Дошкольницу Ирину папа-ветврач часто брал с собой на работу. В силу специфики профессии бывал в домах земляков для оказания помощи в лечении животных. И вот в одной семье малышка увидела девочку, играющую на цимбалах. В этот момент внутри у нее что-то щелкнуло, и она поняла, насколько безумно желает овладеть этим инструментом.
Но когда поступала в музыкальную школу, даже не помнила, как цимбалы выглядели, однако четко знала, что хочет на них играть. Пришла на собеседование, а прежний директор школы Сергей Михайлович Терпицкий стал агитировать на занятия скрипкой, мол, у нее такой хороший слух.
- Нет, я хочу только цимбалы, - категорично заявила 10-летняя Ирина. Мало того, что настояла на своем, так и была уверена, что дальше будет учиться в этом направлении и свою жизнь свяжет с данным инструментом. Казалось, где-то в подсознании было запрограммировано такое желание, и не рассматривала больше никаких других вариантов.
Вероятно, поэтому с самого начала учебы она девочке давалась легко. Дома занималась немного: времени особо не было, ведь из Щепичей в музыкальную школу добиралась или пешком, или на велосипеде с деревенскими мальчишками, но и особого напряжения тоже не ощущала. Тем не менее, наблюдая за ее занятиями, бабушка всегда приговаривала:
- Ой, Ирочка, отдохни, ведь тебе так болят ручки. Попробуй помаши молоточками, – пожилой человек не мог понять, что руки-то от этого не болят, но она представляла, сколько усердия все же стоит хорошая игра на инструменте. Насколько была хорошей, можно судить и по тому факту, что ученице посчастливилось солировать на одном из выступлений оркестра преподавателей школы.
Как назывался этот конкурс, И.В.Шалик, директор Клецкой детской школы искусств, сегодня не помнит, но подписанная ей книга по этому поводу членами жюри сохранилась до сих пор.
- Вообще, музыка в нашей семье звучала часто: папа на любительском уровне играл на трубе. Старшая сестра занималась на фортепиано в музыкальной школе, и двое младших (сестра на аккордеоне, а брат у меня на цимбалах) тоже серьезно постигали музыкальные азы, - вспоминает Ирина Викторовна.
С особым трепетом и уважением она относилась к своему преподавателю, который прикладывал множество усилий, чтобы сделать из «желторотых музыкантов» хороших специалистов, Наталье Романовне Феткевич.
Шесть лет учебы пролетело быстро. Будущее было предопределено, и Ирина стала учащейся Молодечненского музыкального училища народно-струнного отделения по классу цимбал. Еще четыре года увлекательной, яркой, наполненной музыкой и творчеством жизни пролетели не в заметку. И вот она – уже сама преподаватель Клецкой музыкальной школы – приступает к новому этапу в своей биографии. Хотя находилась в таком душевном состоянии, будто из школы никуда не уезжала – еще не закончили образование младшие ребята, которые пришли в музыкальную во время ее здесь учебы, окружал все тот же родной коллектив учителей и преподаватель Н.Р.Феткевич, к которой не переставала обращаться за помощью, советами и подсказками уже в педагогической деятельности.
- Не могу сказать, что стала преподавателем от Бога, - скромничает И.В.Шалик, - но у меня были хорошие ученики, талантливые ребята. Трое выпускников продолжили получать музыкальное образование: Инна Дорофей – в Барановичском музыкальном колледже, Алена Свиридова и Анна Драчан – Минском колледже искусств. Возлагала я большие надежды и на дочь Кристину, тоже свою ученицу, которая имела хорошие задатки, достигла некоторых наград различного рода конкурсов, вообще – имела перспективу в музыке. Но девочка, практически выросшая в школе, мотивировала свой отказ от творчества тем, что видела, сколько труда приходилось вкладывать в свою работу мне – ее матери.
А она и правда много времени отдавала школе и ее воспитанникам. Занятия на цимбалах проводятся по индивидуальной программе. Здесь Ирина Викторовна к каждому находила свой подход, выстраивала тактику, дети – разные и по-разному к ним следует относиться. Единого шаблона в данном случае нет.
Узнать характер, подобрать нужные слова, и все – с добром и пониманием, где-то – помочь в решении проблем ребенка, ведь они в педагогах видят близких людей, которым иногда можно доверить то, чего не всегда скажешь родителям. В этом случае преподаватель отчасти становился и психологом. Иногда сложные по характеру, восприятию мира ребята не проявляли желания к учебе, но И.В.Шалик может находить слова, убедить, для чего это ему надо:
- Занятия музыкой накладывают свой положительный отпечаток на всю оставшуюся жизнь, человек становится намного добрее и человечнее, что ценится в любые времена и при любых обстоятельствах. От понимания этого и у меня, как преподавателя, возникало чувство удовлетворенности своей профессией.
