласился показать корреспондентам "Да новых перамог" свои владения. Сначала хозяина и гостей приветствовали три с небольшим десятка ухоженных бычков, которые стояли у ограждения загона. Одни покорно склоняли свои чубатые головы, вторые радостно запрокидывали их вверх. Среди этого пестрого поголовья есть и бычки мраморной породы.

Еще более теплые взаимоотношения у Валерия с лошадьми. В личном хозяйстве у Кирика содержится девятнадцатилетняя кобылка Маша, которую он сам называет никак иначе как член семьи:

- Она у нас еще со времен дедушки. Взяли ее совсем жеребенком: обучали, тренировали. Когда обзавелись техникой и землю стали обрабатывать трактором, нагрузка на Машу стала совсем небольшой, так она у нас самостоятельно и живет: утром пошла на выпас, к вечеру вернулась. Это не только моя радость, и дочка Даша на ней верхом с удовольствием катается: в седло - и вперед.

Вообще девочке очень нравится с папой по хозяйству возиться, особенно вместе на тракторе рулить.

- Но, откровенно говоря, мне бы не очень хотелось, чтобы дети втягивались в этот труд. Сложный он и неблагодарный, - сетует Валерий.

Так говорит В.Кирик, а сам жизни другой не представляет нигде, кроме как в деревне. А ведь уже давно построен уютный дом в райцентре, куда несколько лет назад перебрались жена с детьми. В городе для них больше перспектив и занятий. Сыну Максиму удобнее добираться в СПЛ, первокурсником которого он стал в этом году, Даше – в школу. Только вот жене Валерия - Валентине, приходится с раннего утра торопиться в Заельню, чтобы помочь супругу управиться с хозяйством. Затем молодая женщина направляется на работу в ОАО «Грицевичи», где трудится весовщицей и фуражиром на местной ферме.

Кстати, в ведении на ТФ «Заельня» у ее бригадира Валерия Кирика приличное общественное стадо молодняка КРС и на откорме, в подчинении – коллектив животноводов и полеводов, которые управляются на ферме, в зерноскладе, на картофелехранилище.

Как только сил хватает и времени на все – задаемся вопросом. Вот на недостаток часов в сутках и сетует Валерий Иванович:

- Их хотя бы 48, а не 24, - улыбается и продолжает разговор, – а то запланируешь с вечера кучу дел, а к следующему и с половиной не справишься.

И это при том, то ежедневный подъем у него в 4 утра. До семи на своем подворье «крутится». Потом спешит на работу до 15-16 часов, и дальше до девяти вечера – вторая смена снова дома.

Ну откуда брать силы, энергию?! Наполняется хозяин ими, трудясь на земле, от нее черпает новые ресурсы, ею подзаряжается. Кажется порою, надоело все, устал, а потом отойдет тоска и опять тянет в работу. Не может он без забот. А еще отдушина его – табун лошадей в хозяйстве.

Почти восемь лет Валерий занимается с лошадьми в ОАО «Грицевичи». Он для них и конюх, и врач, и воспитатель, а главное – друг.

- Это, пожалуй, единственное, что удерживает меня на работе на предприятии. Люблю лошадей – и все тут! Больше всех из животных к ним моя душа лежит. Если к ним с добром, и они тем же платят, - эти слова В.И.Кирика были сказаны по-особому тепло и душевно.

Валерий Иванович – человек разносторонний и, как говорится, мастер на все руки. Одно из его увлечений в свое время переросло в доходное для семейного бюджета дело.

Бортничеством он стал заниматься давно. Были времена, когда наш земляк содержал до 30 собственных пчелосемей и еще 60 - в ОАО «Грицевичи», а мед реализовывал далеко за пределы района.

Многих своих покупателей Валерий обучил этому ремеслу, и знакомые из разряда клиентов перешли в категорию «коллег», благодаря тому, что на личных подворьях развели пасеки.

Вероятно, из-за переизбытка меда на рынке стало сложнее с его сбытом. Но Валерий Кирик не отказался от этого занятия, а с удовольствием продолжает баловать друзей и знакомых  натуральным продуктом от пчел, которых у хозяина сейчас под два десятка семей.

- И это еще не все, - ошарашивает В.И.Кирик. - Ну, как же в деревне без свинок?! Птицу я даже в расчет не беру – ходит она там по двору, мешается только под ногами.

А за этой шуткой тоже лежит огромный труд – куры, утки, гуси, индюки, да не по одному десятку, - ведомство Валентины Кирик, на плечах которой еще и уход за двумя домами сразу.

- Знаю, что и ей поднадоел все эти мотания из города в деревню, иногда спорим по этому поводу, но ничего с собой не могу поделать. Не хочется мне выезжать отсюда и все… - делится сокровенным Валерий Иванович.

