Сейчас загружается

COVID-19: в чем ущемил и чему научил?

 

Пожалуй, не найдется ни одного человека, который бы мог о коронавирусе, появившемся в нашей жизни, сказать хоть одно доброе слово. Наоборот, некоторые мечтают, по прошествии пандемии, забыть о ней навсегда. Однако отрицание чего бы то ни было, как известно, не влияет на само явление или предмет.

И куда лучше потратить свои силы на своевременное изучение «незнакомца», чем игнорировать очевидным. А еще «круче» отыскать в плохом – хорошее, увидеть плюсы даже в этих скверных обстоятельствах.

Насколько это возможно, на пару попытались выяснить авторы «карантинившей» некоторое время рубрики Юрий Мыслицкий и Жанна Гордиевич.



Ж.Г.: Давай мы сразу разграничим: первая волна и вторая. Ощущаю в них большую разницу. Не по себе, а по атмосфере. Весной мы еще надеялись, что чужеземная напасть нас хоть как-то да обойдет.

Врачи предупреждали: переболеют практически все, но стоит беречься хотя бы ради того, чтобы это случилось не одновременно и можно было оказывать квалифицированную медицинскую помощь абсолютно каждому нуждающемуся в ней и в том режиме, когда не нужно выбирать, кому она наиболее необходима.

Мы вздохнули без масок на лице где-то в июле, а с приходом первых холодов снова их надели, но уже с другим настроением. И вот это почувствовали очень многие.

Если в марте, апреле, мае о гостевании у пожилых родителей большинство и думать не хотели, выбирали наиболее безопасные способы оказания им поддержки, строго настрого предупреждали сидеть дома, то сейчас этой строгости поубавилось. Наверное, как сказала одна бабушка, если суждено умереть, то хотя бы не буду жалеть, что давно не видела внуков!

Те, у кого они живут за сотни километров, привычные, а вот в одном населенном пункте видеться только на улице теперь мало кто готов. Их можно понять! Кто знает, сколько еще будет ходить вместе с нами теми же дорогами коронавирус?! И что – жить теперь как чужие? Вот, попробуй, возрази. У меня не получается - нет весомых аргументов.

Отсутствие общения с родными для некоторых сродни заточению. И страх заболеть даже с самыми невероятными последствиями уступает страху не успеть сделать то, что ты еще можешь.


Ю.М.: Если составить рейтинг того, чего нас лишил COVID-19, то рекомендацию врачей ограничить общение с пожилыми родственниками я бы поставил на первое место. Оказалось, что видеть близких, находиться с ними в одном помещении – важнейшие потребности.

До пандемии поездка на выходные к отцу и матери, к бабушкам и дедушкам, была самым доступным способом заботы о них. Но мы часто ограничивались телефонным звонком.

А вирус настроил оптику наших взглядов на жизнь нужным образом.

Вторая волна коронавируса страшнее первой не только новыми, еще более массовыми заражениями, но и фактом того, что пандемия никуда не ушла из нашей жизни. Снова маски, социальная дистанция, санитайзеры и прочее. Это также означает невозможность нормально общаться с близкими людьми в течение неопределенного отрезка времени.    


Артур Лебедев / РИА Новости

Ж.Г.: Да, плюсов в этом практически нет. Но, сравни, еще год назад никто из нас не страдал от необходимости уступать обычным привычкам. Скажем, в порядке вещей было отмечать день рождения в широком кругу друзей. Или проводить отпуск с обязательным выездом всей семьей на море, путешествовать в другие страны.

И вдруг сдерживающим фактором стала не нехватка финансовых средств, а совершенно другие, непредвиденные никем из нас, обстоятельства. Сейчас же происходит вынужденная сортировка предпочтений. И, знаешь, Юра, кто-то открывает в себе новые возможности! А еще отпадает мишура.

