Сейчас загружается

Обретенный рай: В Минске экспонируют рисованные ковры клетчанки

 

Работы клетчанки Ольги Пилецкой в эти дни экспонируются сразу на двух больших выставочных площадках.

11 «маляванак» методиста по народному творчеству Клецкого районного центра культуры стали частью коллективной выставки «маляваных дываноў» «Здабыты рай», организованной в Республиканском театре белорусской драматургии, а 12 вытинанок показывают в музее белорусского народного искусства в Раубичах.

Выставка «Здабыты рай» представляет коллекции белорусских «маляваных дываноў», созданных  современными мастерами, – сообщила Ольга Пилецкая. – Кроме моих одиннадцати работ, там представлены произведения Ольги Алексеевой из Дубровно, борисовчанки Веры Календы и минчанки Ирины Князевой.

«Маляванки» нашей землячки посетители Республиканского театра белорусской драматургии бесплатно смогут увидеть до середины декабря этого года.

Впервые выезжаю куда-то со своими «маляванками», – рада поделиться с другими своим творчеством Ольга. – Свою коллекцию «маляваных дываноў» я назвала «Живое». Именно за это название проголосовали мои друзья в социальных сетях. Эта серия, в которой сейчас 12 «маляванак», будет дополнена новыми работами, есть много идей. Хочу, чтобы они все были пронизаны общей «райской» тематикой.

Старые мастера традиционно рисовали лучшую жизнь, изображали на коврах свое представление о райской жизни, верили в неё.

- Над серией я тружусь уже больше года. А вообще, рисованными коврами увлекалась примерно два года назад, когда близко познакомилась с творчеством белорусской художницы Алены Киш, - продолжила собеседница

Пока Ольга работает над персональной выставкой «маляванак», часть из них путешествует по Беларуси.

Стараюсь сохранять в работах традиционные элементы «маляваных дываноў» – ободочки из цветов, цветовые решения, – знакомит со своей творческой манерой Ольга Пилецкая. – Многому учусь у Алены Киш. Я не пытаю сделать имитацию ковра, а действительно делаю настоящий ковер. Изучив тему, узнала, что были люди, которые в этом направлении занимались ремесленничеством, повторяли из раза в раз один и тот же сюжет.

Но если брать творчество Алены Киш, то мастерица никогда не повторяла сюжет «дываноў». Художница приходила к своим заказчикам, хозяева дома рассказывали ей какую-то семейную историю, она оставалась переночевать, на следующий день у нее возникали идеи ковра, а затем начинала её воплощать.

У самой Ольги на создание рисованного ковра уходит около месяца.

Не существует определенной технологии создания «маляванак», – поясняет девушка. – Для новой работы мне нужен отрез ткани, хотя старые мастера рисовали на том, что удастся найти, встречаются даже «маляванки» на клеенках. Затем я предварительно грунтую ткань и воплощаю заранее придуманный сюжет.

Самая основная сложность – вычленить из идеи самое главное, избавить работу от перегружающих деталей.

Созданию «маляванак» Ольга учит и юных воспитанниц творческого кружка «Чердачок»:

Дети в этом направлении творчества чувствуют себя свободнее, чем взрослые. Человеку с художественным образованием, например, тяжело дается наивная живопись. А фантазия ребят еще ничем не ограничена, они могут свободно представлять самые разные образы.

На выставке «Колер жывой выцінанкі», организованной Белорусским союзом мастеров народного творчества в Раубичах, Ольга Пилецкая представила 12 работ. В этом жанре клетчанка оформила старинные свадебные фотографии, которые наша землячка собирала для проекта по реконструкции наряда молодоженов 30-х годов.

Расцвет «маляванак» в Беларуси пришелся на 30-е и послевоенные годы минувшего столетия. Рисованные ковры снискали себе народную любовь. Ими наши земляки украшали свои дома. Но когда предприятия запустили в массовое производство ковры, у мастеров не стало работы.

Самодельные побросали под ноги, пошили из них мешки, или просто выбросили.

В наши дни «маляванками» занимаются лишь энтузиасты, преимущественно в Витебской и Могилёвской областях. Такие, как клетчанка Ольга Пилецкая. Наша землячка является единственной в Минской области, кто продолжает работать в этом редком и полузабытом жанре.

 

Юрий Мыслицкий.

Фото Инны Федарчук и из архива Ольги Пилецкой.

Отправить комментарий

Возможно, пропустили