Существующий порядок взимания государственной пошлины за выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении показал свою низкую эффективность. Привязка фискальных вопросов к процедуре техосмотра при отсутствии должных механизмов контроля отразилась на безопасности дорожного движения и привела к падению уровня наполняемости республиканского дорожного фонда.
Для решения затянувшейся проблемы в Налоговом кодексе 2021 года принята оптимальная схема для всех участников процесса, а именно проведение техосмотра как самостоятельной процедуры и введение транспортного налога на транспортные средства, зарегистрированные физическими лицами.
Из множества вариантов и длительных обсуждений выбор в пользу транспортного налога обоснован прежде всего с многочисленными обращениями граждан во все инстанции, в том числе и к депутатам парламента с жалобами на состояние улиц и дорог, особенно в сельской местности.
Сегодня сельские жители имеют право получать равные блага наравне с горожанами. Каждый житель страны вне зависимости от периода использования транспортных средств должен иметь возможность передвигаться по благоустроенным дорогам.
Транспортное средство, как объект, оказывает наибольшее влияние на состояние дорожного покрытия и атмосферу. Введение транспортного налога, по нашей оценке, является наиболее прозрачным механизмом как для определения степени участия каждого владельца транспортного средства, так и для администрирования данного процесса, а также увеличит наполняемость дорожного фонда страны.
С 1 января 2021 года транспортный налог должны будут платить все владельцы (физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели) транспортных средств, зарегистрированных в ГАИ МВД.
Не признаются объектом налогообложения транспортным налогом транспортные средства, выпущенные до 1 января 1992 года и по ряду других причин (нет сведений о дате выпуска, находящиеся в угоне, спецавтомобили и элетромобили).
Ставки транспортного налога установлены исходя из разрешенной максимальной массы, вместимости или на одну единицу транспортного средства.
Какие новшества предусмотрены?
Введенный транспортный налог по сравнению с действующей величиной госпошлины снижен на 25 процентов для физических лиц. Кроме того, для легковых автомобилей, имеющих разрешенную массу от 1,5 тонн до 2,5 тонн произведена дополнительная дифференциация ставок с шагом 250 кг, а не 500 кг, как это было ранее.
При отсутствии сведений о разрешенной максимальной массе транспортного средства ставки транспортного налога устанавливаются в размере минимальной ставки такого налога для соответствующего типа транспортного средства.
Платить транспортный налог граждане будут ежегодно за фактический период владения автотранспортом в календарном году.
Например: Машина снята с учета и продана в июле месяце, соответственно предыдущий собственник перестает уплачивать налог с 1 числа месяца, следующего за месяцем (в данном случае с 1 августа), в котором транспортное средство снято с учета.
Соответственно, новому владельцу начисляется налог с 1 числа месяца, следующего за месяцем регистрации.
Расширен круг льготных категорий граждан, имеющих право уплачивать налог по сниженным ставкам на 50 процентов.
Это ветераны Великой Отечественной войны, инвалиды I или II группы, лица, достигшие общеустановленного пенсионного возраста, или лица, имеющие право на пенсию по возрасту со снижением общеустановленного пенсионного возраста.
Для инвалидов III группы ставки налога снижены на 25 процентов.
Обязательным условием, применения льготы, является наличие у льготной категории граждан действительного водительского удостоверения соответствующей категории.
2021 год установлен переходным годом. В данные период будет выполнена актуализация баз транспортных средств заинтересованными ведомствами.
В 2021 году физические лица, у которых на 1 июля 2021 года будут зарегистрированы транспортные средства и которые не уплатили госпошлину за допуск транспортных средств к участию в движении до 1 января 2021 года, не позднее 15 декабря 2021 года должны будут уплатить аванс в размере 1 базовой величины исходя из размера базовой величины, установленной на 1 января 2021 года на каждое транспортное средство (в отношении прицепа, прицепе-дачи и мотоцикла – 20 рублей), с последующей доплатой в 2022 году в зависимости от фактического периода владения автотранспортом в 2021 году.