- А что должно произойти, чтобы Вы изменили свое решение?

- Да не знаю, может мир перевернулся бы вверх тормашками… Деревня наша хоть и неперспективная, но меня держит крепко. Хочется, чтобы здесь была жизнь, бурлила и кипела. Еду и каждый день думаю, что все угасает и зарастает больше и больше. За это болит душа. Люди умирают, а приезжает сюда мало, пару горожан купили себе дачи, но разве этим спасешь деревню, - рассуждает собеседник.

С Богом в душе

Семья Кириков всегда была уважаемой в деревне, сельском Совете. Восемь лет назад районный комитет ОО «БРСМ» пригласил их принять участие в проекте «Властелин села-2011». Легко заельненцы получили путевку на областной конкурс, а оттуда – на республиканский, который проходил во время «Дожинок» в Молодечно. Те времена победители сейчас вспоминают уже с ностальгией, разглядывая фотографии семейного альбома.

Знали ли они, что с тех пор их хозяйство развернется до таких масштабов, что так скоротечно будет пустеть родная деревня?!

К слову, о судьбе Заельни у Валерия Кирика особенно болит душа. Он помнит со своего детства те времена, когда шумно и весело сельчане проводили здесь время, как дружно жили – одной большой семьей без зависти и склок, с Богом в душе.

Помимо масштабных домашних забот, обязанностей в ОАО «Грицевичи», Валерий Иванович ведет немалую общественную работу, являясь старостой Заельни. Но, уверены, не будь он в этом положении, не меньше внимания и беспокойства проявлял бы по отношению к родной деревне, ее прошлому.

На кладбище в Заельне стоит небольшая часовенка. Последние 10 лет в ней периодически проходит служба, которую ведет отец Валерий Вечерко.

Этому небольшому строению порядка 140 лет. Оно многое перетерпело на своем веку. В 1987 году практически сгорело дотла: остались лишь крыльцо и одна стена.

Валерий Кирик помнит тот день, когда он еще совсем ребенком прибежал на кладбище вместе с односельчанами, а здесь тлели головешки, сзади за престолом обугленный черный столб, и лежали кованные с куполов кресты.

Позже молодой мужчина, занимаясь ремонтом часовни, эти кресты вместе со своими помощниками отреставрирует, и они до сир пор находятся на своем месте. Местные жители всеми усилиями постарались возвести святое строение. Но три десятилетия наложили свой отпечаток, и Валерий Кирик со своей командой заельненских дедушек опять взялись за ремонтные работы в часовне.

Поначалу вычистили от мусора и дикорастущих кустарников само кладбище. А потом перешли к строению: залили бетонный пол, уложили плитку. Песком помогло руководство местного хозяйства, смесь месили самостоятельно все, кто принимал участие в импровизированном субботнике, а керамогранит Валерий укладывал сам. За помощь с людьми рассчитывался медом с собственной пасеки.

Немногим ранее староста деревни собственноручно изготовил из дерева престольную икону Рождество Богородицы. Все делал сам – от начала до конца. Это уменьшенная копия той, которая находится в Ёдчицкой церкви, где Валерий Кирик некоторое время прислуживал отцу Сергию.

- Понемногу преображаем это святое место, хочется сделать здесь настоящий маленький храм. В этом году установили новый резной красивый престол, купили хоругви и храмовую икону, некоторые лики святых местные жители приносили из дома, - рассказывает собеседник. – Прихожане собрали почти достаточно средств, чтобы весь пол уложить плиткой, поменять окошки, но средства пришлось израсходовать на изготовление госакта и  техпаспорта на землю.

Но такое обстоятельство не останавливает активистов, и на следующий год они запланировали дальнейшее переобустройство пола, немного изменить планировку и увеличить часовню по площади, чтобы соорудить настоящий притвор, а также обновить подсвечники, ну и к 21 сентября следующего года, на которое выпадает Рождество Пресвятой Богородицы, пригласить владыку Антония.

Вообще в этот день в Заельне всегда большой праздник. Все сельчане с разных сторон деревни спешат на службу в часовенку. Организуется объезд автобусом по улицам населенного пункта и сбор прихожан. А по окончании молебна самодеятельные артисты приглашают на концерт.

- Вот и вся радость в деревне, - резюмирует Валерий Кирик. - Хочется там навести порядок и оставить какой-то след после себя. Еду, думаю, вот жили несколько поколений в этом доме сельчан, три, пять лет постоял после их смерти – и убрали. И все, ничего нет – снесли. А часовня простояла до нас 140 лет, вот как мы ее сохраним, укрепим, зависит, в каком состоянии достанется нашим потомкам.

Может, еще и триста ей судьба там быть. Ведь в приход этой незамысловатой часовни отдано в наследство старинное Евангелие с такой же ценной атрибутикой. Этому имеется своя история.

