Теплый июньский полдень. Наша машина, петляя по проселочным дорогам вдоль фотогеничных рапсовых полей, минует Несвиж, разморенный предгрозовой духотой, и въезжает в Рассвет.
Рассвет как Рассвет – обыкновенный белорусский поселок с аккуратными, утопающими в сирени дворами, словоохотливыми тетушками, магазином «Родны кут» и автолавкой. У школы нас встречают двухметровый желтый робот и директор Сергей Леонидович. Впрочем, обо всем по порядку: зачем PR команда Godel приехала в Рассвет и что увидела за дверью вполне обычной на первый взгляд сельской школы?
В начале весны нам пришло письмо – нет, не по e-mail, а настоящее бумажное письмо. В нем,по-детски искреннем, обращаясь к «дзядзе дырэктару», ученики Рассветовской средней школы Клецкого района просили помочь обустроить кабинет труда, гдеможно учиться готовить и шить: отремонтировать класс, купить мебель, швейные машинки и кухонную технику. Не откликнуться мы не смогли.
В начале июня ребята прислали не менее трогательный видеоролик с результатами о проделанной работе: несколько IT компаний, включая GodelTechnologies, помогли школьникам оборудовать кабинет труда, кухню и санузел, купить мебель для классов и столовой. Директор Дубман Сергей Леонидович пригласил в гости – посмотреть, что получилось.
Школа встречает привычным «Добро пожаловать» над дверью и запахом свежей краски. Сергей Леонидович с обаятельной улыбкой приглашает в кабинет директора. Первое, на что обращаем внимание – дипломы, гранты, грамоты, благодарности – их на стене не меньше сотни. Откуда? Чем прославились рассветовские школьники?
– Наши ребята активно занимаются программированием на языке Scratch. Учителя – Влад, историк по образованию, и Наташа, психолог – начали вникать в эту сферу и вместе вести направление. Как-то приходит ко мне наш второклассник Леня, будущий программист, и говорит: «Сергей Леонидович, купите нам роботов, хотим заниматься робототехникой!». Я ему и отвечаю, что денег нет, но можно написать письмо в ПВТ и IT компаниям – вдруг помогут? Сказано – сделано: писали ребята сами – гуртом, как казаки турецкому султану (смеется). Более сотни компаний получили эти письма. Под Новый год нам начали присылать роботов: кто одного, кто двух. Из одной компании позвонили и спрашивают: «Сергей Леонидович, что вам нужно? Компьютерный класс нужен?». Я отвечаю, есть компьютерный класс, нужны роботы: у нас ведь сейчас в школе двадцать заинтересованных, хотя бы по одному на двоих. Сказали, что привезут десять наборов, и привезли. Еще одна компания нам «микробитов» подарила: приехали, посмотрели, как наши ребята с роботами возятся, и решили оборудовать нам STEM класс.
Сергей Леонидович, как радушный хозяин, водит нас по замечательно оборудованным кабинетам, с азартом показывает роботов – их создали сами школьники вместе с Владом и Наташей.
– Призовые места на конкурсах занимаем – и республиканских, и международных. В декабре вот собираемся в Эстонию. Среди сельских школ мы первые по технической оснащенности. У нас 3D принтер, ноутбуки, графические планшеты, дрон – всего хватает, есть куда расти.
В STEM классе встречаем тех самых Влада и Наташу – молодых ребят с глазами, горящими идеей создавать роботов, полезных людям. И для этого не надо покорять мир – достаточно небольшого кабинета в рассветовской школе и таких же энтузиастов – от 8 до 16 лет.
– Вот это – прототип робота для исследования Луны, а вот это – проект для Минздрава, он определяет остроту зрения. Мы на 3D принтере распечатали камеру – она может прочитать объект, выделить, назвать его, описать.
Влад включает небольшого робота, и тот приходит в движение.
– А это – робот, который бесконтактно подает антисептик: подносим руку к ультразвуковому датчику, рычажок опускается на кнопку пульверизатора, и жидкость капает прямо в ладонь. Механизм придумали и сконструировали дети.
Спрашиваем Влада, как он умудряется совмещать преподавание истории с кружками по программированию.
– Я преподаю историю, труды, занимаюсь робототехникой, вот физкультуру уже не веду (смеется). После университета окончил курсы ПВТ, Минского областного института развития образования, кое-что сам изучил, стали заниматься с ребятами. Три года назад ПВТ запустил проект «Программирование как вторая грамотность», и мы начали участвовать в конкурсах. Побеждали, выигрывали призы, вот и получили столько техники – до сих пор не во всем, что тут есть, разобрались. Недавно мы участвовали в конкурсе «100 идей для Беларуси». Ребята поставили на магазинную тележку движок. Она подъезжает к полкам, считывает QR коды товаров.
Сергей Леонидович подхватывает:
– У нас и видеокружок есть, два года назад молодая учительница начала этим заниматься, потом ушла в декрет, и Влад подхватил ее инициативу. В прошлом году поехали на республиканский конкурс с презентацией по рациональному распределению мусора, заняли там первое место, и нам подарили фотоаппарат. Ну пойдемте, покажу кабинет трудов.
Заходим в небольшое, уютное помещение. Удобные стулья, швейные машинки, яркие нитки, лоскутки.