Но наступил август 2015 года, и все кардинально в ней изменилось. Должность директора стала обязывать не столько продолжать работу с учениками, сколько заниматься более серьезными вопросами – отвечать за детей и за коллектив, школу и всю ее базу. Первое, за что взялась новый руководитель на очередной ступеньке карьерной лестницы, – ремонт здания. Не располагая достаточным количеством средств, вместе с коллективом единомышленников стали своими силами наводить красоту – расписывали стены, эстетически оформили холл. Постепенно, понемногу…
И теперь в школу приятно зайти и своим детям, их родителям, и сторонним людям. Занимаясь музыкой, нельзя оставаться равнодушным к эстетике, поэтому во всем директору хотелось создать стиль, комфорт, уют и красоту. Сама садилась и рисовала эскиз музыкального ключа, который муж Ирины Викторовны воплотил в жизнь и помог разместить на фасаде здания школы.
К новогодним праздникам вместе с коллегами создают концепцию украшения и потом реализовывают идею. Приятно, что в этом году она была по достоинству оценена, и Клецкая ДШИ в своей номинации стала победителем тематического районного конкурса. Ну а летом школа утопает в цветах. Дома у И.В.Шалик их – огромное множество и разнообразие, с любовью относится к растениям, и они благодарят беспрерывным цветением от весны до осени.
В этот период все горожане и гости Клецка могут видеть, как благоухает разноцветием музыкальная. Иногда она так увлекается заботой о ней, что на втором плане оставляет собственный дом. Но это женщину не огорчает, ведь и ДШИ для нее – своего рода тоже родное место, где трудится 31 год, а с того момента, как переступила его порог в качестве воспитанницы, прошло вообще четыре десятилетия.
Ирина Викторовна – человек неравнодушный и небезразличный к чужим проблемам, заботам коллег, а тем более – достижениям школы. Вместе с учителями и учениками музыкальной на конкурсах и мероприятиях стараются о ее существовании заявить во весь голос. И им это удается.
Важнейшим достижением последних лет является победа в областном конкурсе «Напеў зямлі маёй», где взяли его Гран-при и в подарок получили микроавтобус «Пежо». Во время подготовки в этому творческому экзамену сама Ирина Викторовна целенаправленно работала над оригинальностью и необычайностью в презентации коллектива. Так родилась идея соединить в единый два коллектива – детский и преподавательский хоры, в результате чего на сцену вышли 60 участников, а сам номер получился эффектным и душевным.
Значительно укрепил имидж школы и получивший статус республиканского конкурс «Музыкальные искорки», родоначинатели которого – старшие коллеги. Его юбилейный концерт с участием победителей прошлых лет прошел в малом зале филармонии им.Ширмы.
Но не на показ работает школа. Здесь – ежедневный кропотливый и сложный процесс. Отрадно что, несмотря на некоторую непопулярность народных инструментов среди современной молодежи, в ДШИ цимбалы пользуются спросом.
Четыре преподавателя игре на них работают в школе в городе и один – в ее Синявском филиале, и все – на полные ставки. Кстати, они когда-то в разные времена закончили Клецкую музыкальную школу и вернулись в ее стены преподавателями, все – ученики Н.Р.Феткевич, с детства знакомы друг с другом и горды, что достойно продолжают ее дело. Педагоги умудряются набрать ребят на полную потребность, «заряжают» их энергетикой цимбал, пропагандируют народные инструменты. И в первую очередь – через агитационные выступления в школах, выездные концерты и участие в районных мероприятиях.
Уверена, земляки знают и любят детский ансамбль цимбалистов «Звоночки», который ребята с удовольствием посещают, где воспитывается дух коллективизма, дружбы. Существуют разные его составы – от дуэта или трио до полного (12 участников). Кстати, трое прежних цимбалисток так сдружились в ансамбле, что все вместе поступили в музыкальное училище.
Отдушиной Ирина Викторовна называет еженедельное участие в репетициях народного оркестра народных инструментов учителей школы «Гармония», где играет со дня его образования, и гордится, что выполняет первую партию цимбал.
- Считаю, если бы не этот опыт, потеряла бы в технике, а ее нужно поддерживать изо дня в день. Сколько бы я не задумывалась над своей трудовой биографией, над тем делом, которое стало приоритетным в жизни, понимаю, что верный когда-то сделала выбор. И какими правильными оказались те детские предопределения, как тонко юная душа предвидела будущее: цимбалы в моей жизни – навсегда!
Ирина Шаг.
Фото из архива ДШИ.
Отправить комментарий