Он, обычный сельский школьник, до выпускного бала нигде дальше Клецка не бывал. Тем не менее все его грезы-мечты тянулись к морю, которое никогда не видел. В захватывающих видениях-путешествиях оно представлялось ему то спокойным и тихим, то штормящим, бушующим…
И непременно он на борту корабля – статный матрос в бескозырке и красивой черной форме. Пронеслись, пролетели годы, успевшие сплестись в десятилетия.
…Леонид Адамович вышел в отставку в звании капитана второго ранга. Его стремления воплотились в реальность! Только мало кто знает, сколько парню из небольшой клецкой деревни Рубеж пришлось для этого потрудиться, проявляя неимоверное усердие, терпение и завидную целеустремленность. Но как не было трудно, наш земляк Л.А.Станкевич остался верен своей юношеской большой мечте и христианским заповедям.
Рубеж – начало начал
Утром последнего майского дня юбиляр встречал у порога гостей – исполняющего обязанности председателя районного совета ветеранов, председателя Клецкой районной организации «Белорусский союз офицеров», второго секретаря райкома КПБ Игоря Львовича Шафрана и районного военного комиссара Владимира Ростиславовича Ермашевича – в парадном кителе, унизанном множеством наград.
Все с той же военной выправкой, подтянутый, моложавый, с легкой улыбкой на устах. И слушая звучавшие поздравления, с трудом верилось, что на циферблате жизненных часов этого светлого человека успело промелькнуть 85 полных, насыщенных яркими красками и добрыми делами годовых циклов.
У визитеров нашлось немало искренних, идущих от их сердец слов в адрес Леонида Адамовича, слегка растерявшегося от такого внимания к себе. И немудрено, ведь гости со знанием дела апеллировали фактами: истинный, пользующийся большим авторитетом офицер, состоящий в районном «БСО» с 2006 года – дня образования организации.
Настоящий патриот своей страны, добрый наставник молодежи, всегда готовый на встречу с ней и открытый, доверительный разговор. Очень начитанный, мудрый, общительный человек…
– От имени областного совета «Белорусского союза офицеров» поздравляю Вас с прекрасным юбилеем. Примите Почетную грамоту нашей районной структуры как знак признания Вашего значительного личного вклада в патриотическое воспитание подрастающего поколения, активной жизненной позиции, примерной работы в общественной организации.
Вам также адресована Благодарность председателя Клецкого райисполкома А.М.Лодыга. Самые теплые пожелания найдете и в традиционной тематической открытке от ветеранов, ведь Вы - один из самых активных членов районной ветеранской организации, – передавая премии и подарки, говорил Игорь Львович.
Личную коллекцию наград Леонида Адамовича в тот день пополнила медаль «75 лет Победы над фашистской Германией». Вручая ее, райвоенком высказал признательность юбиляру за многолетнюю активную работу и творческий подход в решении задач по патриотическому воспитанию.
– Вы постоянно, главное, с искренним желанием приходите на встречи с учащимися и призывниками, которые всегда с большим интересом слушают Ваши рассказы: о первой в мире атомной станции, об испытаниях атомных энергетических установок на первых подлодках, о первом всплытии на Северном полюсе… Что, впрочем, неудивительно, ведь Вы – непосредственный участник всех тех знаковых событий, к тому же отменный рассказчик.
И в целом, за плечами у Вас такой богатый опыт практической работы во благо родной страны. Многие ребята после подобных захватывающих бесед задумываются о том, чтобы и свою судьбу связать с военной службой. Спасибо Вам огромное, – был искренен Владимир Ростиславович.
Леониду Станкевичу действительно есть чем поделиться с людьми: и жизненным опытом, и накопленной мудростью, и сердечной чуткостью, и искренней верой… К нему тянутся все. Родные, чтобы окунуться в неисчерпаемый океан любви и поддержки; подростки – чтобы поверить в себя и возможность достижения, казалось бы, нереальной, но такой желанной цели; односельчане – чтобы помог разрешить какие-то житейские вопросы и просто пообщаться с замечательным, так много повидавшим на своих жизненных путях-дорогах земляком.
Вот и в часы нашего приезда на мобильном телефоне юбиляра практически не умолкала зазывная мелодия. Звонили друзья из России и разных уголков Беларуси, дальние родственники и просто знакомые… А все начиналось здесь, в Рубеже.