Вдруг человек понимает, что растрачивал себя и свое время на ничего не значащие вещи, пустые развлечения. Мыльные пузыри рассчитаны на малышей, а многие из нас восхищались чем-то подобным, будучи совершенно взрослыми людьми. Градус упал и, на мой взгляд, пришло осознание: что действительно важное, а что – суета.


Ю.М.: Все так. Только я не уверен, что вдруг прозревшее человечество, после того как пандемия отступит, будет продолжать держать себя в узде ограничений. Это не в правилах человека, по природе своей создания беспечного и не любящего себя в чем-то ущемлять.

Чтобы смоделировать ситуацию, достаточно вспомнить поведение людей, когда одни страны праздновали победу над первой волной COVID-19, а вторые уже прогнозировали скорый приход второй.

Что же, например, сделали белорусы летом, когда пандемия отступила, и медики смогли спокойно вздохнуть?! Мы сняли маски, заполнили кафе и бары. Никто не стал слушать одинокие голоса специалистов о призыве по возможности оставаться дома. В очередной раз все протрезвели, когда появились новые смерти.

Не знаю, сколько еще должно прийти волн, прежде чем каждый из нас действительно сделает правильные выводы.


Ж.Г.: Ну, и само здоровье, в конце концов, вышло на первый план! Когда выяснилось, что вирус бьет по нашим слабым местам, каждый понял, где конкретная мишень в его организме. Заволновались сердечники, те, кто в холодное время года и без COVIDа страдал от кашля, держащие на контроле свой желудочно-кишечный тракт и многие-многие другие…

Коронавирус в очередной раз предостерегает нас от наплевательского отношения к себе. Любая недолеченность, о чем нам врачи твердили за десятки лет до пандемии, когда-нибудь да вылезет боком. Но сильная половина человечества, полагаясь именно на это определение, обычно не торопится в поликлинику, пока не прижмет конкретно.

Женщины больше обеспокоены своими болячками, да вот только в заботе о чадах, в походах по детским консультациям редко находят время на то, чтобы сходить к врачам для взрослых. Пока дети подрастут, появляется одна-две хронические болезни. Да и тогда большинство из нас поступает по остаточному принципу, занося пункт «обследование» на последнюю позицию в списке запланированных дел.

И вообще, давай признаемся честно, заниматься своим здоровьем мы не любим и не умеем. Вот и накапливается к пенсии дюжина «звоночков», свидетельствующих о том, что качественная жизнь – это не про нас. Хорошо, если спасает генетика. Только в последнее время кто ею может похвастать?!


Ю.М.: Раз мы взялись искать хоть что-то положительное в грустной ситуации, заложниками которой оказались, то в плане заботы о своем здоровье вирус из Уханя произвел в нас качественную внутреннюю революцию. Он научил радоваться наступлению нового дня. Теперь мы радуемся тому, что на градуснике не больше 37, как крупному выигрышу в лотерее.

Когда COVID-19 ежедневно забирает новые жизни, его жертвами становятся твои друзья, одноклассники, коллеги, знакомые, сложно не  задуматься о том, что каждый из нас смертен. Но это «еще полбеды», как говорил Михаил Булгаков. Плохо то, что во времена коронавируса человек внезапно смертен.

В идеале, конечно, заниматься своим здоровьем постоянно, а не после тревожных звоночков.


Ж.Г.: А еще, мне кажется, то, что больница на протяжении неопределенного пока времени частично перепрофилирована, мы учимся лечиться дома, согласно предписаниям врача. Ведь остальные болезни не ушли в сторону. Да и мысль о необходимости поддерживать организм в боевом состоянии, способном отражать непредвиденные атаки, для нас, как я уже говорила выше, более понятна и актуальна.

Следовательно, самое время применять на практике советы о профилактических действиях. Этой осенью, кстати, желающих получить прививку от гриппа, как отмечали сами медики, было больше обычного. Значит, мы все же способны реагировать адекватно! И это качество необходимо запомнить и не растерять, даже когда опасность отступит.