– Этот класс и кухню мы оборудовали в бывшем складском помещении. Кабинета труда у нас не было, а детям хотелось учиться шить и готовить. Говорю: «Денег у нас нет, но можем написать письмо». Написали, откликнулись GodelTechnologies и еще шесть компаний, мы закупили все необходимое. Теперь к сентябрю будет хороший класс.
Любуемся, щупаем стулья, рассматриваем столы и машинки – от осознания того, что GodelTeam приняла в этом участие, слегка щиплет в глазах и краснеют щеки.
– Сам я из Крупского района, в школе с 1986-го, работал учителем младших классов, два выпуска у меня было. 15 лет работал завучем, потом директором. Школка маленькая у нас, поселок молодой – около 60 лет ему. Тут когда-то при Союзе была база горюче-смазочных материалов, в 1960-е построили этот поселок. С тех пор многие разъехались, детей всего 10 человек осталось. Школу закрыть хотели. Пошли мы по деревням – приглашать детей сюда. Я выбил два автобуса, теперь вот ребят собираем из 14 поселков двух районов – 82 ученика у нас. Сегодня рассветовская школа – одна из крупнейших школ района. В прошлом году в вузы поступили 90% наших выпускников: на военный факультет по специальности «Информационные технологии», в БГУИР, БГАТУ, медицинский колледж.
– Мы стараемся развивать IT, биологическое и, конечно, трудовое направления – дети у нас сельские, работящие. Главное, создать условия, и таланты раскроются. Мальчик Даник в нашу школу перешел из другой деревни. Зажатый, стеснительный был. Вместе с ним мы начали заниматься веб-дизайном – в республиканском конкурсе призовое место занял!
– А вот в Москве мы заняли 3 место среди 40 стран мира в конкурсе по биологии. Как получилось? Несколько лет назад в лесу неподалеку начала усыхать сосна. Мы с ребятами провели исследования и составили прогноз о том, что ожидает Беларусь и соседние страны в связи с жуком-короедом. Мы и рекомендации дали, но нас никто не послушал. Теперь вот имеем то, что имеем.
Тем временем Сергей Леонидович ведет нас в школьный сад – под раскидистыми яблонями столы с лавочками. Хорошо!
– Сок березовый попробуйте – в городе точно такого нет. У нас же все свое, никакой химии!
Пробуем, выпиваем по стакану. И еще по одному. Действительно – вкусно, сил нет!
– Вообще стараемся зарабатывать деньги сами – все, что удается заработать, вкладываем в технику для школы. Как? Есть у нас бизнес-кампания (смеется). Мы вяжем веники: ездим в лес на санитарные вырубки. Младшие веточки обрывают, старшие связывают. В год делаем около тысячи веников, а один веник стоит 2 рубля – продаем в колхозы. Собираем бутылки: в последний раз собрали сто мешков, это примерно пять тысяч штук. На балансе школы 2,5 гектара земли, у нас огороды есть – за каждым классом закреплен участок. Мы продаем овощи – картошку, капусту, бураки – больницам, детским садам и школам. Деньги небольшие, но вот недавно 200 рублей заработали, решили – купим микрофоны для видеоцентра. У нас и коник есть – из колхоза нам выделили, мы его назвали в честь одной из компаний, которые нас поддержали.
С Владом и Наташей идем смотреть «коника», а Сергей Леонидович мчится встречать еще одних гостей из Минска, которые подарили школе мотоблок. Вокруг него уже толпятся школьники, в глазах – неподдельный восторг.
Спрашиваем, не тесно ли молодым учителям в сельской школе с такимиIT навыками.
– Нет, что вы! Когда есть интерес – к тебе, к твоим идеям, когда уважают твой труд, тогда и работать приятно, и хочется сделать еще и еще больше. К нам приезжают дети из Клецкого и Несвижского районов, мы им показываем STEM класс, приглашаем заниматься. До ситуации с COVID каждую субботу у нас тут ребята бывали, всего около 700 человек! Мы устраиваем IT каникулы, во время которых школьники занимаются программированием на Scratch и робототехникой. Очень хочется, чтобы как можно больше детей узнали, что это такое.
Возвращается Сергей Леонидович, угощает нас травяным чаем собственного сбора и медом со школьных пасек (оказывается, яблоки с медом – это необыкновенно вкусно!), сетует на то, что нам пора в город и мы не успеваем посмотреть заброшенную деревню.
– Бабуля с дедулей у нас там одни живут. Лес рядом, три водоема – на «удаленке» работать – то что надо! Ну чего вы, раз от разу прыедуць і то спяшаюцца... – добавляет.
За столиками под яблонями сидят ребятишки – паренек лет восьми, девочки-подростки. Пьют чай с «Кусочком счастья». Работницы столовой выносят чай на подносах. Скоро вернется Сергей Леонидович и пойдут сажать капусту – жара спадает.
Из Рассвета уезжать не хочется – как не хочется покидать дом, где очень хорошо. То ли энтузиазм директора, то ли горящие глаза молодых учителей, то ли ребята, обступившие маленький трактор, то ли травяной чай и душистый мед, то ли аккуратные огороды, то ли лошадка, а скорее всего, все вместе оставили тепло и гордость в душе за небольшую школу, где умеют учиться, трудиться, двигаться вперед, а самое главное, очень любить свое дело.
***
Сергей Леонидович машет на прощание рукой и остается позади – вместе с желтым роботом. Хотелось бы вернуться сюда снова – обязательно захватить с собой яблок и покормить лошадку по имени Гёдель.
Пресс-служба Godel Technologies.
Отправить комментарий