«…Эти три березы при жизни никому нельзя отдать»
– Всю свою жизнь старался выстраивать в соответствии с принципами, заложенными в отчем доме, – признается Леонид Адамович. – Вырос я в крепкой православной семье. Отец Адам Филиппович был хорошим мастером – портным. Никогда не слышал от него непотребного грубого слова, а вот поэтические строки он порой цитировал, был большим приверженцем поэзии. Мама Мария Алексеевна пела в церковном хоре.
Добрейшая женщина. До сих пор помню ее напутствия – будь честен, «твори добро, и нет большей радости…» По сути, в собственной семье царили эти же законы, мы с супругой выстраивали отношения на полном доверии и открытости. 24 года назад Галина Федоровна, моя Галочка, ушла из жизни. Так рано. Так больно. До сих пор…
До выхода в отставку Леонид Адамович успел построить в Минске четырехкомнатную квартиру, но без верной спутницы ему в ней оказалось нестерпимо «тесно». И он оставляет дочери благоустроенное жилье в столице, а сам переезжает в деревню к своим стареньким родителям, которым уже требовались помощь и уход.
Досмотрел их, как и предписано сыновним долгом. Что ж, можно возвращаться к городской суете, ведь тут уже ничто не держит. Хозяин этого теплого дома думает по-другому:
– Здесь покоятся отец и мать, кладбище недалеко. Здесь моя родная земля. Здесь свобода, до боли знакомый каждый уголок в округе. Очень нравятся здешние природа, места, которые не раз снились под толщей морской пучины, и сейчас подпитывают, дают силы. Никто не мешает, и я никому не докучаю. Было бы только здоровье. Трудно? Есть немножко. Но я ведь на атомной подлодке нормально устраивался, а в отчем-то доме – подавно.
И сразу же легко, эмоционально наизусть цитирует стихи с собственными правками, по всему видно, так близкие его мироощущению:
Вы знаете, все-таки родина
Не дом городской, где я праздно жил.
А эти проселки, дедами исхожены,
И простые кресты наших братских могил…
Я вспоминаю не страну большую,
Которую изрядно изъездил, исколесил.
Я вспоминаю родину такую,
Какой в детстве ее познал.
Клочок земли, припавший к трем березам,
И дальняя дорога за леском.
Речушка со скрипучим перевозом,
Песчаный берег с низким ивняком.
Вот где посчастливилось родиться!
Где на всю жизнь, до смерти,
Нашел ту пядь земли, которая годится,
Чтоб видеть в ней приметы всей Земли.
Да, можно выжить в зной, пургу, метели,
Можно голодать и холодать, идти на смерть,
Но эти три березы
При жизни никому нельзя отдать…
Стихи… Это отдельная повесть в жизни Леонида Станкевича. Очень любит творчество Симонова, Есенина, Гамзатова… Многое читает по памяти. Особенно ему близки строки патриотической направленности, лирика. Скорее всего, эта тяга к прекрасному передалась с генами отца.
Да и сама судьба подарила возможность находить время для чтения, ведь чем-то нужно было заняться на корме атомной подлодки в свободное от несения вахты время.
Мечта о море стала явью!
Море, флот, подводные лодки – с ними связана вся трудовая жизнь нашего земляка. Бредил он морскими просторами с детства. Хотя, если бы не смог проявить настойчивость, мечта так и осталась бы просто мечтой… Врачи призывнику, желавшему проходить срочную службу на флоте, вынесли неутешительный вердикт – «остаточное явление после перенесенного плеврита». Подобный диагноз однозначно закрывал путь к морфлоту.
Но не для этого целеустремленного юноши. Чтобы получить «допуск», сам инициировал и прошел множество медкомиссий, и скоро заветная справка о годности была на руках. А в октябре 1954 года был призван в ряды Советской Армии на Балтийский флот.
Правда, даже облачившись в столь желанную форму, моряк все же не сразу попал в плавсостав: после окончания учебного отряда связи на станцию Балтийск прибыл в качестве телеграфиста-радиста. Однако такая полумера абсолютно не устраивала: оставаться «сухопутным моряком» амбициозный парень не собирался.