Рядом с кладбищем в 60-ые стоял небольшой хуторок. Хозяин его был ключником этой церквушки. Когда в 1961-1963 г. закрывали грицевичскую церковь, дедок, дознавшись об этом и понимая, что все оттуда будет растаскано, положил в сумку и принес домой евхаристический набор – чашу и дискос ручной работы, лжицу, копие, напрестольное Евангелие 1905 года. Об этом никто из местных ничего не знал. Уходя из жизни, дедушка передал ценности своему внуку, но и тот свято хранил молчание. И вот когда часовня на кладбище в Заельне была восстановлена, закончился молебен и все стали расходится, к Валерию Кирику подошел сельчанин, присутствующий на службе от начала до конца и пристально за всем наблюдавший, стоя на крыльце, протянул сумку с дрожащими руками и сдавленным голосом произнес:

- Я вижу, что вы восстановили нашу святыню, поэтому есть кому передать это «сокровище», кто будет хранить его для будущих поколений.

Эта церковная атрибутика иногда «принимает» участие в службах, а Валерий Иванович намерен восстановить переплет старинного Евангелия, для чего он уже обращался в Свято-Елизаветинский монастырь. Но, к сожалению, сумма пока неподъемная для заельненцев, однако веру в благие дела они несут в своем сердце. Авось, с Божьей помощью все получится.

Дань памяти деду фронтовику

У входа в часовню с правой стороны буквально в прошлом году появилась памятная доска с 39-ю фамилиями бывших жителей деревни, которые были участниками Великой Отечественной войны. Одни из них пошли на фронт и не вернулись, судьба других неизвестна до сих пор, а некоторые восстанавливали послевоенную жизнь своим мирным трудом на Родине.

Когда не стало дедушки Валерия Кирика Л.А.Крыжика – последнего ветерана войны д.Заельня, на семейном совете молодые продолжатели рода фронтовика постановили увековечить память деда и всех участников, и ветеранов войны их деревни в мемориальной доске. И здесь началась скрупулезная и кропотливая работа. Долго-долго с прежним военкомом Д.Н.Годуном в военкомате Валерий Иванович искал, выбирал фамилии земляков, чтобы никого не оставить и не пропустить. Сверяли с книгой «Память», поднимали архивы, похоронки, кому вручали, где именно. Было несовпадение по датам и даже по фамилиям. Все переуточняли по несколько раз.

Когда в списке оказались 39 человек, даже специалисты военкомата были удивлены, что только из одной деревни столько ушло на фронт мужчин. У двух матерей на войне погибли по три сына, у одной из них злодейка-смерть забрала их за месяц. Похоронки приходили в основном из Восточной Пруссии, Чехословакии, где было самое пекло войны.

Мемориальную доску установили в родительскую субботу перед Троицей, участие в ее открытии принимал Дмитрий Николаевич Годун,  молебен и панихиду служил отец Валерий Вечерко. Из деревни сюда шли кто мог и кто не мог. Присутствовали восьмидесятилетние женщины, отцы которых погибли на войне. Некоторые даже не знали, где погибли и похоронены их родственники. За такую масштабную работу и воплощение идеи Валерия Ивановича Кирика – икренне благодарили сельчане.

В деревне заведено, что усопших на кладбище посещают на Пасху. После преклонения к могилке родственники направляются в часовню, чтобы поставить свечи, почтить память умерших. И свой взгляд они всегда останавливают на гранитной плите, выискивая знакомые фамилии, и не верят, что столько людей небольшой деревни погибло в 40-х.

Когда в деревне во время войны стоял немецкий лагерь для пленных, работала пилорама, и фашисты позиционировали себя здесь хозяевами, непросто приходилось и тем, кто остался в Заельне. Однажды местные жители узнали, что немцы намереваются сделать из хуторов Хатынь – сжечь дотла. За одну ночь они напилили дуба в лесу, мужики чесали бревна и делали из них кресты, женщины ткали фартучки и за ночь обгородили селение крестами по периметру. На утро немцы едут и не могут понять, что это такое: вечером ничего не было, а теперь уже стоят кресты. Может, это обстоятельство, а может, что-то свыше отвело беду от Заельни, которая так и уцелела. Кстати, один из таких крестов перенесен на кладбище и вкопан неподалеку от часовни и хранит здесь покой и сейчас.

Много еще подобных историй о прежней жизни своей деревни насобирал от старожил Валерий Иванович. Но я уверена, что ему тоже будет что рассказать своим внукам, даст Бог, правнукам, будущим поколениям. Ведь жизнь – в самом расцвете, а значит, многое он еще сделает для благополучия родной земли, которая держит его в своих крепких объятиях.

Ирина Шаг.

Фото Инны Федарчук, из архива «ДНП» и личного В.И.Кирика.

Отправить комментарий