Например: Владелец имеет автомобиль, находящийся в нерабочем или аварийном состоянии, не имеющий возможности восстановления и состоящий на учете в ГАИ, то для исключения случая оплаты транспортного налога владельцу необходимо обратиться в органы регистрации автотранспорта МВД для снятия автомобиля с учета до 1 июля 2021 года.
Окончательная уплата налога за 2021 год должна быть произведена владельцем транспортного средства не позднее 15 ноября 2022 года.
Например: Автомобиль ВАЗ – 2106 выпущен и поставлен на учет в 1992 году, разрешенная масса автомобиля не более 1,5 тонны, владелец автомобиля пенсионер, ветеран ВОВ или инвалид 1 или 2 группы имеющий
в наличии действительное водительское удостоверение соответствующей категории.
В случае неоплаты владельцем указанного автотранспортного средства госпошлины по состоянию на 1.01.2021 года, начисление и уплата транспортного налога будет производиться в следующем порядке.
Согласно установленным ставкам и предусмотренной Налоговым кодексом льготы в размере 50 процентов за 2021 год транспортный налог по такому автомобилю составит 30 рублей 50 копеек.
При этом до 15 декабря 2021 года владелец автомобиля должен будет оплатить аванс в размере базовой величины. Доплата в размере 1 рубль 50 копеек должна быть произведена не позднее 15 ноября 2022 года на основании извещения налоговой инспекции, направленного владельцу автотранспорта до 1 сентября 2022 года.
Освобождаются от транспортного налога транспортные средства, в отношении которых не истек срок действия разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении, за выдачу которого была уплачена государственная пошлина.
Например: Автовладелец в апреле 2020 года получил разрешение на участие в дорожном движении при прохождении техосмотра с уплатой госпошлины за два года. В этом случае за 2021 год транспортный налог для таких автовладельцев не начисляется, за 2022 год начисление налога производится с 1-го мая по 31 декабря 2022года.
Оплату транспортного налога за 2022 год владельцу транспортного средства необходимо будет произвести на основании извещения налоговой инспекции, направленного в его адрес, не позднее 15 ноября 2023 года.
Например: Автовладелец в июле 2020 года получил разрешение на участие в дорожном движении при прохождении техосмотра с уплатой на один год. В этом случае в 2021 году владельцу транспортного средства оплату налога производить не придется и только в 2022 году налоговый орган определит размер оплаты за 2021 год за период с 1августа по 31 декабря 2021года.
Оплату транспортного налога за 2021 год владельцу транспортного средства необходимо будет произвести на основании извещения налоговой инспекции, направленного в его адрес, не позднее 15 ноября 2022 года.
Безусловно, на практике могут возникнуть различные жизненные ситуации, которые невозможно законодательно закрепить на длительный период. В этой связи предоставлено право местным Советам депутатов или по их поручению исполнительным и распорядительным органам полностью или частично освобождать от уплаты транспортного налога физические лица, по транспортным средствам, не используемым при осуществлении предпринимательской деятельности.
Учитывая данную возможность, а также то, что и сегодня часть собранных средств направляется местным органам власти на строительство, капитальный, текущий ремонт местных дорог и отдельных элементов улиц, у местных органов власти есть максимальная заинтересованность учесть интересы граждан и принять выверенные государственные решения.
Вариант введения транспортного налога был определен после многомесячного рассмотрения различных версий, предложенных заинтересованными министерствами и ведомствами, гражданами нашей страны и соответствует современным требованиям к формированию средств дорожного фонда по качественному содержанию дорог и дорожной инфраструктуры.
Исходя из технической оснащенности систем контроля за транспортом, возможности администрирования процесса и конечной заинтересованности наших соотечественников, введение транспортного налога видится прозрачным, понятным и логичным решением вопроса создания комфортных дорожных условий для жителей и гостей Республики Беларусь.
Отправить комментарий