Помог его величество случай – как раз был объявлен набор в Севастопольское высшее военно-морское инженерное училище. С успехом преодолев непростые вступительные испытания, Леонид стал курсантом престижного учебного заведения, и после окончания его в 1961 году получил специальность «автоматика и контрольно-измерительные приборы ядерных энергетических установок»…
В то время в Советском Союзе шло активное развитие ВМФ, которому необходимы были высококвалифицированные инженеры, в том числе и для эксплуатации атомных энергетических установок на подлодках. Дело новое, непростое, даже опасное, ведь в целом атомная энергетика только-только набирала обороты, и только первые образцы подводных лодок с подобными системами подачи энергии принимались в эксплуатацию.
Вот почему весь офицерский состав экипажа «К-172», к которому был изначально причислен Леонид Станкевич, прежде отправили на своеобразную практику-учебу на первую в мире атомную электростанцию в Обнинск. После этого перспективный специалист был назначен командиром группы автоматики телемеханики.
Продвижение по карьерной лестнице шло быстро, да по-другому и быть не могло, учитывая присущие этому неординарному человеку большую ответственность и высокую работоспособность: с 1966 года – он командир электротехнического дивизиона, с 1970-го – командир электромеханической части атомной подводной лодки «К-245»…
Прошелся по «макушке» Земли!
Да, именно той «К-245», которая в октябре 1972 года всплыла из-под толщи льда на северной «макушке» планеты!
– До нас на Северном полюсе еще никому не удавалось высадиться. Это дело действительно неимоверно трудное, под силу только опытной, слаженной команде. Особенно если учитывать, что в нашем распоряжении тогда не было современного навигационного оборудования, – делится воспоминаниями подводник. – Кстати, мероприятие и было организовано с целью проверки инерциального навигационного комплекса «Тобол» в высоких широтах. Первым делом следовало найти чистую воду, то есть полынь – расщелину во льду, в непосредственной близости от географической точки полюса.
Но как, когда с нашего борта ничего не видно? Помогали самолеты Полярной авиации. Чтобы координировать свои действия в соответствии с указаниями летных экипажей, связь поддерживали посредством специальной антенны: «приледнялись» ею к толще льда, и так получали нужную информацию с воздуха, хотя сами ничего не могли передать. Повезло, 21 октября в 5 км от физической оси земли обнаружилась пригодная для всплытия подлодки расщелина.
Экипаж высадился, и целых три часа провел на твердой «почве», то есть льду. Тогда на полюсе нами был установлен Государственный флаг СССР и оставлена капсула с землей, взятой перед походом от подножия монумента «Героям-подводникам ракетоносцев» в поселке подводников Гаджиево.
Даже по истечении стольких десятилетий наш земляк-подводник с теплотой вспоминает своих тогдашних товарищей-соратников, впоследствии занявших высокие посты в начсоставе ВМФ СССР, – командира подлодки, капитана второго ранга А.С.Афанасьева, контр-адмиралов В.Н.Чернавина и А.А.Матушкина… Со знанием дела говорит, как на подлодке устроены системы подачи воздуха и отвода углекислого газа, об испытанных чувствах, когда «…бывало очень сложно с воздухом», или «грозился выйти из-под контроля радиационный фон»…
Всякое случалось, ведь служил он на суднах, далеких от совершенства, по сути, экспериментальных. Вот уж, действительно, где пройдена борьба за живучесть…
Следующим местом дислокации семьи Станкевичей был город Северодвинск. Там размещался самый крупный завод Советского Союза по производству атомных подводных лодок. Высококвалифицированному офицеру с богатым опытом практической работы предложили должность ведущего инженера по приему и испытанию АПЛ.
Проводил Леонид Адамович эти испытания чаще всего не на макетах, а непосредственно на борту судов в морской пучине, где каждую минуту могло случиться что-то непредвиденное, ведь взятый на вооружение «атом» ох как капризен и непредсказуем.
Сколько нервов это стоило, здоровья? Кто теперь скажет. Бороздя просторы морей и океанов, отдохновение для души наш герой находил, читая художественную литературу, особенно стихи.
«Куда идем?»
Капитан второго ранга вышел в отставку в августе 1981 года. Вернулся в родную Беларусь, «берега» которой не омываются морями. И все же совсем без водной стихии обойтись не смог: трудоустроился в центральном совете ОСВОД БССР, где проработал еще десяток лет.