На всякий случай. Атаки взбунтовавшегося микромира вряд ли уже оставят человечество, о чем, кстати, предупреждают те же врачи.


Ю.М.: Вот в лечении дома я все же не вижу ничего позитивного. Если бы больницы не были переполнены пациентами, у которых болезнь протекает тяжело, лучше бы всем заразившимся находиться под постоянным медицинским наблюдением. Слишком непредсказуем COVID-19 и его влияние на людей с «букетом» сопутствующих заболеваний.


Ж.Г.: Знаешь, за этот год мы научились доверять медикам. И это тоже большой плюс! Я не о конкретном человеке или учреждении, я – о профессионалах в целом. Даже весной, не зная об этом вирусе так, как знают уже сейчас, их предупреждения сбывались. Инфекционисты все-таки заканчивали вуз не зря, поэтому ход событий смогли предсказать.

И там, где позволяло время, подготовились лучше. Самообладание этих людей заслуживает искреннего восхищения. У меня, во всяком случае, на первом месте именно эта эмоция, когда разговор заходит о медработниках.

Среди знакомых имею немало людей, привычно надевающих белый халат ежедневно – кто-то на занятия в медуниверситете, кто-то для оказания помощи больным. Так вот они, как я это «сканирую», перестали расходовать себя на пустяки, не растрачивают ни силы, ни время не по назначению, чтобы работать с максимальной отдачей.

Это нам, считаю, у них сейчас тоже нужно было бы перенять. Потому что нередко, когда «прижимают» проблемы, мы расплескиваем себя в эмоциях, а нужно сконцентрировано работать над поиском выхода из ситуации, решением проблемы.


Ю.М.: Медики действительно сейчас – герои нашего времени. Уверен, каждый из них стал выполнять свою работу в несколько раз эффективнее, чем до пандемии.

Доверие к медикам появилось не от факта, что они находятся на передовой борьбы с COVID-19, а глядя на то, как врачи реально спасают наши жизни.


Ж.Г.: Дистанционка – еще одно новое явление. Сначала многие обрадовались, что можно дома работать и учиться, а затем столкнулись с тем, что не все к этому готовы. И тот, кто сумел приспособиться, перенес этот новый опыт в обычную жизнь. Да, таким образом мы еще больше уходим от непосредственного общения с глазу на глаз, но сколько времени экономится, например, на дороге!

В Клецке малые расстояния, а в крупном городе?! А если ехать нужно в областной центр или в столицу? И как-то прижился, смотри, режим онлайн-конференции, онлайн-совещания, пресс-конференций по видеосвязи.

Думаю, мы этим будем пользоваться уже долго. И не потому, что вирус не даст возможности контактировать по-другому, а потому что так удобно оперативно решать вопросы.


Ю.М.: Буду только рад, если конференции и совещания останутся в онлайне даже после победы над коронавирусом. Это идеальный формат для таких мероприятий, который экономит массу времени.

А вот дистанционка хороша только тем, что помогает оставаться дома и обезопасить себя или других от заражения. Но при этом сложно говорить об эффективности такого труда.


Ж.Г.: В жестких условиях регламента на многие вещи постепенно привыкаем выбирать самое необходимое. Так, уверена, будет и с дистанционкой. На счет эффективности, кстати, у меня противоположное мнение.

Но все зависит от того объема и характера работы, которой ты занимаешься. В любом случае, когда выбора нет, приходит смирение. А в спокойном состоянии любой из нас сделает в два раза больше, чем пребывая в волнении, наполненный переживаниями, сомнениями и страхом.

И целиком согласна с твоей мыслью про утро, которое мы встречаем в здравии. Оказывается, в определенных обстоятельствах такая мелочь становится такой важной деталью нашей жизни. Пусть и наше тело, и наш дух радуются этому состоянию ежедневно!



 

Отправить комментарий

Возможно, пропустили