А затем позвала малая родина, село, где дожидались сына престарелые родители. Между заботами о них, о хозяйстве, без которого те даже в столь почтенном возрасте не представляли свое бытие, читал. Как-то попала к нему трилогия Генрика Сенкевича «Камо грядеши», которая буквально перевернула его мировоззрение:
– В этом романе-зеркале отображена не только история, но и противопоставление людей разной веры, разного положения и восприятия мира. Через судьбы героев в нем так переплетены смерть и надежда на возрождение, вера и проклятье, война и спокойствие мира, прощение и ярость, сумасшествие и разум. Каждый в «Камо грядеши», в буквальном переводе звучит как «Куда идем?», находит что-то свое.
Для меня эта книга – о вере в добро, в силу истинной любви, способной превозмочь все преграды. Только в великой классике прошлого можно найти такие примеры. Меня потрясло, из-за чего Нерон позволил себе сжечь Рим, вслед за которым ярко горела и людская совесть, потонувшая в реках крови невинных агнцев Божьих.
Роман дал мне возможность по-новому взглянуть на православие, задуматься, настолько ли верен суровый вердикт недавнего прошлого о том, что «религия – опиум для народа»? Вслед за «Камо грядеши» прочитал Новый завет, потом – Старый, затем Библию…
Далеко не сразу понял заложенные в эти Книги всех книг смысл, – признается мой седовласый собеседник с юношеским чистым взглядом. – Помогли книги, передачи доктора богословия, профессора Московской духовной академии Алексея Ильича Осипова на телеканале «Союз».
И сейчас стараюсь успевать к экрану телевизора ко времени трансляции его бесед, в которых он доходчиво, просто, понятно рассказывает о постулатах православной веры.
Леонид Адамович сокрушается, что в нашей непродолжительной по времени беседе, так часто прерываемой телефонными звонками, нет возможности подискутировать о понятиях «духовности» и «нравственности», объяснить свои убеждения, что «все мы нищие духом», «потеряли веру, не знаем, кто мы, что мы, для чего живем»…
Родительское воспитание – вот в чем этот мудрый человек видит спасение современного общества. Именно отец и мать должны вложить в ребенка душу, довести ему, что можно, а чего нельзя, что хорошо, а иное – скверно, недопустимо в поведении, помочь малому дитяти определиться, что в этом непредсказуемом сложном мире ближе по духу именно для него.
Он и сам благодарен в первую очередь родителям, матери, которая, отправляя его в самостоятельный жизненный путь, благословила, научила молитве «Отче наш», и наказала всегда просить у Бога прощения. Библейские строки «Делай что должно, и будь что будет…» стали для него непререкаемым кредо.
– Я с удовольствием откликаюсь на приглашения принять участие в различных мероприятиях, проводимых в местной, моей родной Заостровечской школе. Во-первых, потому что в ее стенах многое узнал и почерпнул для себя, за что искренне благодарен своим человечным, по-настоящему добрым учителям.
Во-вторых, чтобы помочь молодым людям разобраться в себе, понять, зачем они пришли в этот мир, что изначально делать, чтобы не притомиться на долгом пути. Думаю, получая аттестаты зрелости, выпускники уже должны иметь устойчивые представления, как жить, строить семью, растить своих детей, помогать родителям.
Ведь это только в юности кажется, что жизнь – длинная, все еще успеется-сложится, а она – словно одно мгновение. И сколько не живи – не надышаться. Но я теперь точно знаю, что легче всего дышится на родной земле.
К слову!
Леонид Адамович Станкевич: «Только вера помогает человеку управлять своими страстями. Согрешил – покайся. Умей выслушать собеседника, научись тактично высказывать личную точку зрения. Мне всегда была близка по смыслу пословица: «Если нечего сказать, то говори правду».
Кстати:
Л.А.Станкевич награжден рядом государственных наград Союза Советских Социалистических Республик, в том числе орденом «Красная Звезда», медалями трех степеней «За безупречную службу», а также «За боевые заслуги», знаками «Командир подводной лодки», «За дальний поход», «Покоритель Северного полюса», «За переход экватора», «За активную работу в ОСВОДе БССР», «Ветеран подводник».
Ольга Русинович.
Фото автора из архива «ДНП» и sb.by.
Отправить комментарий